Фотографирование дошкольниками как метод развития детских интересов и познания.
консультация по коррекционной педагогике

Аносова Нина Автандиловна

“Посредством глаза, но не глазом, смотреть на мир умеет разум”. Вильям Блейк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotografirovanie_doshkolnikami.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ

КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАНИЯ.

“Посредством глаза, но не глазом, смотреть на мир умеет разум”.

Вильям Блейк

Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ.

        Плох или хорош окружающий нас мир, мы можем лучше ощутить, рассматривая рисунки детей, в которых они выражают цветом свои настроения, свои чувства, не умея еще изобразить хорошо предметы и детали. С появлением простой в обращении, но сложной современной фото- и видеотехники, дети потянулись к фотоаппарату, стараясь запечатлеть все вокруг, излучающее настроение, или все, что вызывает удивление. А ведь любопытство и удивление есть путь к познанию и открытию нового, но не у всех оно достаточно развито.

Особенностью современного мира является быстрый темп развития техники. Сегодня информационные технологии осваиваются дошкольниками наравне со взрослыми. Устройство современных гаджетов, в том числе и цифровых фотоаппаратов, позволяет детям свободно их исследовать и действовать с ними. Для современных дошкольников становится доступным такой метод исследования окружающей среды как фотографирование.      

Фотоаппарат — лучший инструмент для знакомства ребенка с окружающим миром. К тому же, фотографируя, ребенок будет всячески проявлять себя и развиваться. Поддерживайте его стремление и интерес к фотосъёмке. Ведь его творческие порывы очень важны для общего развития. Ребенок хочет фотографировать людей в забавных позах или одеждах? или вообще только отдельные части тела, например руки или только лицо? - ничего страшного, это значит, что ребенок ищет себя, открывает новые страницы своей жизни, развивается. Похвалите его за оригинальность. Хотя, все же можно попробовать ненавязчиво предложить ему сфотографировать тот же объект целиком, или, добавив детали, в другом ракурсе. Со временем заметите, что ребенок стал шире смотреть на мир, на всё его многообразие.

Как сказал известный фотограф Анри Картье-Брессон, “делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду…” А написание таких “картин” вполне доступно даже маленьким детям. И, может быть, в дальнейшем начинания вашего ребенка превратятся в профессиональное творчество «рисования светом», что и означает само понятие «фотография».

Проведенное исследование показало значимость двух направлений использования фотографирования для организации образовательной деятельности с дошкольниками. Фотографирование как вид деятельности формирует у ребенка способность выделять личностно - значимые объекты в окружающем пространстве и может служить средством самоопределения детей в мире интересов.

          Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них важнейшим средством общения с миром.

Рассмотрим функции фотографии (по А.Копытину):

1.Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Взрослые и дети могут открыться самим себе и окружающим с новой стороны. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

2.Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

3.Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, тактильной чувствительности.

4.Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках. Появляется возможность понять, в какой степени мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, друзья в кадре связаны с чувством и потребностями в изменении своего “Я”.

Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни и увидеть, насколько различаются внешность, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

5.Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.

6.Смыслообразующая функция заключается в способности фотографии помочь увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет “остановить мгновение” и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно.

7.Экспрессивно-катарсическая функция реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному “очищению” и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков человек находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

Проблема гармоничного развития ребенка, как основа формирования будущей личности, имеет всеохватывающий характер. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность и все это зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

История фотографии – это всегда история творческого поиска каждого фотографа. Ведь все признанные мастера фотографии – это живые люди, которые думали, сомневались, искали и далеко не сразу стали классиками, в наш век многие технологии изменились, но свет падает на предметы и лица людей по тем, же законам, а фотография продолжает развивать эстетический и художественный вкус взрослых и детей.

 - Фотография важна как способ действенного художественно-эстетического воспитания.

- Фотография имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека.

- Фотографии учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них.

Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, окружающего.

Важность фотографии в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как она является его важным элементом. Особенность фотографии как средства восприятия художественного вкуса в том, что в фотографии «наглядно сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство».

В фотографиях различных видов люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Фотография дает огромный материал для познания жизни.

Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, окружающего.

Рассматривая вопрос развития художественного вкуса у детей через фотографию, нельзя не рассказать об использовании фотографий в повседневной жизни детей в стенах дошкольного учреждения, например, в формировании культурно-гигиенических навыков. Это использование алгоритмов: умывания; одевания; графика дежурств и т.д.

         Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Большой акцент в ДОУ делается на наличие и регулярную смену развивающих игр. Для этого используются фотоматериалы в качестве наглядно-демонстрационного и дидактического материала, игр-головоломок, настольно-печатных игр.

Большое внимание уделяется играм-драматизациям, созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, изготовления коллективных работ.Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи, самому увидеть результат и широко применить фотоматериалы.

Довольно часто используются фотографии при организации и проведении образовательной деятельности во всех образовательных областях. При проведении ООД в образовательной области «Познание», с целью расширения представлений детей об окружающем мире, широко используются фотографии природы, животных, достопримечательностей и известных мест своего города, страны и других государств, исторического прошлого и многое другое. Наиболее эффективно первая встреча ребенка с природой происходит в форме свободного рассматривания фотографии. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе.

Взаимодействие ребенка и фотографии, прежде всего, начинается с восприятия. Фотография достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда она непосредственно воспринята дошкольником, когда освоена ее идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия фотографии: заинтересовывают детей сюжетом фотографии, художественными приемами, используемыми автором.

Утром, перед началом проведения образовательной деятельности, рекомендуется повесить фотографии, репродукции фотографий, чтобы дети имели возможность заранее их рассмотреть. Таким образом, решаем несколько задач: воспитательная задача – воспитывать интерес у дошкольников к фотографии; развивающая задача – способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса посредством фотографии.

Полезно с детьми рассматривать иллюстрации, репродукции картин фотохудожников, фотоматериалы. Рассматривая фотоработы, можно обратить внимание детей на новые способы изображения, доступные, но неизвестные детям (как можно по-разному изображать улицу, машины, дома). Особенно хорошо видны способы изображения движущихся животных, людей, что при обычном наблюдении очень трудно воспринимается. Внимательно рассмотрев, затем надо попытаться самостоятельно перевести в графический образ.

Фотоматериалы, используемые в работе, помогают формировать патриотические чувства, воспитывают любовь к родному краю, ее достопримечательностям. Фотовыставки «Мой папа-защитник Отечества», «В маминых объятиях», фотовикторины «Угадай в фотографии девочки свою маму» воспитывают интерес к жизни родителей и любовь к ним.

Еще одним не менее важным средством воспитания и способом развития художественного вкуса служит прогулка, разнообразные экскурсии. Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организуются: наблюдения в природе, игры, труд по уборке участка, на огороде, в цветнике и это отражено в фотографиях, которые позже дети могут рассматривать, анализировать свою деятельность и значение этой деятельности.

Дошкольники открыты для всех видов искусства. Они подолгу и с увлечением рассматривают картины, слушают музыкальные произведения, стихи, смотрят театральные постановки, участвуют в праздниках и досугах.

Об их заинтересованности говорит огромное число вопросов, которые дошкольники задают в ходе рассматривания фоторабот после просмотра спектакля, праздника, утренника. Так дошкольники приобщаются к первым элементарным знаниям о мире искусства.

Таким образом, детское фотографирование способствует нахождению собственного интереса детьми, их самоопределению в образовательной области «Познавательное развитие». Фотоматериалы ребенка становятся стимулом для развития его индивидуального познавательного интереса, и при сопровождении взрослого становятся темами для их собственного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ Создание музеев, как метод развития познавательного интереса у дошкольников”

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.Музейная п...

Развитие детских интересов.

Интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, ...

План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...

Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Практическая значимость выбранной темы в  том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...

Презентация "Детское коллекционирование- основа развития детского интереса"

Коллекционирование развивает в детях такие качества, как внимательность, аккуратность и терпеливость. Коллекционирование может быть коллективным и индивидуальным....

Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников

Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...