Картотека игр по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что нам принес Мишутка?

Цель: учить детей узнавать предмет на ощупь, развивать тактильную память.

Оборудование: небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, куколки, машинки) по числу детей, мешок из плотной ткани, плюшевый мишка.

Ход игры. У мишки в лапах мешок с игрушками и он предлагает детям по очереди ощупывать в мешочке игрушку и угадывать что это такое, потом достать игрушку. Затем все складывается обратно в мешок и дети должны сначала сказать, что они хотят достать, а потом достать это.

 Не ошибись, Петрушка!

Цель: учить детей целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая и ощупывая предмет, развивать память.

Оборудование: хорошо знакомые детям игрушки средних размеров и контрастной формы, колпачок Петрушки, по размеру больший объема головы ребенка.

Ход игры. Одному из детей надевают колпачок – он Петрушка, и будет показывать фокусы. Затем кто-нибудь из детей дает Петрушке в руки игрушку и просит на ощупь угадать, что это такое. Если отгадка верна – фокус удался.

Волшебный мешочек

Цель: учить детей узнавать предмет на ощупь, развивать тактильную память.

Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с игрушками контрастной формы.

Ход игры. Взрослый предлагает детям опустить руку в мешочек, ощупать предмет, назвать его и вытащить для проверки.

 Есть у тебя или нет?

Цель: учить детей узнавать похожие по форме  знакомые предметы, развивать фразовую речь.

Оборудование: набор деревянных игрушек (напр. яблоко, груша, шарик, яйцо, пирамидка, кувшин, мисочка, лимон, кубик, кирпичик) в двух экземплярах и две муфточки.

Ход игры. Один ребенок засовывает руки в муфточку, нащупывает предмет и говорит: «У меня есть шарик, а у тебя?» и выкладывает его на стол. Второй ребенок тоже должен найти в своей муфточке такую же игрушку.

 Едем в гости

Цель: учить детей узнавать форму геометрической фигуры только с помощью глаз, развивать слуховое внимание.

Оборудование: карточки с изображением следующих фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник – маленькие по числу детей и один комплект больших.

Ход игры. Четырем детям даются большие карточки – это хозяева квартир, а остальным -  по одной маленькой карточке (приглашения). Дети  по сигналу: «Приехали!» должны подойти к хозяину квартиры с такой же геометрической фигурой.

                               Принеси и покажи

Цель: учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Оборудование: карточки лото с прорезанными в них контурами геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), вкладыши к ним и три дополнительных вкладыша: овал, звездочка и шестиугольник.

Ход игры. Детям предлагается подобрать к данному геометрическому контуру подходящий вкладыш из шести предложенных, не беря в руки контур, а лишь зрительно проследив его.

 Закрой окошко

Цель: учить детей зрительно воспринимать форму, развивать мелкую моторику, мышление.

Оборудование: карточки лото с прорезанными в них контурами геометрических фигур и вкладыши к ним.

Ход игры. Взрослый предлагает детям закрыть окошки в карточках, подобрав подходящий по форме вкладыш.

 Чей коврик лучше?

Цель: развивать у детей зрительное восприятие формы плоскостных фигур, восприятие цвета, мелкую моторику.

Оборудование: планшеты с рельефными углублениями определенных геометрических форм, геометрические фигуры для заполнения этих форм.

Ход игры. Детям предлагается подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубление таким образом, чтобы получилась фигура одного цвета, а затем украсить коврик, перевернув детали фигуры на другую сторону.

 Геометрическое лото

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать внимание, мышление.

Оборудование: большие карты с нарисованными на них контурным контурами геометрических фигур, геометрические фигуры, вертушка с вращающейся стрелкой

Ход игры.  Взрослый вращает стрелку вертушки со словами:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем фигуркам покажись,

Покажи нам поскорее,

Кто из них тебе милее!

Стоп!

Дети называют фигуру, на которую показала стрелка и кто-то закрывает ею окошко на своей карточке.

 Кому дать?

Цель: учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь, развивать внимание.

Оборудование: большие карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур, геометрические фигуры, настольная ширма.

Ход игры. Взрослый выдают детям карты лото, а одного ребенка приглашает за ширму, где на столе положены геометрические фигуры. Ребенок, не показывая ее другим детям, спрашивает: «Кому дат треугольник (называется фигура)!» Тот ребенок, который раньше ответит на вопрос и получает фигуру.

 Какой листок – лети ко мне!

    Цель: воспитание умения сравнивать предметы, слухового внимания; активизация словаря.

   Оборудование: листья  от разных деревьев.

    Ход игры. Взрослый собирает листья от разных деревьев. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Затем выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья, сравнивает и называет листья, показывая деревья. Раздаёт детям по листику, после чего показывает какой-либо листик и говорит: «Такой листок – лети ко мне». Бежать можно только после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист, и только после команды воспитателя.

 Похож – не похож

     Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие наблюдательности, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительней труднее, чем замечать признаки их различия.

 Нарисуй узор на коврике

Цель: учить складывать рисунок по образцу, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

Оборудование: образцы ковриков с рисунком из геометрических форм, набор геометрических фигур и листы картона по числу играющих.

Ход игры. Взрослый предлагает детям выложить на своем коврике такой же узор, как на образце.

 Посчитай, сколько здесь

Цель: учить детей выделять на рисунке знакомые геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, внимание, навыки счета.

Оборудование: предметные картинки, составленные из геометрических фигур.

Ход игры. Взрослый предлагает детям посчитать, сколько на картинке треугольников, квадратов, фигур без углов, кругов и т.д.

Чья фотография

Цель: учить соотносить по форме объемные тела и изображение одной стороны, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

Оборудование: набор объемных геометрических тел и соответствующих геометрических фигур.

Ход игры. Взрослый предлагает рассмотреть тело «сфотографировать» его и выдать телу нужную фотографию.

 Кто больше

Цель: учить детей видеть знакомые геометрические формы в окружающем мире, активизировать словарь.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед детьми круг и предлагает вспомнить, что бывает круглой формы. Дети по очереди называют предметы круглой формы до тех пор, пока не исчерпают словарный запас. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Презентация для работы по развитию восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Презентация для работы по развитию восприятия цвета с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...

Развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Возрастные особенности восприятия цвета у детей, игры на развитие функции....

Работа воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Из опыта работы воспитателя по развитию восприятия пространства у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...