Конспект открытого занятия "Моя семья".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зайцева-Белова Татьяна Евгеньевна

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия "Моя семья" с элементами тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области «Наро-Фоминский Реабилитационый центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Сказка»

 

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ старшего

дошкольного  возраста с элементами тренинга

тема: «Моя семья»

Педагог-психолог

отделения психолого-педагогической помощи

Зайцева Татьяна Евгеньевна

2021

                                     «Моя семья»

Цель: 

- Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.

- Воспитывать любовь  и уважение к своей семье.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление представления детей о семье, о своем месте в жизни; 
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья»;
  • учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развивать вербальное и невербальное общение.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать гармонизации осознания ребёнком «своего Я», развитие самосознания;
  • развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • развитие зрительного, слуховое внимания, мышления;
  • развитие мелкой и обшей моторики.

Воспитательные:

  • Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
  • Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы: мячик для разминки,   готовый образец родословного дерева (по количеству детей), экран,  проектор для демонстрации презентации, бумага, цветные карандаши. 

Ход занятия:

  1. Организационный.
  1. Ритуал приветствия.

 Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

 Дети становятся в круг. Педагог-психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный мяч».

  1. Ребус «7Я» ( слайд 2)

Педагог-психолог: Что бы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, надо отгадать ребус: 7Я.                                                                                   Сегодня мы поговорим о наших родных и близких людях, которые живут с нами рядом. Давайте вспомним всех членов семьи. Назовем по очереди (можно повторять предыдущее название, по типу «Снежного кома»).

     3. Обсуждение правил тренинга.

  • Когда педагог-психолог, поднял руку, это сигнал что очень шумно;
  • Когда кто-то говорит, мы его не перебиваем, уважаем говорящего.
  •  Правило активности: не молчим, работают все.

II. Основной этап.

1. Беседа (слайд 3).

Педагог-психолог:   У всех у нас  один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна. А есть ещё малый дом – семья, в которой мы с вами живем. (слайд 4)

- А что такое семья? (ответы детей) (слайд 5)

 Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба. Семья – самое дорогое, что есть у человека.

- Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

 2. Игра   «Верно-неверно»

Педагог-психолог: Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной -  поднимайте обе руки вверх, а если не согласны - топайте ногами.

Семья – это все мои друзья и знакомые.

Семья – это родные, которые живут рядом.

Семья – это я.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка – это папа моего папы.

Семья – это люди которые любят друг друга.

Я – дочь мамы и папы.

Я – сын мамы и папы.

Бабушка и дедушка – это мои родители.

Всем людям нужна семья.

Педагог-психолог: Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Я вижу вы все знаете, зачем человеку нужна семья.

 3. Психогимнастика. (слайды 6,7,8)

 Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы (подсказки на слайдах):

- когда они радуются; (слайд 6)

- когда они сердятся; (слайд 7)

- когда вас ругают; (слайд 8)

- когда жалеют. (слайд 9)

4. Упражнение для детей  «Правила семьи»

Педагог-психолог: Сейчас я прочту вам правила, существующие в сказочной семье. Послушайте их и скажите, какие правила вы считаете правильными, а какие нет? А какие  бы взяли в вашу семью, можете придумать свои правила:

  1. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  2. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  3. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  4. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  5. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие   родителей присматривают за ними.
  6. Все друг другу говорят добрые слова.
  7. Дарят друг другу подарки.

/Дети  совместно выбирают правила и озвучивают их./

5. Игра-миниатюра «Дружная семья» (М.А.Косицына, И.Г. Бородина: «Коррекционная ритмика»). 

Цель: развитие умения действовать по представлению, отражать черты характера.

Исходное положение: дети сидят на стульях. Педагог-психолог предлагает детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они часто наблюдают дома: мытьё посуды, стирка белья, прочее. При этом ребёнок должен показать серию последовательных движений, отражающих определённое действие, а также различные настроения и черту характера члена семьи, которого он изображает.

Ребёнку не разрешается разговаривать, а только изображать действия при помощи мимики и жестов. Остальные дети должны понять и назвать изображение.

6. «Родословное дерево»  (слайд 10)

Педагог-психолог: семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку. Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят. Это не простое дерево. Это дерево семьи. На нём изображают всех своих родственников.

- А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А  в семье кто самый главный?

- Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами. Показывается порядок размещения портретов членов семьи: бабушки и дедушки  ближе к корням, родители на стволе, а дети на ветках. - У каждого из вас есть дома семейный альбом, где можно посмотреть и вспомнить своих родных.

Педагог-психолог: Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё «Дерево семьи»? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.

7. Творческое упражнение «Дерево  моей семьи» (приложение 1)

У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы внизу у корней пустые окошки, у ствола овалы,  а вверху у веток кружки. Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей  на стволе бабушек и дедушек у самых корней дерева.

Педагог-психолог помогает детям расположить правильно рисунки своих родственников в ячейках, демонстрирует готовый образец выполнения работы. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.

8.Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал?»

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? (большими пальцами «хлопают»)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами)

9.Загадки

Педагог-психолог: Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

  •  Кто встает рано  – рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама)

  • Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа)

  • Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка)

  • Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка)

III. Заключительная часть (рефлексивная).


1. Упражнение «Ассоциации»
(картинки на слайде)


Педагог-психолог  предлагает участникам тренинга закончить занятие на позитивной ноте.

Давайте попробуем сравнить каждого из членов семьи с каким-нибудь предметом: маму сравним с цветком (слайд 11);  папа похож на спортивный снаряд или машину (слайд 12); дедушка – на строительный инструмент или книгу (слайд 13,14); бабушка – на посуду, выпечку, сладости (слайд 15).

  1. Упражнение «Да»

Соединить полученные на занятии знания со своими понятиями о семье.

Педагог-психолог: Вытяните правую руку вперед ладонью вверх.

 Мысленно положите все знания, которые вы принесли на занятие.

Вытяните левую руку вперед ладонью вверх.

 В левую все то, что узнали на занятии.  И когда я скажу: «Готово, давай!», соединим руки громким хлопком, сказав при этом «Да».

3. Итог занятия  (слайд 16)

Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе, заботятся друг о друге и дарят подарки.

Спасибо  вам, что сегодня так много нового, интересного рассказали о своей семье. 

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.

(пожелания детей своей семье)

Приложение 1

C:\Users\Артем\Desktop\Семья\rodovoe-derevo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в1 младшей группе "Петушок и его семья"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в1мл группе....

Конспект открытого интегрированного занятия по курсу "Моя математика" и конструирования в средней группе. На тему "Семья".

Данный материал содержит конспект открытого занятия для среднйей группы. Конспект содержит в себе следующие основные предметные цели :Учиться объединять предметы в группы по общему названию, выделять ...

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в средней группе «Белоснежка и семь гномов».

Повышение   познавательной активности детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.  Развитие  восприятия, внимания, умение ан...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! 2мл.гр.

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! вторая младшая группа...

Авторский конспект открытого занятия во второй младшей группе «Моя дружная семья!»

Авторский конспект  открытого занятия во второй младшей группе  «Моя дружная семья!»...

Конспект Конспект открытого занятия в младшей группе «Семья петушка»

Конспект открытого занятия в младшей группе «Семья петушка»...