Консультация. Формирование экологической культуры и грамотности у детей с ОВЗ через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений.
консультация по коррекционной педагогике

Гришина Светлана Николаевна

        Мир природы удивителен и прекрасен.   Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка; позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, воспитывается культура поведения и общения. Поэтому необходимо  формировать экологические знания у детей с ОВЗ через разные виды коррекционно-развивающих игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       .

Консультация. Формирование экологической культуры и грамотности у детей с ОВЗ через внедрение в работу

коррекционно-развивающих игр и упражнений.

           Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев...  Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

           Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:    

  • развивает познавательные способности и речь ребенка,
  • способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку,

           В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка; позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, воспитывается культура поведения и общения.

Поэтому целью своей коррекционно-развивающей деятельности определила формирование экологических знаний у детей с ОВЗ через разные виды коррекционно-развивающих игр и упражнений.

               Для реализации цели выделила задачи:

  • формирование системы элементарных экологических знаний;
  • развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе;
  • привитие трудовых природоведческих навыков.

Выстраивая работу по формированию экологических знаний у дошкольников с нарушением зрения, я подобрала и систематизировала разные виды коррекционно-развивающих игр и упражнений по лексическим темам:

  • подвижные игры природоведческого содержания: 

«Перелёт птиц», «Скворечники», «Наседка и цыплята», «Караси и щука», «Медведи и пчёлы», Ласточки и мошки», «Журавли», «Вороны», «Маленькое зёрнышко», «Ёлка», «Берёзка», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;

  • дидактические игры и упражнения, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память:

-  с предметами-

 «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «Что растёт в саду(огороде)» «Узнай по описанию»,

«Без чего не может быть?  -Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин»;

-   вкладывание из:

  природного материала: каштанов, косточек (абрикосы, сливы, вишня,

    арбуз, кукуруза), орехов, скорлупы из орехов;

  мозаики, геометрических фигур: «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами», «Красивый букет» и др.;

счётных палочек: «Пятачок, мой лучший друг», «Кролик, который думает», «Иа, когда ему дарят подарки», «Стрекоза», «Коровка», «Жираф», «Цапля» и др.;

  • настольно-печатные игры:

«Посади жука, бабочку на цветок», «Чьи детки», «Времена года», «Зоологическое лото», «Домино: овощи, фрукты», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом», «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто где живёт», и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

  • словесные игры:

«Без чего не может быть?  -Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.

«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Ты часть - я целое», «Назови курочку ласково», «Концовки: Если жираф выше тигра, значит, тигр..»,  «Кто больше?», «Родственники»: Елка - родственница ежа, потому что..,  Клубок - родственник ежа, потому что.. др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

  • творческие игры:

театрализованные игры «Медвежата», «Огород», «Изобрази растение», «Весна идёт», «Сугроб тает», «Доктор Айболит», строительные, сюжетно-ролевые игры.

  • физминутки:

«Три медведя», «Цапля», «Лисичка», «Кузнечики», «Деревья», «Огород», «Осенние листья», «Белка», «Телёнок» и др.

  • упражнения на развитие мелкой моторики:

           пальчиковые игры:

«Дождик», «Меж ёловых мягких лап…, «Кошечка», «Птички», «Заяц»,«Улитка», «Кошка и собака», «Цветок», «Козы», «Орехи» и др.;

          графические игры:

 «Наряди курочку», «Дорисуй вторую половину (жук, бабочка, стрекоза, дерево, лист, цветок)», «Насекомые на лугу», «Птицы» и др.

          игры с прищепками:

  «Ёжик», «Гусь», «Глупая ворона», «Интересный разговор», «Лиса», «Крокодил», «Черепашка», «Угостим Жучку», «Грачата», «Лисица и ёж», «Лис и мышонок», «Кто как спит» и др.

  • зрительная гимнастика в игровой форме: «Лес (зимний…), «Посмотри-ка».

Большой интерес вызывают игры и упражнения в которых я предлагаю обучающие ситуации, которые способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе. В процессе игровых обучающих ситуаций дети включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, и это положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Конспект занятия для педагогов.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники: педагоги

Тема: «Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу

коррекционно-развивающих игр и упражнений».

Цель:  

  • показать развивающее воздействие игры   как средства экологического воспитания детей;
  • раскрыть использование коррекционно-развивающих игр и упражнений для формирования экологической культуры и грамотности: уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
  • научить педагогов практически использовать коррекционно-развивающие игры и упражнения

Оборудование:  

  • Дидактические игры; настольно-печатные, природный материал.

План занятия.

Сообщение на тему: «Формирование экологической культуры и грамотности через

                                       внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений».

Мастер-класс:

 практический   показ и обучение педагогов коррекционно-развивающим играм и упражнениям:

подвижные игры,

дидактические игры,

словесные игры,

физминутки,

пальчиковые игры;

зрительная гимнастика,

творческие игры,

игры с прищепками,

графические игры.                          

       

Приложение.

Зрительная гимнастика.

Лес.

Вот стоит осенний лес, полон сказок и чудес,

слева-сосны, справа-дуб, дятел сверху-тук да тук,

глазки ты закрой, открой, и быстрей беги домой

Стрекоза.

Вот какая стрекоза, как горошины глаза

 Влево, вправо, назад, вперед, ну совсем как вертолет

 Мы летаем высоко, мы летаем низко, мы летаем далеко, мы летаем близко.

Пальчиковая гимнастика.

Птички.

Птички полетели, крыльями махали,

На деревья сели вместе отдыхали.

Пальчиковая игра.

Меж еловых мягких лап дождик:кап,кап,кап,

Где сучок давно засох, вырос мох,мох, мох,

Где листок к листу прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья? Это-я,я,я.

Физминутка

Телёнок.

Му-му, я рогатый,   Му-му, я хвостатый,

Му-му, я ушастый,   Му-му, очень статный,

Му-му испугаю,        Му-му забодаю.

Берёза.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая.

Стоишь ты берёзонька, посредь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

Под тобой, берёзонька, трава шелковая.

Словесные игры

Концовки:

Если жираф выше тигра, значит, тигр..» 

                                       

Без чего не может быть?

-Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.

Родственники:

Елка - родственница ежа, потому что..,  Клубок - родственник ежа, потому что..

Игры с прищепками.

Курица и цыплята

Кудахчет курица: — Ко-ко! Зачем ушли вы далеко?

 Пи-пи-пи,  пищат цыплятки, очень в поле клевер сладкий!

Грачата

 Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат.

Открывают рты грачата: очень есть они хотят.

Кто как спит

  •  Ты, Заяц, как спишь?
  •  Как положено — лежа.
  •  А ты, Тетерка, как?
  •  А я сидя.
  •  А ты, Цапля?
  •  А я стоя.
  •  Выходит, друзья, что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
  •  А как же ты, Летучая Мышь, спишь-отдыхаешь?
  •  Да вниз головой...

Лисица и Еж

  •  Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
  •  А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
  •  Да не то чтоб некрасивый...
  •  Может, я с колючками неуклюжий?
  •  Да не то чтоб неуклюжий!
  •  Ну так какой же я такой с колючками-то?!
  •  Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...
  • Н. Сладкое из цикла «Лесные шорохи»

Воробей и Лягуха

  •  Лягуха, Лягуха, ты куда скачешь?
  •  Ку-а-ку-а! Купаться! А ты куда?
  •  Ия купаться! А ты где, Лягуха, купаешься?
  •  Где, где... В канаве!
  •  Да кто же в канаве купается?
  •  А где же купаться-то?
  •  В песочке, на сухом местечке, на пригорочке!

Игры с палочками.

Цапля.

На одной ноге стоит, на лягушек всё глядит,

На одной ноге весь день ей стоять совсем не лень.

Жираф.

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют,

А у меня жираф из палочек, из выручалочек.

Подвижные игры.

Караси и щука; Медведь и пчёлы; Лиса в курятнике; Совушка-сова

Огород.

Как-то вечером на грядке: репа, свёкла, редька, лук

поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут-же: 1,2.3,4,5

Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать.

Маленькое зёрнышко.

Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле –каждый колосок,

Речка, небо надо мною- это всё моё родное!

(дети изображают рост зёрнышек, семян)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста....

«Формирование экологической культуры посредствам трудового воспитание детей дошкольного возраста»

1.На первом этапе своей работы стоит следующее.Цель:Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.Задачи:1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во ...

Консультация "Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"

Формировать устойчивое внимание и интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным....

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...