Три технологии дифференциации обучения как учитывать различия в способностях детей
консультация по коррекционной педагогике

Дусбабаева Анастасия Леонидовна

 Три технологии дифференциации обучения как учитывать различия в способностях детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Три технологии дифференциации обучения: как учитывать различия в способностях детей

Зачем нужны технологии дифференциации обучения и как их применять

Автор: Стародубцева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования ГБОУ ВО «Академия социального управления»

Поговорим о технологиях дифференциации обучения. Вы узнаете, что предполагают эти технологии и как их применять в работе с дошкольниками.

Используйте технологии дифференциации обучения, чтобы помочь детям с ОВЗ освоить образовательную программу. Что предполагают эти технологии и как их применять, читайте в лекции.

Дифференцированный подход к образовательному процессу позволяет учитывать различия в готовности детей к усвоению материала. Выделяют три основные технологии дифференциации обучения. Покажем их на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Какие бывают технологии дифференциации обучения

https://api.school.glavbukh.ru/api/v1/api/File/_download?id=9e0f0c1a-762c-4b5f-9298-dee671009af4

 

Рассмотрим каждую технологию более подробно.

Технология уровневой дифференциации обучения. Вы работаете с каждым ребенком на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп. Это позволяет одновременно помогать более слабым детям, уделять внимание сильным и работать с трудными детьми.

Разделите детей на три группы в зависимости от их возможностей освоения учебного материала. Первую группу составляют успешно обучающиеся дети. Они понимают фронтальное объяснение, хорошо запоминают учебный материал. На рисунке 2 смотрите, какие задания можно давать таким дошкольникам.

 

Рисунок 2. Примеры заданий для детей первой группы

https://api.school.glavbukh.ru/api/v1/api/File/_download?id=599f47e3-8b38-409e-bce1-2f378902a01c

 

Во вторую группу входят ребята, которым необходима ваша помощь при освоении учебного материала. Такие дети нуждаются в дополнительном объяснении темы и с трудом работают самостоятельно. Предлагаем два примера заданий для детей этой группы (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Примеры заданий для детей второй группы

https://api.school.glavbukh.ru/api/v1/api/File/_download?id=556d08ec-6f52-4de3-8c69-db0682539a23

 

К третьей группе относят детей с выраженным психофизическим недоразвитием. Способности к обучению у них на самом низком уровне. Знания они усваивают механически и быстро забывают изученное. Примеры заданий для таких детей – на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Примеры заданий для детей третьей группы

https://api.school.glavbukh.ru/api/v1/api/File/_download?id=31547c64-8511-4573-8a2b-32341e7e8b21

 

Технология функциональной дифференциации. Позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общий результат работы группы. Дети выполняют задания в соответствии со своими возможностями. При этом ребенку с трудностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы.

Пример

Какие вспомогательные материалы можно предложить ребенку

1. Слова-карточки, чтобы составить предложение. Задача – расположить карточки в нужной последовательности.

2. Калькулятор, чтобы проверить расчеты.

3. Наглядный материал, из которого нужно выбрать картинки или схемы для выполнения задания.

Групповая форма обучения помогает полностью включить ребенка с ОВЗ в работу и учесть его возможности и способности. Одновременно у «обычных» детей формируется отношение к ребенку с ОВЗ как к полноценному человеку.

Эффективность групповой работы в условиях инклюзии определяется не успешным результатом. Главное, чтобы работа была согласованна и ориентирована на взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных выходов из различных ситуаций.

Технология смешанной дифференциации (модель сводных групп). Предполагает, что вы учитываете в работе не только уровень развития детей, но и их интересы. Поделите детей на три сводные группы (см. таблицу)

На какие группы можно поделить детей

Номер группы

Каких детей включить

1

Дети с высокой степенью заинтересованности учебным предметом и с высокими результатами

2

Дети, которые не считают предмет интересным и осваивают его на базовом уровне

3

Дети, которые нуждаются в усиленной педагогической поддержке и должны достигнуть обязательных результатов обучения

 

Для каждой группы нужно составить отдельный вариант учебной программы в соответствии с задачами обучения и уровнем группы. Первый вариант имеет продвинутый уровень; второй и третий направлены на достижение обязательных результатов обучения.

 

Вы узнали, как сделать образовательный процесс дифференцированным. Теперь переходите к следующей теме. После того как ознакомитесь со всеми темами этого учебного блока, ответьте на десять тестовых вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...

Моделирование и внедрение развивающей программы «Личностно–ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико–интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно ...

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

Здоровьесберегающие технологии в развитии инициативы и музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. На сегодняшний день для педагога, работающего в детском саду, актуальна проблема сохранения и укрепления ...

Внедрение современных образовательных технологий для развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс

laquo;ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»Инновация &ndash...

Использование современных ИКТ – технологий и театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Важнейшей характеристикой личности ребенка является творчество. Формировать творческое развитие  необходимо у детей  с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчес...