ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Однако сегодня межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией вызывают тревогу. С.А. Миронова «Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства не совершенны. Поэтому самостоятельно дети не пользуются речью и общаются с окружающими невыразительными жестами, подкрепляемыми лепетными словами, или выразительными и эмоциональными мимикой и жестами, полностью заменяющими слова». Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. В практике мы можем наблюдать агрессию у таких детей, либо уход в себя. Дети со стёртой формой дизартрии стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
В.С. Аптрашитова
(студ.2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Рассматриваются особенности развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
Ключевые слова: общение, межличностные отношения, стёртая форма дизартрии.
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Лисина М.И. и др.). В современной литературе существует большое количество определений понятия общения, я придерживаюсь того определения, которое даёт М.И. Лисина: «Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшую социализацию в обществе. Общение с другими детьми оказывает большое влияние в развитии личности ребенка-дошкольника. В общении с детьми ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Однако сегодня межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией вызывают тревогу. С.А. Миронова «Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства не совершенны. Поэтому самостоятельно дети не пользуются речью и общаются с окружающими невыразительными жестами, подкрепляемыми лепетными словами, или выразительными и эмоциональными мимикой и жестами, полностью заменяющими слова». Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. В практике мы можем наблюдать агрессию у таких детей, либо уход в себя. Дети со стёртой формой дизартрии стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
В последнее время педагоги и родители все чаще отмечают, что дети со стёртой формой дизартрии ощущают серьезные трудности в общении со сверстниками, не могут поддерживать и совершенствовать установленный контакт, в неумении искать подход к партнеру по общению, координировать свои действия в процессе каждой деятельности, соответственно реагировать и выражать свою симпатию к определенному ребенку, отмечаются трудности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Следует отметить, что в группе детского сада часто между детьми дошкольного возраста завязываются отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чувств друг к другу, а, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное.
Проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекала внимание исследователей у нас в стране и за рубежом. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст является чувствительным для образования добрых чувств к другим людям.
Исследования психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игровой, являющейся основным видом деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

«Влияние речевых нарушений на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для педагогов...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Особенности использования Геоборда в инклюзивном образовании детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
Для развития речевой активности у детей со стёртой формой дизартрии в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд». Это многоф...
