Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Бегите ко мне!

Цель: учить детей сравнивать предметы по цвету.

Оборудование: желтый, синий и красный флажки  по количеству детей.

Ход игры. Взрослый раздает детям по одному флажку. Ведущий держит флажки всех трех цветов за спиной, затем достает один, поднимает его и говорит, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают взрослый предлагает поднять им свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет» (т.е. правильного или другого цвета).

Разноцветные ленточки

Цель: учить детей различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

Оборудование: наборы ленточек основных цветов.

Ход игры. Взрослый дает каждому ребенку по ленточке в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет синюю на своем…» Если задание выполнено правильно, то все дети хлопают в ладоши и приговаривают: «Вот какая красота, правильно нашли цвета».

 Ищи свой дом!

Цель: учить детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом.

Оборудование: разноцветные флажки по одному каждого цвета и таких же цветов кружки (по числу детей в группе), гимнастические обручи.

Ход игры. Обручи раскладываются на полу – это домики, в каждый ставится флажок одного цвета. Детям надевают кружок какого-либо цвета. Ведущий говорит: «Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!» и все выполняют движения, имитирующие переезд. По сигналу: «Ищи свой дом!» дети должны занять домики своего цвета. 

 

 Разноцветные колечки

Цель: учить устанавливать прочную связь между цветами и их названиями.

Оборудование: игрушки типа пирамидок, нос одинаковыми по цвету и по величине, свободно одевающимися колечками.

Ход игры. Дети берут себе по одной пирамидке, каждый называет ее цвет. Ведущий собирает колечки со всех пирамидок в одну общую коробку (колечки ушли погулять). Дети зовут: «Колечки, домой!» Ведущий достает из коробки колечко и называет его цвет, не показывая само колечко. Дети догадываются, чье это колечко (как в лото).

       

Летите, голуби!

Цель: учить детей ориентироваться в цветовых тонах без опоры на образец.

Оборудование: флажки, ленточки и другие предметы разных цветов, разложенные по группе.

Ход игры. Дети садятся на стульчики – они голуби. Ведущий говорит: «Летите, голуби (называет имена трех-четырех детей), принесите нам что-нибудь синее (аналогично с другими цветами). Летите!» Дети разбегаются по группе и ищут предметы названного цвета, затем возвращаются на место и показывают, что они выбрали. Затем голуби садятся отдыхать, а ведущий подзывает к себе следующих детей.

Волшебная кисточка

Цель: познакомить с получением промежуточных оттенков синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Оборудование: палитры, красная, синяя, белая краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.

Ход игры. Взрослый с помощью «волшебной кисточки» показывает детям изображения четырех воздушных шариков (три – разных оттенков синего цвета, один – фиолетового) и просит также закрасить их шарики, попробовав или смешав краски на палитрах.

 Что понравилось, возьми, принеси и назови

Цель: учить детей самостоятельно выбирать предмет определенного цвета, при этом вводится запрет на определенный цвет.

Оборудование: два комплекта кружков знакомых детям цветов. Один комплект раскладывается на полу в некотором отдалении от детей, другой – с помощью шнурков прикрепляется к детям (запретный цвет).

Ход игры. Пока взрослый произносит: Синее небо, красный цветок,/Желтый цыпленок, зеленый листок,/Много цветов есть на свете,/Знают их все наши дети, дети должны выбрать кружок любого цвета, кроме запретного, принести и правильно назвать

Раскрасим радугу

Цель: познакомить детей с цветами радуги, научить получать оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Оборудование: палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги (каждому ребенку).

Ход игры. Взрослый предлагает закончить картину художника «Радуга». Дети рассматривают радугу на картинках, обсуждают, когда она бывает, какие в ней цвета и в какой последовательности они располагаются и затем раскрашивают свою.  

Живое домино

   Цель: воспитание произвольного внимания, зрительного  восприятия, слухового внимания.

  Оборудование: ленты разного цвета, каждого цвета по 2.

   Ход игры. Взрослый повязывает до игры на руке каждого ребёнка ленту. Выясняет, у кого какого цвета лента. Затем дети разбегаются по комнате и бегают до тех пор, пока не услышат слова: «Найди себе пару». Дети ищут ленточки одного цвета на руках друг друга и становятся в пары. Взрослый просит их проверить, правильно ли они определили цвет.

Так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета (его форма) был отчётливо виден на картинке.

 Похож – не похож

     Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие наблюдательности, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительней труднее, чем замечать признаки их различия.

 Самолеты

Цель: группировка предметов по цвету.

Оборудование: Бумажные самолеты трех-четырех цветов по количеству детей, цветовые эмблемы для обозначения дорожек аэродрома

Ход игры. На стульях разложены маленькие самолетики разных цветов. Взрослый спрашивает у детей сколько всего самолетиков, какого они цвета, по сколько самолетиков на каждом стуле, затем предлагает детям взять по самолету. По команде: «Полетели красные самолеты, желтые…» – дети поднимают самолеты вверх. В той же последовательности самолеты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолета.

 Подбери себе соседа

Цель:  упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Оборудование: цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырех – пяти оттенков по светлоте.

Ход игры. Детям раздаются флажки. Взрослый называет цвет и к нему подходит ребенок с флажком данного цвета. Он выбирает себе товарищей в соответствии с цветовой градацией оттенков. Остальные проверяют правильность подбора цветовой гаммы.

 Праздничный салют

Цель: закреплять представление детей об оттенках по цветовому тону.

Оборудование: картина, на которой изображен праздничный салют, наборы кружков четырех – пяти оттенков основных цветов.

Ход игры. Дети рассматривают картину, отмечая, что самые темные огоньки находятся внизу, а выше становятся все светлее. Взрослый предлагает детям выложить у себя такой же салют.

Радуга

Цель: развитие внимания и цветового восприятия.

Оборудование: полоски бумаги семи цветов радуги, игрушки – зайчик.

Ход игры. Взрослый знакомит детей с очередностью смены цветов в радуге по потешке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Затем зайчик выкладывает последовательность цветов радуги намеренно допуская ошибку, дети замечают и устраняют ее.

 Укрась коврик

Цель: учить детей различать цвета, отвлекаясь от других признаков.

Оборудование: коврики шести основных цветов и предметные картинки шести цветов.

Ход игры. Коврики раздаются детям. Дети должны выбрать предметную картинку такого же цвета.

 Украсим елочку

Цель: учить подбирать цвет по словесной инструкции.

Оборудование: картонная елочка с липучками для крепления игрушек, елочные шары разного цвета тоже с липучками.

Ход игры. Детям предлагают украсить елочку. Взрослый называет ребенку цвет шарика, который он должен повесить на елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...

Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»

Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой  в игре на  занятиях и повседневной жизни ....

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

1 этап. Узнавание неречевых звуков.Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.Ход игры: педагог предлагает послушать, определить по зв...