Использование сказкотерапии в инклюзивном образовании
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Горохова Екатерина Владиславовна
Использование приемов и методов сказкотерапии в образовательном процессе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_skazkoterapiya.docx19.41 КБ
Файл ds_14_gorohova_e.v.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

1 -2 слайд Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

В настоящее время возможности сказкотерапии многогранны и спектр направлений по работе при помощи сказкотерапии широк.

3 слайд Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Наряду с другими категориями к данному определению детей так же относятся:

  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

А данные категории детей все чаще приходят в детский сад.

4 слайд Основные принципы обучения детей с ОВЗ        

  1. 1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
  2. 2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
  3. 3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
  4. 4. Принцип психологической безопасности.

На начальном этапе образования важно вызвать интерес, готовность и способность к сотрудничеству с преподавателем, умение выполнять задания. Сказкотерапия является оптимальным выбором для безболезненного введения ребенка в образовательный процесс.

5 слайд Сказкотерапия- метод коррекции, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Как инструмент - Сказкотерапия может выступать различных проявлениях.

- как инструмент передачи опыта

-как инструмент развития

6 слайд -как нарратив

- как психотерапия

7 слайд Сказкотерапия зародилась очень давно и со временем претерпевала различные этапы развития.

8 слайд При работе с детьми дошкольного возраста возникает проблема распределения нагрузки, так как детям все же достаточно сложно долго и продуктивно работать на занятиях и данных занятий не достаточно для автоматизаций и доработки изучаемых по программе единиц знаний. Поэтому при работе с детьми дошкольного возраста очень эффективно использовать методики с задействованием творческой деятельности ребенком, и развитием творческого потенциала в целях образовательной и коррекционной деятельности.

Сказка – универсальный метод при работе с детьми. Она используется для следующего:

  • интеграции личности;
  • развития творческих способностей;
  • расширения сознания;
  • Совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

И тд.

9 слайд в логопедической работе целью сказкотерапии является при использовании ее  приёмов  всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. И приследуются следующие образовательные задачи:

-   развитие фонематического восприятия;

  • работа над артикуляцией;
  • автоматизацией, дифференциацией звуков;
  • введением их в свободную речь;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • уточнение структуры предложения;
  • совершенствование связных высказываний.

10 слайд коррекционно-воспитательные, коррекционно-развивающие.

11 слайд  при работе с детьми с овз , и в частности с ТНР, Обязательно  учитывать следующие особенности детей:

- речевой статус  детей;

- недостаточное развитие неречевых психических функций;

- специфика возраста.

И сопоставлять эти особенности при выборе материала лексического и наглядного.

При этом выявляются следующие особенности  выбора сказки:

- используются простые, хорошо знакомые детям сказки,  например:  «Курочка Ряба»,  «Репка», «Три медведя» и т.д.

  •    сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик  у детей;
  •    возможное использование элементов  сюжета, а не сказку целиком.

12-17 игры и упражнения

18 слайд вывод Таким образом, на логопедических «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

- развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат и т.д.

19 литература

20 спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области Горохова Е.В. воспитатель

Слайд 2

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Слайд 3

Основные принципы обучения детей с ОВЗ Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира. Принцип психологической безопасности.

Слайд 4

Понятие сказкотерапии Сказкотерапия , как инструмент передачи опыта "из уст в уста" - это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Сказкотерапия как инструмент развития . В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Слайд 5

Понятие сказкотерапии Сказкотерапия как нарратив . Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его . Сказкотерапия как психотерапия . Создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Слайд 6

Этапы развития сказкотерапии (в историческом контексте ) I этап - устное народное творчество II этап - собирание и исследование сказок и мифов III этап - психотехнический IV этап - интегративный

Слайд 7

Сказкотерапия в логопедической работе Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Сказкотерапия используется для: интеграции личности; развития творческих способностей ; расширения сознания; Совершенствования взаимодействий с окружающим миром .

Слайд 8

Сказкотерапия в логопедической работе Основная цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее , последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Коррекционно-образовательные задачи : - развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией ; автоматизацией , дифференциацией звуков; введением их в свободную речь ; совершенствование слоговой структуры слова ; уточнение структуры предложения ; совершенствование связных высказываний.

Слайд 9

Сказкотерапия в логопедической работе Коррекционно - воспитательные задачи : воспитание духовности; любви к природе; гуманности; скромности; доброты и т.д. Коррекционно - развивающие задачи : развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение и т.д.

Слайд 10

Сказкотерапия в логопедической работе Обязательно учитывать следующие особенности детей: - речевой статус детей; - недостаточное развитие неречевых психических функций; - специфика возраста. Особенности выбора сказки: - используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя » и т.д. сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей ; возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.

Слайд 11

Игры и упражнения Формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия Игра : «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»). Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Слайд 12

Игры и упражнения Развитие силы голоса Игра : « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке « Заюшкина избушка»). Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему. «Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Слайд 13

Игры и упражнения Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» Педагог рассказывает сказку о язычке и одновременно с ребенком выполняют артикуляционные упражнения.

Слайд 14

Игры и упражнения Развитие слухового внимания Игры : «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет ». Цель : развитие слухового внимания. Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: « Жарозко »- «Морозко», «Оле- Огурцое »- «Оле- Лукое », «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».

Слайд 15

Игры и упражнения Развитие лексико-грамматических категорий Игра : «Где прячется Маша ?» (по сказке: «Маша и медведь»). Цель: развивать правильное употребление ( понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Слайд 16

Игры и упражнения Развитие связной речи Договаривание отдельных слов во фразе; произнесение отдельных фраз сказочных героев; повторение, составление простых фраз; рассказывание сказки.«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»«Из какой сказки фраза?» « Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», « Хаврошечка », «Белоснежка и семь гномов») - « Отгадай сказку по отрывку» «Назови сказки, где есть дед, бабка …..»

Слайд 17

Вывод Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; - развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - формировать сильный выдох и направленную воздушную струю; - укреплять артикуляционный аппарат и т.д.

Слайд 18

Список литературы 1 . Зинкевич -Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. 2 . Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. 3 . Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Васькова О.Ф., Политыкина А.А – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 4. https :// studfiles.net 5. http :// pedrazvitie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Использование фитболов в рамках инклюзивного образования

Данный материал предназначен для педагогов коррекционных групп...

Педагогические технологии инклюзивного образования и их использование в детском саду.

Возможности использования педагогических технологий инклюзивного и педагогического образования....

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...