Дети "группы риска"
консультация по коррекционной педагогике

Овсянникова Валентина Васильевна

Характеристика детей группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_gruppy_riska.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Дети «группы риска»

Дети «группы риска» - это  дети, имеющие повышенный риск неблагополучного  развития эмоционально-личностной  и познавательной сферы. Существуют разные определения и классификации детей, которых можно отнести к группе риска и  особого психологического внимания:

- это дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным  уровнем социальной дезадаптации,

- дети с гипердинамическим синдромом и неадекватными  формами поведения (агрессивные, тревожные),

- дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях,

- дети, имеющие трудности в развитии познавательной сферы.

Неблагоприятные факторы, способствующие    развитию дезадаптивных форм поведения у детей:

-факторы биологического порядка (патологическое протекание беременности и родов, повышенная частота соматических заболеваний в первые годы жизни);

-генетический фактор (наследственная отягощенность психических и соматических заболеваний);

-психолого-педагогический фактор (неправильный тип  воспитания, гиперопека и гипоопека, эмоциональное отвержение, жестокое обращение).

Одним из ведущих  условий в становлении форм поведения, является семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка. Образ жизни родителей закладывает основу будущего социального и биологического благополучия или неблагополучия ребенка, начиная с первых дней жизни.

Сегодня практически   каждую российскую семью по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.  Социологи выделяют разные типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, полная, но деструктивная.

Что такое неблагополучная семья, односложно ответить невозможно, ведь все в мире относительно. Ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом.

 Дефекты воспитания - это и есть главный показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, а только отношение к ребенку. Бывает материально неблагополучная семья, а детям в ней комфортно, а в семьях, близких к идеальной, дети лечатся у психиатра.

Выбрать правильную тактику воспитания родителям часто мешают родительские установки, когда цель воспитания родители видят в том, чтобы ребенок достиг того, чего не удалось реализовать самим, при  этом,  не учитывая интересы и возможности самих детей. Следующая установка родителей состоит в воспитании эрудированного во всех отношениях человека, привития ему всех определенных качеств. Есть родители, реализующие определенную воспитательную систему, например, система Никитиных «Плавать раньше, чем ходить» и др.

Стремление родителей и педагогов воспитать детей инициативными и творческими людьми, создать  здоровую  семью и быть хорошими родителями, желающими изменить к лучшему окружающий мир, не может ни принести плодов.

Практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что, даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения взрослых с детьми

В арсенале психологии прочно утвердились такие методы воспитания детей группы риска, как игровая и художественная терапия. Эти приемы «показаны» и тревожным, и драчливым, и гиперактивным детям с синдромом дефицита внимания. Лепка, игра, танец, рисование оказываются зачастую самыми действенными лекарствами, наиболее эффективными воспитательными средствами. Важно активно и направленно играть со своим малышом.

Волшебный чемоданчик

Первым делом нужно подготовить комплект игрушек, необходимых для таких игр. Понадобятся:

• кукольная семья - сын и дочка, мама, папа, грудной малыш, бабушка, дедушка, а еще дядя и тетя;

• игрушечные подружка «доченьки» или друг «сыночка»;

• персонажи со страшными и злыми лицами, которые будут исполнять роль грубияна-соседа, который однажды напугал кроху, или роль не очень любимой воспитательницы;

• куклы с добрыми и веселыми личиками - на роль хорошей воспитательницы, волшебника или доброй волшебницы, принцессы или сказочной феи;

• набор посудки;

• фигурки-герои: отважный принц (для девочек), Халк, Спайдермен (для мальчиков);

• антигерои - по парочке злых чудищ, роботов, инопланетян;

• для мальчиков - набор солдатиков, танки, машинки, пара пистолетов, кинжалов или сабель;

• для девочек - забавные зверушки, которые при необходимости смогут исполнить любую из перечисленных ролей;

• кубики, из которых можно построить игрушечный домик и замок;

• цветная бумага, пластилин, кисти, краски, фломастеры, альбом для рисования.

Впрочем, даже если  собрали только половину из всего перечисленного - этого для начала будет достаточно.

Если дети капризничают во время еды

Довольно часто нервные дети из группы риска капризничают по любому поводу. Маленького привереду не удается накормить, не помогают никакие уговоры? Что ж, пусть ребенок сегодня будет папой - поваром или мамой, которая угощает свою семью. Возьмём набор кукол. Рассадим все куклы вокруг кукольного столика, поставим нужную посудку. Создадим атмосферу веселья, праздника и удовольствия. Для этого голосом озвучивайте происходящее, ведь сам ребенок пока этого не умеет. Но уж ты постарайся: «Посуду поставим самую нарядную, приглашаем к себе гостей, готовим все вкусное-превкусное. Как всем нравятся котлетки, папа просит добавки! А братик, посмотри, за обе щеки уплетает гречневую кашку! Ты ему еще дашь добавки и порадуешься, что всем очень вкусно! Бабушка просит передать ей кусочек курицы? Выбери для нее поаппетитнее. Вот как она улыбается, причмокивает! Это здорово - вкусно покушать!»

В следующий раз поиграйте с малышом в приготовление обеда. При этом предложите ему полюбоваться яркой морковкой, подскажите, как порисовать кусочком свеклы, позвольте самостоятельно вымыть ломтик мяса. Дай всей кукольной семье и самому карапузу отведать сочное, румяное яблочко. Такой игрой вы формируете у ребенка замечательный настрой, приятные ожидания. Вот увидите, скоро его отношение к еде изменится.

Снимаем агрессию

Если наблюдаются вспышки агрессии и раздражения, которые регулярно бывают у детей группы риска? Ребенок замахивается кулачком на бабушку, норовит толкнуть соседа по песочнице, маму ударил прямо в грудь. Вы стыдите драчуна, объясняете, что так нельзя делать, но его поведение при этом не меняется. По-видимому, у ребенка есть причины для обиды и негодования. А он еще не умеет свои чувства выражать так, чтобы они и понятными были, и не причиняли вреда никому. Здесь вновь может прийти на помощь главный прием воспитания детей (и не только группы риска) – игра.

Замечали, как рассерженный карапуз хватает пистолет и стреляет в вас за то, что вы в чем-то отказали или даже наказали? Только не отбирайте оружие, не твердите, что налагаете на него запрет, что в людей стрелять недопустимо. Гораздо лучше в воспитании поможет не непонятный для ребенка запрет, а простая фраза: «Ты сердишься». Согласись, такая разрядка и выход эмоций куда лучше, чем попытка ударить или укусить. Поиграйте с ребенком в войну, причем инициативу отдайте малышу. В этом случае пригодится волшебный чемоданчик. Достань солдатиков. Пусть ребенок выплеснет свою злость на игрушечного противника: утюжит его танками, расстреливает, сбрасывает со скалы, да просто хорошенечко надерет ему уши. Бомбы, спрессованные из старых газет, тоже отличное средство «облегчить душу».

Большое удовольствие дети группы риска могут получить, если вы нарисуете гадкого неприятеля, а потом «уничтожите» его, густо и беспощадно закрасив черной краской. Неплохо будет слепить из пластилина чудище, а затем сплющить, смять, разодрать его на отдельные клочки. Сами озвучьте в этой игре уничтожаемого  страшилу - это твой шанс разобраться, что вызывает у ребенка враждебность. Пусть чудище просит пощады,  вопит и спрашивает, за что так его наказывают. За то, что заставляют подчиняться и слушаться? Или всегда бранят и поучают, игрушки отбирают? Ребенок, услышав «правильную версию», обязательно подтвердит ее словами или выразит эмоционально. И быстро успокоится. Таким образом, вы не только научите малыша выражать свои негативные чувства в безопасной форме, а еще и сумеете понять, как помочь ему справиться с трудностями.

Главные правила при воспитании детей группы риска

Для того, чтобы ваши совместные игры помогали ребенку, взрослые должны придерживаться нескольких правил:

- Будьте внимательны и доброжелательны к выдумкам крохи, не критикуйте его игру.

- Активно фантазируйте сами. Ваша увлеченность и радость передастся ребенку.

- Чередуйте игру, рисование, лепку - Вы увидите, какая форма проявления чувств наиболее близка малютке.

- Не принуждайте карапуза к игре. Если видите, что он потерял интерес или чем-то недоволен, переключите его внимание на другое занятие.

Следуя несложным приемам при воспитании детей группы риска, вы сможете научить их адекватно реагировать на раздражающие ситуации и правильно выражать свои эмоции. Если к делу подходить последовательно и использовать приемы воспитания регулярно, через несколько лет вы и забудете, что ребенок входил в группу риска. Он наверняка вырастет настоящей личностью, уважающей себя и окружающих.

МДОУ  « Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления воспитанников»

                                                                         

       

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Дети группы риска»

 

                                                                       

 Гетман С. М.

педагог-психолог

\

г. Железногорск

 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы...

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...