Диалоговое общение
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

                  Цель предложенных игр: развивать умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с вопросами, доброжелательно относиться к товарищу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogovoe_obshchenie.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры развивающие диалоговое общение детей старшего дошкольного возраста

«Весёлое путешествие» («На трамвае»). 

Цель: обучать диалогическому общению, ориентироваться в игре на действия партнера, обращаться к товарищу доброжелательно.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты расставляют стулья парами, между которыми делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают места в трамвае. Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня».

«Телефон».

Цель: развивать умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами.

Два ребенка сидят с разных сторон ширмы. Предлагается имитация телефонного разговора. Для начала можно предлагать заданную тему. Например: у одного ребенка в руках игрушка (предмет, книжка и т.п.), другому ребенку предлагают узнать про эту игрушку.

«Быль-небылица»

Цель: обучать диалогическому общению, ориентироваться на высказывания партнера, соблюдать очередность в рассказывании, доброжелательно относиться к товарищу.

Детям предлагается сочинить друг для друга небылицы от своего имени. Дети по очереди берут предметную картинку и составляют  шутливое предложение, в котором  упоминается этот предмет. Например: «Я взял ЛОПАТУ и поехал на ней в детский сад», «Моя ШУБА как зарычит на меня».

«Садовник»

Цель: побуждать детей поддерживать ролевой диалог, развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Дети выбирают карточки-картинки с изображение цветов. Ведущий произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… (розы)». Ребенок, выбравший розу: «Ой»

- что такое?- влюблена.- в кого?- в… (ромашку)      и т.д.

«Кот Леопольд в гостях у ребят»/«К нам приехал Буратино»

Цель: побуждать детей поддерживать ролевой диалог в процессе игры-драматизации, закреплять навыки вежливого обхождения.

В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога: «Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя». «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет». 

Примерный перечень реплик-обращений и вопросов, используемый в диалогах.

Давай познакомимся. Меня зовут Буратино, а тебя? Где ты живешь? (Как называется город, где ты живешь?). А на какой улице ты живешь? Как она называется? Как зовут твою маму/твоего папу/сестру?

Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок».

Игра «Закрытая картинка».

Цель: развивать умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами.

Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:

Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке. Дай мне такой же мячик, как на этой картинке. Дай столько же кубиков, как на этой картинке.

Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т.д.

Игра «Расскажу – не покажу».

Цель: развивать умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами.

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая  любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.

«Разрезные картинки»

Цель: обучать диалогическому общению, ориентироваться в игре на действия партнера, обращаться к товарищу доброжелательно.

Детали двух разрезных картинок делятся между двумя детьми в случайном порядке. Детям дается задание собрать картинки из имеющего материала. В случае необходимости вежливо обращаться к партнеру по имени с просьбой дать недостающую деталь.

«Строим башню»

Цель: развивать умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с вопросами, доброжелательно относиться к товарищу.

У одного ребенка набор кубиков, у другого схема постройки (можно между ними поставить ширму). Задание – построить башню по схеме. Важно обратить внимание детей на то что они могут справиться с заданием только сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы формирования диалоговой речи у детей дошкольного возраста.

Формирование диалоговой речи у детей дошкольного возраста....

Организация проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта

Данный материал представляет опыт работы по организации проблемно-диалогового общения в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта.Материал будет интересен для педагогов дошкольных о...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Данная статья посвящается исследованию влияния интерактивных технологий  на умение дошкольников строить взаимоотношения....

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....