Речевой досуг для детей с ОВЗ 4-6 лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

В статье представлен речевой досуг, на котором используются различные задания, упражнения и игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, развитие мышления, внимания, речи, восприятия, двигательной моторики, координации движения. В ходе занятия дети познакомились с народной традицией русских посиделок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_dosug_dlya_detey_4-6_let_s_ovz.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Осенние посиделки

Речевой досуг для детей 4-6 лет с ОВЗ

Ишкова Наталья Сергеевна

Учитель – дефектолог ГБУ ЦССВ «Берег надежды», Москва.

Аннотация.  В статье представлен речевой досуг, на котором используются различные задания, упражнения и игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, развитие мышления, внимания, речи, восприятия, двигательной моторики, координации движения. В ходе занятия дети познакомились с народной традицией русских посиделок.

Ключевые слова. Речевой досуг, дети с ограниченными возможностями здоровья, посиделки.

Цель: формировать представление о необходимости гармоничного соотношения труда и отдыха в жизни через приобщение к народной традиции русских посиделок; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, активным формам отдыха; повторить и закрепить знания и представления по темам: время года – осень и ее признаки; овощи и фрукты – разные продукты; подготовка диких животных к зимовью.

Задачи:

- активизировать словарь по темам «Времена года. Осень; Овощи; Фрукты».

- учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- развивать внимание, мышление, зрительную, слуховую, тактильную и осязательную память.

- формировать слухо – зрительно- двигательную координацию, закреплять умение точно выполнять движения в соответствии с текстом.

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.

Персонажи: медведь (воспитатель), старушка-Ворчушка (социальный педагог).

Оборудование: название занятия на стену, мультимедийная доска, оборудование для проведения игр, костюмы для персонажей, мультфильм «Дядя Миша» Сутеев, картинки с изображением времени года – осень, свежие фрукты и овощи, мешочек с муляжами фруктов и овощей.

Ход занятия:

 Звучит негромкая народная музыка

1.Вводная часть Активизация опыта детей, освоение новых знаний. Учитель – дефектолог.  Здравствуйте, ребята! Вот и настал новый день, друзья, а дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории, какие?

Дети. Будни и выходные.

Учитель – дефектолог. Будни отданы труду и ученью, а праздники?

Дети. А праздники отданы отдыху

Учитель – дефектолог. Хорошо потрудившись, выполнив все свои дела можно и отдохнуть. Недаром, в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело».  А что же такое отдых? Как вы умеете отдыхать?

Дети. Спать, гулять, ходить в кинотеатр, играть с друзьями, заниматься разными видами спорта и т.д.

Учитель – дефектолог. Правильно, ребята. Отдых может быть активным, развеселым или спокойным, пассивным.

Отдых – это проведение времени для восстановления сил
и без обычной работы.

   - Сегодня мы познакомимся с одной из старых русских традиций отдыха – традиции посиделок. А, что такое посиделки, вы когда-нибудь слышали?

Дети. Это когда сидят и отдыхают после работы.

Учитель – дефектолог.  И действительно, когда заканчивались напряженные летние и осенние работы, урожай был собран и уложен на хранение, люди собирались на совместное веселье.

   - А давайте, и мы устроим посиделки!?

2.Основная часть

Учитель – дефектолог. Ребята, а скажите какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Учитель – дефектолог. Значит, наши посиделки будут называться?

Дети. Осенние посиделки.

Учитель – дефектолог. Назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Учитель – дефектолог. Давайте вспомним как же осенью люди трудятся? Дети. Осенью люди собирают урожай в садах, в полях и огородах.

Учитель – дефектолог. А какие же дары осень нам принесла?

 Дети. Осень нам принесла в дар овощи, фрукты.

 Учитель – дефектолог. Давайте с вами поиграем… Я буду читать загадки, а вы попробуете отгадать про какой овощ или фрукт я загадала.

 - Встречайте, достижения народные - загадки урожайно-огородные!

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(банан)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно ... (огурец)

Сидит бабка, 

Вся в заплатках, кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет.
 (Лук)

Круглое, румяное,
я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и малые детки.

(Яблоко)

Сто одежек и все без застежек.

(капуста)

Над землей трава -
Под землей – красная голова. (
Свекла)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковка)

Висит зеленая ветка -
На ней красные детки. (Помидоры)

Учитель – дефектолог. А какую пользу приносят нам овощи и фрукты?

Дети. Во фруктах и овощах много витаминов, они полезны для здоровья.

Учитель – дефектолог.  Молодцы, ребята! А скажите, как готовятся осенью звери к зиме?

Дети. Звери осенью делают запасы еды, утепляют свои норы.

 Учитель – дефектолог. Сейчас я вам покажу мультфильм про одного знакомого вам медведя. Который не хотел готовиться к зиме.

- Просмотр мультфильма «Дядя Миша» В.Г. Сутеев.

3. Игровой блок. Закрепление понятий, развлекательно-познавательные игровые элементы.

Входит медведь (воспитатель).                                                                                                                                                                                   Медведь:

Кто меня тут вспоминает,                                                                                                                                            Обо мне так много знает?                                                                                                                                                         Вы меня не бойтесь, детки                                                                                                                                                           Я ведь добрый, не лентяй                                                                                                                                                        сам свой вырастил урожай!                                                                                                                                                 Все убрал в свою кладовку,                                                                                                                                                 Чтоб зимой не голодать,                                                                                                                                                                          до весны спокойно спать!

Учитель – дефектолог. Свежо придание, но верится с трудом! Мы с ребятами видели в мультфильме, что ты ленился и не хотел доводить начатое дело до конца. Тогда давай сейчас и проверим, сам ли ты собирал урожай?

Медведь. Не верите, эх вы, ладно спрашивайте я готов.

Учитель–дефектолог. Как ты собирал морковку?                                                                                                                                        Медведь. Брал самый острый нож и срезал с ветки. (дети исправляют ошибку)

Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай капусты?                                                                                                                                        Медведь.  Выдергивал из земли. (дети исправляют ошибку)

Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай помидоров?                                                                                                                                        Медведь.  Брал самую большую лопату и выкапывал их из земли. (дети исправляют ошибку)

Учитель – дефектолог.  Да медведь, видно ты опять не сам собирал урожай?                                                                                        Медведь. Сам, сам, вот спросите у меня еще разок.

Учитель – дефектолог. Как ты собирал урожай тыквы?                                                                                                                                        Медведь.  Подходил к дереву и сильно тряс его, тыквы сами на землю падали. (дети исправляют ошибку).

Учитель – дефектолог. Признавайся, кто тебе собирал урожай. Обманывать не хорошо, тем более детей!                        

 Медведь. Я сам правда, вот только пока к вам шел мне голову упала шишка, и я видимо все позабыл и перепутал. Как теперь использовать урожай, из чего варить суп, компот, печь пироги? …. Вспомнил! Сахар, слива и картошка, вода и готов   сливовый суп. Пойду варить, заходите в гости.

Учитель – дефектолог. Да видимо, это была огромная шишка. Ты все перепутал. Сейчас ребята тебе помогут разобраться.

Упражнение: «Поварята». 

Дети выбирают нужные муляжи фруктов и овощей для приготовления супа и компота и раскладывают по нужным кастрюлям.

Медведь: Я все вспомнил, вспомнил, вы помогли мне все вспомнить!! Теперь я с вами поиграть могу. Вы любите овощи и фрукты, сможете угадать на вкус??

Дети.  Да сможем.

Медведь.  А с закрытыми глазами сможете?          

Дети.  Да!

Упражнение.  «Угадай на вкус?» Медведь выбирает ребенка, завязывает ему глаза и кладет в рот кусочек свежего фрукта или овоща, ребенок угадывает и называет его.

 Игра повторяется, чтобы поучаствовал каждый ребенок.

Медведь. Эх, ребята хорошо с вами! Пожалуй, я с вами останусь отдохнуть.

 Учитель – дефектолог. А вы знаете, что в старину люди жили большими дружными семьями? В избе находились несколько поколений людей: прабабки и прадеды, деды и бабушки, мамы, папы и ребятня. И куда все помещались!
Но как ни странно, никто никому не мешал, только веселее жить было людям.

(Стук упавшего тяжелого предмета)

Медведь. Ой, кто это у вас с печки свалился?

Входит Старушка-Ворчушка (социальный педагог), потирает «ушибленный бок»:

Старушка – Ворчушка. Ишь, расшумелись.

Учитель – дефектолог. Ой, бабушка не вовремя ты спишь, мы тут трудимся, занимаемся. «Делу время, а потехе час!»

Старушка – Ворчушка. А я думала вы тута баклуши бьете! Эй-х, вы и слов таких-то не слыхивали, что значит «бить баклуши»?

Дети. Бить баклуши – это значит бездельничать.

Старушка – Ворчушка. Правильно! А я сейчас проверю какие вы внимательные…

Упражнение. «Репка» (на развитие двигательной памяти).

Старушка – Ворчушка. Если я говорю «бабка» - то вы «вяжете», если говорю «внучка» - подпрыгиваете, если «дедка» - рубите дрова, если «кошка» - умываетесь, если «Жучка» - лаете, если репка – «надуваете щеки, кладете руки на пояс»  

Игра повторяется несколько раз.

Старушка-Ворчушка. Молодцы, ребята! Ох и повеселили вы меня.

Старушка – Ворчушка. 

Жалко с осенью прощаться.

А ведь надо расставаться,

Время движется вперед

Зиму в гости к нам зовет.

Медведь, со старушкой прощаются с детьми и уходят.

4.Заключительная часть

Учитель-дефектолог. Ребята, наше занятие подошло к концу.  Вы все хорошо, активно поработали. А что Вам больше всего запомнилось на наших осенних посиделках?

Дети отвечают: просмотр мультфильма, отгадывание интересных загадок, играть со старушкой-Ворчушкой и др.

Учитель – дефектолог. Наши посиделки удались. Спасибо, все молодцы!

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой досуг для детей среднего возраста "Маша - растеряша"

Цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.Организационный момент.Упражнение "Зашагали ножки""Встреча с Машей"Игра "Поможем Маше разложить одежду в шкаф"Игра "Маша тапоч...

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Наши забавные друзья»

1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».2. Развитие фонематического восприятия.3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи...

Спортивно-речевой досуг для детей дошкольного возраста "Путешествие в лес"

Конспект логопедического досуга для детей в разновозрастной группе...

Речевой досуг для детей средней группы

Речевой досуг для детей средней группы...

Речевой досуг для детей подготовтельной к школе группы "Наши пернатые друзья"

ЦельРазвитие в занимательной досуговой форме речевой деятель­ности детей.Основные задачи•     Активизация и обогащение словарного запаса по лекси­ческим темам: «Перелетные птицы», ...