Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
статья по логопедии (старшая группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

Для развития речевой активности у детей со стёртой формой дизартрии в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд».  Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_geobord.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

В.С. Аптрашитова

(студ.2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

Рассматривается использования Геоборда детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Ключевые слова: общие недоразвитие речи (ОНР), Геоборд, стёртая форма дизартрии.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является то, что в ней обучаются дети со стёртой формой дизартрии, с общим недоразвитием речи (далее ОНР), они затрудняются в передаче информации, их речь не только малосодержательна, но, одновременно, бедна, сбивчива, невыразительна. Они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации.

Для развития речевой активности у детей со стёртой формой дизартрии в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд». Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга.

Применение данного пособия хорошо развивает мелкую моторику: дети растягивают резинки, надевают их на штырьки, делают пальчиковую зарядку, проговаривают свои действия вслух. У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Игры разной сложности способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия, речь.

Деятельность с использованием Геоборда осуществляется поэтапно.

1 Этап. Подготовительный

- Определение сказки, эпизода, музыкального произведения. Выбор игровой ситуации. Подбор фигурок героев, макетов в соответствии с выбранной сказкой, темой недели, временем года. Обсуждение способа прикрепления резиночек, определение их места на Геоборде.

В зависимости от возраста, индивидуальных способностей дети меняют цель и задачи в ходе игры. Играют в игру, показывают, как пользоваться Геобордом, как надевать и снимать резиночки, объясняют правила безопасности.

2 Этап. Основной

Предполагает непосредственную деятельность по основным направлениям развития речи воспитанников.

3 этап Заключительный

Предполагает расслабление и снятие физического и психологического напряжения у детей. Дети хорошо управляют своими пальчиками. Воспитывается усидчивость и волевые качества. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей со стёртой формой дизартрии.

Таким образом, использование игрового пособия «Геоборд» в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала позволяют повысить эффективность коррекционной работы, повышает эффективность педагогического процесса, способствует развитию речи, мышления и память детей.

Научный руководитель – Р.О. Агавелян,

доктор психологических наук, профессор.

Директор института детства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Особенности использования дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"

статья "Особенности использования дидактических игр в развитии детей 5 - 6 лет" (из опыта работы)...

Концептуальные основы использования сказочной метафоры в образовании детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование сказочной метафоры в   развитии связной и выразительной речи детей  старшего дошкольного возраста».  Хочу поделиться с коллегами теоретическими знаниями ...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...

Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании дошкольников с ОВЗ.

Игра Геоборд подходит детям от 3 до 7 лет. Для детей 3 лет: Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности....

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Однако сегодня межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией вызывают тревогу. С.А. Миронова «Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средс...