РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зыбина Наталия Николаевна

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, но и открыть необычные таланты и умения. Авторами предлагаются методы, способы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей-аутистов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ.

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, но и открыть необычные таланты и умения. Авторами предлагаются методы, способы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей-аутистов.

Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей мало чем отличается от рекомендаций для детей без отклонений. Однако, есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является необычайно важным. Это возможность найти себя в рисовании, лепке, музыке, изобретательстве и во многом другом. Выявив способность ребенка к тому или иному предмету, ее необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с обычными детьми также подходят и для работы с детьми с отклонениями.

Особое внимание необходимо уделять моторике пальцев и работе с бумагой. Рисование карандашом особенно предпочтительно, так как формирует навык владения ручкой при письме. Поощряйте детей подписывать слова под каждым изображением. Например, мама, кошка, дерево. Бумага прекрасный материал для скульптурных композиций и аппликаций.

Детей-аутистов могут раздражать некоторые цвета, например, ярко-желтый. Не настаивайте на традиционном раскрашивании рисунков, давайте им полную свободу творчества [3].

Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий: музыкальные занятия, танцы, лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками, рисование на больших холстах, рисование руками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.

На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.

Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.

Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка [4].

Рекомендуется практиковать рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий. Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для ребенка, возможности которого ограниченны, изображение архетипических образов особенно важно, потому что эта область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения с реальностью, идущему из области бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого опыта из-за своих ограничений [4].

Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую активность.

Рекомендуется также использовать музыкальную терапию. Данная терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты: развитие коммуникативных навыков, мотивация к взаимодействию, развитие творческих навыков и потребности в самовыражении, а также улучшение памяти и концентрации. Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем ребенок пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом [5].

Важными нам кажутся  занятия такого ребенка литературой, сначала детской, потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации такого ребенка, его эмоциональной стабилизации [6].

Мы предполагаем, что всевозможные виды творчества помогут ребенку-аутисту и его родителям выявить сильные стороны ребенка, а может быть и откроют невероятные грани таланта, в какой-либо области. Важно помнить, что большинство способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте, поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развить, возможно, гениальные способности, тем самым помочь ребенку реализоваться и состояться в жизни. 

 

Библиографический список

1. Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья /  И.И.Сунагатуллина. — Магнитогорск , 2015. – 101 с.

2. URL: http://vz.ru/society/2008/2/24/147324.html (дата обращения: 28.09.2016 г.)

3. URL: http://www.umniki21.ru/razvitie—tvorchestva—detej—s—autizmom.php(дата обращения: 28.09.2016 г.)

4. Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью// Лечебная педагогика: методические разработки // Изд: Теревинф, 2006 г

5. URL: https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html (дата обращения: 1.10.2016 г.)

6. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую деятельность.

Статья о развитие творческих способностей детей через организацию кружковой деятельности "Маленькие художники" (нетрадиционное рисование)....

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой...

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой....

Развитие творческих способностей ребенка по средствам инновационных методик работы с бумагой

Используя самый простой материал - бумагу, можно развить творческие способности у ребенка, направленные на решения различных задач, например:1. способность развивать мелкую моторику;2. помочь преодоле...