Здоровьесберегающие технологии в развитии инициативы и музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
проект по теме

Черникова Татьяна Владимировна

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

 На сегодняшний день для педагога, работающего в детском саду, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernikovat.v.ped_chtenie.docx28.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Черникова Татьяна Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №71» музыкальный руководитель

Здоровьесберегающие технологии

в развитии инициативы

и музыкально-творческих способностей

детей дошкольного возраста

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

 О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Прослушивание лучших музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические процессы. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Упражнения В. В. Емельянова укрепляют голосовые связки, Стрельниковская дыхательная гимнастика увеличивает объём лёгких. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Музыка - это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Сегодня мы всё чаще обращаемся к музыкальному «лекарству», которое через подсознание действует на душевные силы человека и помогает победить недуг.

        Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

1. Работа с семьями воспитанников с целью вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми.

2. Осуществление деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

        Для каждого педагога, как и для каждого родителя, главное, чтобы дети были здоровы.

             Малыши, малыши, малыши, для меня вы все хороши.

                Ясные глазки, пухлые ручки, плаксы, смешные мои почемучки.

         Я тепло своё подарю, и станцую, и песню спою.

         И в моих руках МУЗЫКА  - особый ключ к достижению духовной и физической гармонии ребёнка.        

         На сегодняшний день для педагога, работающего в детском саду, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

        Необходимо разнообразить традиционные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья (использование здоровьесберегающих технологий).

        Проводить интегрированные музыкально – валеологических занятия.

        Применять новые формы взаимодействия с семьёй и педагогами ДОУ по музыкальному воспитанию дошкольников с включением вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и дома.

         Цель моей работы, как музыкального руководителя: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ.

Задачи: Выявить и развить музыкальные и творческие способности детей.

        Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья.

        Формировать привычку к здоровому образу жизни.

        В своей работе я использую программы и методические пособия: по музыкальному воспитанию, по воспитанию здорового ребёнка.

         В традиционных видах музыкальной деятельности, таких как восприятие музыки, детское исполнительство, детское творчество, музыкально-образовательная деятельность использую здоровьесберегающие технологии.

        Например, начинаю каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен использую с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных  инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.

         Основные формы организации музыкальной деятельности детей – это непосредственно образовательная деятельность «Музыка», «Праздники и развлечения», «Организация самостоятельной   музыкальной деятельности детей» и «Музыка в повседневной жизни детского сада»

         Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая детей музыке, я укрепляю их здоровье физическое, эмоциональное, психическое.

         Непосредственно образовательную деятельность провожу преимущественно в игровой форме, продолжительность  не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечиваю единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строю с равномерным распределением психофизической  нагрузки, а также разнообразными методами и приёмами с учетом возраста детей.

        Для развивающего эффекта  на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

        В своей работе применяю музыкально  - дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка, комплексно вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

        Свою  работу в детском саду осуществляем по двум направлениям:

  1. Музыка и духовная гармония.

 Задачи: развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств;

формирование позитивного отношения к окружающему миру;

        развитие творческих способностей.

         Развитие эмоциональной сферы и воспитание нравственных чувств. Во время музыкальной деятельности дети узнают средства музыкальной выразительности, сравнивают музыкальные произведения по жанру и характеру, сопоставляют музыкальные произведения с произведениями литературы и изобразительного искусства. Знакомство с классической музыкой, фольклором, историей помогает ребёнку узнать и полюбить традиции и идеалы русского народа.

         Формирование позитивного отношения к окружающему миру одна из основных задач. Через музыкально-ритмические движения ребёнок удовлетворяет потребность в двигательной активности. Театрализация вводит в мир игры и сказки. Игра на детских музыкальных инструментах создаёт ситуацию успеха, которая так важна для каждого ребёнка.

        Сюжетно-ролевые игры, хороводы, кукольные или пальчиковые театры, инсценировки развивают творческие способности детей.

  1. Направление моей работы – музыка и физическая гармония.

        Задачи: укрепление голосовых связок, дыхательного аппарата;

        формирование правильной осанки;

         развитие речевого аппарата

        Артикуляционная гимнастика и фонопедические упражнения используются для укрепления ещё неокрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, это способствует развитию носового, диафрагмального дыхания. Основными задачами дыхательных упражнений является укрепление физиологического дыхания детей, формирование правильного речевого дыхания.(короткий вздох – длинный выдох).

        Во время музыкально-ритмических движений у детей формируется правильная осанка. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

         Пальчиковые и речевые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, улучшают координацию пальцев рук. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи  идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

         На мой взгляд, проведение интегрированных  занятий  позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены, а также позволяет сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, развить эмоциональную сферу ребёнка. Для реализации  задач работаю в соответствии ФГОС, всё это способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний.

        Все педагоги должны комплексно решать задачи физического,    интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей, подготовки их к школе, активно внедряя наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии.

        Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, и логопеда, и психолога, и инструктора по физической культуре  способствует развитию эмоциональной сферы, развитию речевого аппарата.

        Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: поёт вместе с музыкальным руководителем (не заглушая детское пение), участвует в музыкально-ритмических движениях, активизируя малышей, играет на музыкальных инструментах вместе с детьми.  Воспитатель не должен оставаться  наблюдателем, он осуществляет эмоциональную поддержку малышам, помогает детям, испытывающим затруднения.

         Все формы взаимодействия с родителями направлены на вовлечение родителей в организацию совместной деятельности с детьми и укрепление семьи.

         Стало традицией участие родителей в праздниках, конкурсах, играх.

          Результатами музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными);

        стабильность физической и умственной работоспособности;

        повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей.

          Вся наша педагогическая деятельность направлена на то, чтобы у ребёнка сформировалась привычка жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

        Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это очень важно для формирования полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать. Мы вместе с детьми поём, танцуем, играем в сценках и спектаклях. Все счастливы, находясь в ситуации успеха. А я погружаюсь в мир детских эмоций и, забывая о реалиях жизни, живу тем, что происходит здесь и сейчас. Меня радует, что дети  умеют выразительно и пластично двигаться, чувствуют музыку, могут передать смену эмоций и настроения в пении, в слове, в жесте, и всё это доставляет им радость и  удовольствие. Я счастлива, когда маленькие артисты сами хотят кружиться, услышав прекрасные звуки вальса, танцевать вприсядку под задорную русскую кадриль. А как сладостны мгновения гордости за успехи своих воспитанников! Ведь это не «я» или «дети» выучили песню, танец, а МЫ ВМЕСТЕ.

        Воспитать ребёнка… Это очень сложно. Это огромная ответственность. Это большой труд. И это мой выбор,  моё призвание, моя судьба. Как не навредить, не разрушить хрупкую гармонию  детского восприятия мира, не обмануть доверия малышей? Только пропуская все события через сердце, болея душой за каждое достижение ребёнка, искренне радуясь и совершая открытия с детьми каждый день можно стать другом и примером для беззащитного росточка.

        В душе каждого малыша звучит музыка  и от нас зависит, чтобы она не замолчала, а звучала всё сильнее и ярче, освещая и согревая жизнь растущего человека.

Литература:

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.

 М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1989.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.,2002.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.

И. Каплунова И. Новоскольцева «Ладушки» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста

О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду »

Е. Картушина «Логоритмика»

 А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»

Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 2007.

Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 2002.

 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 2000.

М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»

М.А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду»