"Особенности внимания у детей с ООП"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников, включается работа по формированию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vnimaniya_u_detey_s_oop.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внимания у детей с ООП.

https://ds50nsk.edusite.ru/images/p57_clip_image0012.jpgРечь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников, включается работа по формированию внимания.

Существует несколько  видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам: по предмету деятельности – сенсорное, интеллектуальное, двигательное; по направленности – внешнее, внутреннее;

по ведущему анализатору – зрительное, слуховое, кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков. 

Непроизвольное — не связано с участием воли. 

Произвольное — включает волевую регуляцию.

 Произвольное внимание обладает следующими основными свойствами:

1.     Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.

2.     Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3.      Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

4.     Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.

5.     Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Особенности внимания детей с ОНР.

 Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Таким образом, у детей с ОНР по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать) обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью внимания. О его формировании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Особенности внимания у детей с заиканием.

 Говоря об особенностях  внимании заикающихся дошкольников часто отмечают такие качества как неустойчивость, рассеянность, слабая концентрация и малый объём как зрительного, так и слухового внимания. Именно поэтому заикающиеся дошкольники одни из первых попадают в группу риска как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения повышенной утомляемости и заболеваемости. И действительно, педагоги отмечают, что на занятиях заикающиеся дошкольники легко отвлекаются, детям очень сложно длительное время удержать внимание не определённом объекте, или информации, которую пытаются донести до ребёнка. Поэтому большинство специалистов прибегают к большому количеству красочного демонстрационного и раздаточного материала, чтобы постараться как можно дольше удержать внимание ребят. Для того чтобы дети лучше запомнили текст (например, стихотворение) используют сюжетные картинки, схемы или пиктограммы, с целью поддержания сосредоточенности и устойчивости слухового внимания.

Всё это ещё раз доказывает, что внимание заикающихся детей обладает рядом особенностей по сравнению с уровнем сформированности внимания у не заикающихся дошкольников.

Мы уже знаем, что заикание может возникнуть по разным причинам, и что от этих причин зависит то, каким является заикание по происхождению: органическим или функциональным. Известно, что органическое заикание является только лишь сопутствующим симптомом более сложного расстройства, например дизартрии. В симптомокомплексе дизартрии тоже отмечается ряд особенностей в психическом развитии детей. Так же отмечаются трудности в обучении детей, трудности при коррекции речевого расстройства, что вероятнее всего тоже вызвано низким уровнем сформированности свойств слухового и зрительного внимания.

Особенности внимания у детей с ЗПР.

 Внимание у детей с задержкой психического развития имеет следующие особенности:

 Неустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т. д.

Пониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Данная особенность внимания указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом.

Снижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей.

Сниженное распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.

«Прилипания внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Повышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания у детей

 Внимание во время учебной деятельности - это основа успешного развития ребёнка. ...

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Особености внимания у детей ЗПР

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниман...

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет.

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имею...