«Использование техники «монотипия» на совместной деятельности учителя-логопеда и педагога изодеятельности с дошкольниками с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Хлебороб Ольга Александровна

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Не секрет, что нетрадиционные техники рисования уже давно используются в совместной изодеятельности педагогов и детей. Почему же использование таких техник получило большую популярность? Ответ на поверхности: нетрадиционные техники рисования создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей, содействуют развитию инициативы, самостоятельности. Поэтому выбранную тему считаю актуальной.

            Одной из техник нетрадиционного рисования, является монотипия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_art-terapiya_2.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

по образовательной программе

«Основы арт-терапии»

Тема

«Использование техники «монотипия»  на совместной деятельности

учителя-логопеда и педагога изодеятельности с дошкольниками с ОВЗ»

Выполнила:

слушатель Хлебороб О.А.

Санкт-Петербург

2018г.

Пояснительная записка

        В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента (Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002)

        Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики (Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000).

        В детском саду, часто используют арт-терапевтические техники, для расслабления детей, для развития их воображения. Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении, поэтому дошкольное детство – это то время, когда можно и нужно развивать воображение.

        Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Не секрет, что нетрадиционные техники рисования уже давно используются в совместной изодеятельности педагогов и детей. Почему же использование таких техник получило большую популярность? Ответ на поверхности: нетрадиционные техники рисования создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей, содействуют развитию инициативы, самостоятельности. Поэтому выбранную тему считаю актуальной.

        Одной из техник нетрадиционного рисования, является монотипия.

        Название «монотипия» происходит от греческого слова «monos»– «один», то есть отпечаток можно получить только один. Если хочется его улучшить или переделать, нужно делать все заново, то есть перерисовывать сам оригинал. Это размышления от полученного путем отпечатка живописно-графического пятна.

        Пятно может быть получено разными способами. Поэтому внутри этой техники есть еще свои подтехники. Это зависит от материала и способа воплощения. Пятно получается механическим способом далее подключается мир ассоциаций. Воображение . Художник может легким намеком дать подсказку зрителю.

        Монотипия – техника сотворчества, где художник призывает зрителя заняться  поисками своих личных ассоциаций. Интуиция  ведет и подсказывает пути к образу (кстати, интуиция происходит от латинского intueri, что означает смотри зорко). (Вознесенская Е., Мова Л. Арт-терапия в работе практического психолога». – К.: Шкільний світ, 2007. – 84-90 с.)

        Результат такой деятельности – это очень увлекательный, завораживающий процесс, который удивляет и восхищает детей, здесь не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

        Целью моей работы является развитие творческого воображения  у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

        Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

• Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;

• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;

• Развивать воображение и творческие способности детей;

• Побуждать ребенка экспериментировать;

• Поощрять и поддерживать творческие находки;

• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

        Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• Способствует получению эстетического удовольствия.

Методы и приемы, используемые на занятии:

        Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

        Беседа - диалогические формы. Проводится с целью выяснения определенных моментов.

Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

        Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.

        Хочется отметить, что эта техника очень интересна детям, на занятии не приходится использовать дополнительные стимулы, чтобы привлечь детей к работе.

Даже те, кто поначалу не хочет работать, увидев волшебство превращения пятна, забывают о своих обидах, тревогах и начинают делать. Это маленькая игра, ее использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Техника выполнения для разных детей может быть изменена.

План, ход занятия.

        Воспитанникам средней группы детского сада были предложено поработать в одном из вариантов монотипии - «кляксографии».  

        Особое внимание было уделено мною выбору цвета, каждый ребенок, получив свой набор гуаши (12 цветов) мог выбрать 3-5 своих самых любимых, те цвета, которые нравятся ему больше всех остальных.

        На столах у детей появились шаблоны-бабочки. Их задачей было: сложить «бабочку» пополам, развернуть ее и выбранными красками (именно теми цветами, которые ему нравятся больше всего) ставить пятна в виде клякс. Затем сложить лист по сгибу, дать пропечататься и развернуть. Абсолютно у всех получился невероятный и абсолютно новый узор.

        Интересно отметить, что детки с особенностями в поведении, отмечаемыми не только педагогами, но и родителями, выбрали «любимыми» коричневый и черный цвета.

Яркие цвета и оттенки чаще использовали девочки, мальчики выбирали, в основном, такие цвета, как красный, синий, желтый – базовые.

        Воспитанникам старшего дошкольного возраста, 6-7 лет, более сложная техника выполнения: «фрактальная монотипия». Детям выдавались прозрачные пластиковые листы, на твердую поверхность, в творческом порыве ребята наносили гуашевую краску, сверху накладывали лист бумаги, продавливали ее сверху руками и затем плавно снимали лист. Следующим этапом было исследование полученного оттиска, всматриваясь, дети старались увидеть какой-то образ, и слегка дорабатывали его, дорисовывали элементы, стараясь, усилить и выявить увиденное в монотипии.         

        Описанный прием часто используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Он подходит для психологически зажатых детей, исходя из практики, хочу заметить, что многие воспитанники с ОВЗ имеют такие трудности.

        Интересно отметить, что многие воспитанники, выполняя работу, начали говорить, что они рисуют свое настроение.

        Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на таких занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Эта техника предназначена для работы с самим собой. И эффект всегда есть.    

        Завершением данного занятия были беседы с детьми по поводу нарисованных ими картин, изучение дорисованных образов. У каждого получилась своя история.

При оценке работ можно учитывать такие критерии, как: сам процесс рисования (ощущения), собственно рисунок (цвет рисунка, сила отпечатка на листе (насколько ярко отпечатался рисунок), использование пространства листа (наличие свободного пространства на листе и пр)

        Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный  и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, не понимает своих эмоций, что часто присуще деткам выделенной группы. Так же техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик. 

        Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.

Список литературы

  1. Научное издание. СПб.: БПА. – 174 с. Отделение трансперсональной психологии и педагогики. Главный редактор – Волков И.П.;

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html#c;

Светлана Феоктистова. Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду; М.: Издательство Скрипторий, 2003. - 80 с.;

  1. Сборник "Простір арт-терапии: хаос, структура, стихія", Киев, 2009. - 52с.;

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию арттерапевтических техник на уроках ручного труда для детей с ОВЗ, обучающихся в школе VIII вида (II вариант программы) на примере «Монотипиии», автор-составитель:ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна – учитель начальных классов;

  1. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014. – 62 с

  1. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014. – 62 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изодеятельности в технике «монотипия» «Бабочки над лугом»

Конспект НОД по изодеятельности в технике «монотипия»«Бабочки над лугом»...

Сценарий НОД во второй младшей группе по изодеятельности в технике монотипия: «Бабочки».

Конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе в нетрадиционной технике: монотипия....

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса «Лучший педагог дошкольного образования - 2018» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса«Лучший педагог дошкольного образования - 2018»Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»...

Конспект НОД по изодеятельности в технике «монотипия» «Бабочки над лугом»

Цели и задачи:Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их строении;Развивать умение видеть признаки сходства и различия насекомых, используя для обобщения схематические модели;Познакомить ...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Мастер-класс Рисование с помощью способа - примакивание "Вязаная шапка" и с использованием техники монотипии.

Мастер-класс «Рисование примакиванием с использованием техники монотипии «Вязаная шапка»Традиционные техники рисования сложны для дошкольников. Особенно трудно нарисовать симметричну...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимний лес» (использование техники монотипия)

Цель: Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная....