НОД по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в средней группе Тема: «Клубочек»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности направлен на развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средней группы (4-5 лет).

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на развитие зрительных реакций детей на предметы окружающего мира, на расширение знаний о сенсорных эталонах, развитие ориентировки в пространстве, формирование моторных навыков, исследовательской деятельности, активизации зрительных функций.

Конспект составлен с учетом особенностей психофизического развития детей с нарушением зрения. Может быть использован воспитателем, учителем- дефектологом для организации НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка Детский сад № 41»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

в средней группе

Тема: «Клубочек»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Автор (разработчик):

Киселева Татьяна Валериевна

учитель-дефектолог высшей категории

г. Сатка, 2018 г.

Тема: «Клубочек»

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Тип: комплексное коррекционно-развивающее

Форма: подгрупповая

Цель: Развитие зрительного восприятия в различных видах деятельности

Задачи:

Образовательные:

             Познавательное развитие:

-расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира в ходе работы с сюжетной картиной;

 -расширять представления детей о свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере) в практической деятельности;

-формировать навыки элементарной исследовательской деятельности.

              Речевое развитие:

-продолжать учить отвечать на вопросы развернутой фразой; расширять и активизировать словарный запас детей.

              Художественно-эстетическое развитие:

-продолжать знакомить детей с предметами округлой формы, учить передавать округлую форму в рисунке (рисовать клубочки от точки методом «наращивания» не отрывая фломастер от листа бумаги)

Развивающие:

               Социально-коммуникативное развитие:

-развивать умение правильно общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

               Художественно-эстетическое развитие:

-развивать графические навыки, мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.

                Физическое развитие:

-развивать целенаправленные движения, саморегуляцию в двигательной сфере; развивать крупную и мелкую моторику в ходе выполнения специальных упражнений.

                Познавательное развитие:

-продолжать развивать логическое мышление, целенаправленное восприятие, устойчивое внимание.

Воспитательные:

               Социально-коммуникативное развитие:

оспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие в различных видах деятельности;

-продолжать обучать специальным способам действия: зрительно-осязательное обследование предметов;

-развивать умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя;

-развивать зрительное внимание, мышление (анализ, синтез, группировка);

-развивать моторику, зрительно-моторную координацию;

-развивать зрительные функции: фиксацию взора, прослеживающую функцию глаза.                         

            Предварительная работа: рассматривание сюжетной картины И.Н. Ржевцевой «Клубок», беседа.

            Словарная работа: маленький, пушистый, озорной, круглый, большой, маленький, далеко, близко, справа, слева, впереди, сзади.                                      

               Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы. индивидуальная помощь детям.

               Методы и приемы:

-Наглядные (рассматривание сюжетной картины, карточки);

-Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);

-Практические (показ действий, моделирование ситуации, действия с предметами, практическая работа с карточками).

            Оборудование и материал: мягкая игрушка котенка, с/к И.Н. Ржевцевой «Клубок», корзинка с клубочками из ниток, наборы из пяти красных кругов разного размера, магнитная доска, тренажеры «Клубочек», разноцветные стаканчики, карточки «4-й лишний», бумажные круги клей, салфетки карточки с графическим заданием, ноутбук, музыка Е. Железновой.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Организационная

часть

Показ игрушки котенка

-Ребята. Кто к вам пришел?

-Что можно сказать про котенка? Какой он?

-Котенка зовут Васька. Он живет у бабушки Наташи и приглашает вас в гости. А добраться до дома бабушки нам поможет волшебный автобус.

Музыкальная подвижная игра Е. Железновой «Автобус» на развитие крупной и мелкой моторики, взаимодействие друг с другом.

(Педагог показывает  имитационные движения под музыку.)

-Котенок

-Маленький, красивый, пушистый

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни по образцу.

Основная часть

Вот мы и приехали в гости к бабушке и котенку.

Рассматривание сюжетной картины И.Н. Ржевцевой «Клубок», беседа.

-Обведите картину взглядом. Назовите все, что видите.

 -Расскажите, что произошло?

(Педагог направляет восприятие детей, помогает увидеть все объекты и предметы на картине, с помощью наводящих вопросов помогает детям установить причинно-следственную связь: как котенок попал в клубок.)

Дети рассматривают картину, называют объекты.

-Бабушка вязала и заснула. Клубочек для вязания упал на пол. Котенок увидел клубок и начал с ним играть. Котенок запутался в клубке.

Исследовательские действия

(Установление причинно-следственных связей с опорой на практические действия.)

-Почему котенок запутался в клубочке? Как это могло произойти?

(Педагог показывает детям корзинку с клубочками).

-Что лежит в корзинке?

-Какого они цвета?

-Возьмите из корзинки клубок такой же как на картинке.

-Давайте посмотрим, как котенок запутался.

(Поэтапное моделирование ситуации.)

1.Бабушка уснула, выпустила клубок из рук. Круглый клубок легко скатился с колен бабушки на пол.

2.Котенок стал играть с клубком вот так (показ действий котёнка).

-Расскажите, как играет котенок с клубком?

-Что есть у котенка на лапках?

-Когти какие?

-Вот и зацепился котик острым коготком за ниточку, вот так. Ниточка распуталась, вот так. Котенок Васька упал, перевернулся, еще раз перевернулся, а потом еще перевернулся, и запутался в клубочке, вот так (показ).

-Помогите котенку распутаться.

Дидактическое упражнение «Разложи круги по величине»

-Ребята, когда котенок зацепился коготком за ниточку, что стало происходить с клубком?

-На какую фигуру похож наш клубок?

(Педагог раздает детям 5 кругов разной величины)

- Разложите круги по величине. Покажите, как клубочек становился все меньше и меньше.

(Педагог показывает детям правильные способы действия. Оказывает индивидуальную помощь.)

Дидактическое упражнение «Помоги бабушке Наташе смотать клубочки»

(Обучение практическим действиям на специальных тренажерах. Педагог показывает детям правильные способы действия. Оказывает индивидуальную помощь.)

Зрительная гимнастика «Пальминг»

Дидактическое упражнение «Прокати клубок до разноцветного стаканчика»

(Педагог расставляет на полу на разном расстоянии друг от друга разноцветные стаканчики, детям раздает клубочки.)

-Стаканчик какого цвета близко к вам, какой далеко? Какой справа, а какой слева?

-Аня, прокати свой клубок до стаканчика, который стоит далеко от нас. Андрей. Прокати свой клубок. До стаканчика. Который находится с правой стороны. И т.д.

Дидактическая игра «4 лишний»

-Бабушка навела порядок, сложила в корзинку клубочки, которые раскидал Васька. Давайте посмотрим, нет ли в корзинке чего-то лишнего?

(Педагог раздает детям карточки с изображением 3 кругов и одного квадрата.)

-Внимательно рассмотрите фигуры и найдите среди клубочков лишний предмет.

-Почему квадрат лишний?

-Давайте исправим ошибку и заменим квадрат на круглый клубок.

Музыкальная игра Е. Железновой «Котенок» на снятие эмоционального, умственного, зрительного напряжения.

(Педагог показывает имитационные движения под музыку.)

Графическое задание «Клубочек для котенка»

(Педагог раздает детям карточки с графическим заданием.)

-Чтобы котенок не озорничал, давайте подарим(нарисуем) ему клубочки.

(Педагог показывает детям правильные способы действия. Оказывает индивидуальную помощь.)

Предположения детей.

-Клубочки

-Красный, синий, желтый и т.д.

Дети берут нужный клубочек.

-Котенок толкает клубок то одной лапкой, то другой.

-Когти.

Длинные, острые.

Дети вместе с педагогом практическим способом моделируют ситуацию.

-Клубок стал распутываться.

-Клубок из большого стал маленьким.

-На круг.

Дети раскладывают круги по величине в порядке убывания.

Дети выполняют практические действия на тренажере «Клубок»

Дети выполняют упражнение «Пальминг» для снятия зрительного утомления.

Ответы детей.

Дети выполняют задание, называют цвет и пространственное расположение стаканчиков.

-Лишний квадрат.

-Квадратных клубков не бывает.

Дети приклеивают поверх квадрата заранее приготовленный круг.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни по образцу.

Дети рисуют клубочки от заданной точки методом «наращивания» по ориентирам.

Заключительная

часть

-Ребята. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

Список литературы:

1.Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения // Учебно-методическое пособие. - М.: АПН СССР НИИ Дефектологии, 1990. – 58 с.

2. Денискина В.З., Плаксина Л.И. Развитие осязания и мелкой моторики // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1У вида. – М.: Просвещение, 1997. – С. 113 – 120.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие / Под ред. В.А.Феоктистовой. – СПБ, Образование, 1995. – 130 с.

4. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга, Адель, 1998. – С. 3-33.

Аннотация к конспекту НОД «Клубочек»

Конспект непрерывной образовательной деятельности направлен на развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средней группы (4-5 лет).

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на развитие зрительных реакций детей на предметы окружающего мира, на расширение знаний о сенсорных эталонах, развитие ориентировки в пространстве, формирование моторных навыков, исследовательской деятельности, активизации зрительных функций.

Конспект составлен с учетом особенностей психофизического развития детей с нарушением зрения. Может быть использован воспитателем, учителем- дефектологом для организации НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»

Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...

Конспект коррекционного занятия по сенсорному развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения Тема: «Геометрические фигуры»

Данный конспект можно использовать для закрипления сенсорных эталонов геометрических фигур и развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве....

Конспект по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: «Транспорт» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: "Транспорт"....