Биоэнергопластика как нетрадиционный способ развития артикуляционной моторики пальцев рук
статья по коррекционной педагогике

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика как нетрадиционный способ развития артикуляционной моторики пальцев рук

Журнал «Дошкольное образование (логопедические занятия)»

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Сoвременный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть прoстыми фoрмами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах.  

К сожалению, в настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков.

Логопедическое воздействие на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что, в свою очередь, помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому можно обратиться к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический проект; энергия – сила необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластическое движение. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. В процессе выполнения гимнастики с биоэнергопластикой  у ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенность, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов, продолжительность которых может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
  2. Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.
  3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
  4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
  5. Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.
  6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
  7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с  биоэнергопластикой:

  • необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к более сложным движениям;
  • использование счета от 1-10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и размеренность выполнения движений;
  • кисти рук должны быть не напряжены;
  • движения должны быть плавными, раскрепощенными, синхронными с движениями речевых органов;
  • рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Бегемотик

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд

Описание: на счет 1 открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 10, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 па сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой палец опускается вниз, пальца  поднимаются  вверх. Повторить 4-5 раз.

Лягушка

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание: на счет 1  улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10  вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.

Лопатка

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание: на счет 1 улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, удерживать язык в таком положении под счет от 1-10. Кисть руки находится горизонтально, на счет 1 кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз. Повторить 4 - 5 раз. 

Чашечка

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание: из положения «лопаточки» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», удерживать под счет. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть, удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить 4-5 раз.

Иголочка

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: на счет 1 открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить лишь выпрямленным указательный палец. Повторить под счет от 1-10.

Катушка

Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.

Описание: на счет 1, открыть рот, упереть кончик языка с основания нижних зубов, и «выкатить» широкий язык изо рта, на счет 2 убрать язык вглубь рта (кончик языка постоянно находится за нижними резцами. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. Ан счет 1 подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз, на счет 2 вернуть кисть в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Расческа

Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание: на счет 1 положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Занятия артикуляционной гимнастикой с элементами биоэнергопластики могут проводиться в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов через различные виды деятельности детей:

  • Двигательная (речь с движениями);
  • Игровая (игры с правилами, пальчиковая гимнастика);
  • Коммуникативная (речевые ситуации, игры с правилами, артикуляционная гимнастика).

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует увеличению эффективности артикуляционной гимнастики; развитию артикуляционной, пальчиковой моторики; совершенствованию координации движений; развитию памяти, внимания, мышления.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения элементов биоэнергопластики в коррекционной логопедической работе.

Список литературы.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р.Г.Бушлякова – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей на тему: "Использование нетрадиционных способов развития мелкой моторики".

Мелкая моторика — это со­гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользо­ваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за­стегивать пуговицы, рисовать, л...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики пальцев рук.

В данной презентации рассматриваются нетрадиционные способы развития мелкой моторики. Создана она для родителей среднего дошколного возраста....

Мастер - класс «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овлад...

Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики пальцев рук.

Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики пальцев рук.Введение:Основой развития каждого человека является двигательная активность, которая складывается из крупной и мелкой моторики...

Мастер - класс для педагогов «Использование метода биоэнергопластика как нетрадиционной формы развития артикуляционного аппарата детей »

Представлен сценарий мастер - класса то теме «Использование метода биоэнергопластика как нетрадиционной формы развития артикуляционного аппарата детей».Важным условием для начала успешного...