Сюжетно-ролевая игра и её возможности для коррекционной работы
статья по коррекционной педагогике

Орлова Анастасия Николаевна

Данный материал позволяет увидеть значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка дошкольного возраста и взглянуть на данный вид деятельности с точки зрения коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Анастасия Николаевна,

Педагог-психолог,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Сюжетно-ролевая игра и её коррекционные возможности

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для развития ребёнка дошкольного возраста.  С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Действительность такова, что современное поколение детей предпочитает вместо коллективных дворовых игр индивидуальные компьютерные игры. Однако, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Ученые и практики в области педагогики и психологии говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральном государственном образовательном стандарте игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.

Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

Сюжетно-ролевая игра по мнению ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.) – ведущая деятельность дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Игра оказывает существенное влияние на формирование основных психических процессов. В ряду важнейшей психологической функции игры выступает её психокорректирующая функция. Процесс коррекции в игре происходит естественно.  

Переходя от предметной к ролевой игре, ребенок действует, ведомый своими желаниями, ставит себя на место взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Исполняя роль взрослого, ребенок понимает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, появляется мотив - стать взрослым и осуществлять его функции. В частности, к концу дошкольного возраста, по мнению Л.И. Божович, такие мотивы. приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и оцениваемую деятельность.

Происходит это благодаря игре, так как именно в ней развиваются важные особенности мотивационной сферы личности дошкольника, а именно, соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким. Также, в игре возникает новая психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов.

Игра захватывает, увлекает ребенка, и, хотя у него возникают случайные желания, он подчиняется правилам и взятой на себя ролью. В игре формируются волевые черты характера, воспитывается умение сдерживать себя и все это благодаря тому, что в игре есть внутренние правила, которые ребенок выполняет добровольно, без принуждения. Все это способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Неоспорима роль игры в развитии произвольности. В непринужденном формате игры естественным образом развиваются произвольные внимание и память. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если же ребенок оказывается невнимателен и не запоминает условия игры, он изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

Д.Б. Эльконин указывает на еще на одно важнейшее значение сюжетно-ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста: в совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других. Так, ребенок, беря на себя определенную роль, действует с этой новой позиции, вынужден принимать во внимание и роль своего партнера. Ему приходится координировать свои действия с ролью партнера, хотя сам в этой роли и не находится. Кроме этого, все предметы, которые используются в игре и которым придали определенные значения с точки зрения одной роли, должны восприниматься участниками игры именно в этих значениях, хотя с ними, в общем-то, и не действуют. В результате происходит преодоление «познавательного эгоцентризма» и формируется процесс «децентрации». А именно сформированность децентрации швейцарский психолог Ж. Пиаже называл самым высоким уровнем готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра выступает особой формой организации совместной деятельности детей. Поэтому она оказывает влияние и на формирование личности дошкольника. В игре приобретаются основные навыки общения, качества, которые необходимы для установления контакта со сверстниками. Сюжетно-ролевая стимулирует у ребенка развитие речи, как средства общения.

Сюжетно-ролевая игра способна помочь ребенку не только в психическом развитии, но и в преодолении эмоциональных трудностей. Так, в своих исследованиях, посвященных изучению роли игры на преодоление неврозов у детей, А.И. Захаров опирается на опыт зарубежных и отечественных ученых, таких как А. Фрейд, М. Кляйн, классика игровой психотерапии детей – В. М. Акслайн, Г. Л. Лендрот, В. А. Гиляровского, Г. А. Волкова, С. 3. Драпкина, В. П. Козлова, С. Головневой, И. С. Соколовой, Ю. Н. Селехова и др.

Во время обучения в РГПУ им. А.И. Герцена, мне в составе группы студентов, довелось наблюдать (а иногда и принимать участие) в исследованиях А.И. Захарова.

В процессе сеанса игровой терапии А.И. Захаровым и участниками терапии «разыгрывались истории, приближенные к житейским ситуациям, сюжеты и темы для которых могли предлагать сами дети и их родители. В совместной с родителями игровой психотерапии в центре внимания были не только проблемы поведения и отношений в группе, но и страхи с проигрыванием травмирующих жизненных ситуаций. Для устранения страхов отделения от матери и связанных с ними страхов темноты и одиночества; страхов угроз и наказания родителей; страхов животных (волка, медведя, собаки) и т. д., применялись терапевтические модели совместного с родителями игрового обучения безопасному поведению при невротических реакциях на разлуку с матерью, а также при эмоционально-защитном реагировании на изображение персонажа, вызывающего страх у ребенка».

По мнению А.И. Захарова, сюжетно-ролевая игра позволяет выявить состояние фрустрации, агрессивные тенденции, неуверенность, страхи. «С помощью проигрывания этих чувств можно вывести их на поверхность, открывая для осознания. Сталкиваясь с ними лицом к лицу, ребенок обучается их контролировать».

Эмоционально неблагополучные дети обычно испытывают различные затруднения в игре: проявляют жестокое отношение к игрушкам или сверстникам. Дети со средним или высоким уровнем тревожности, также неловко чувствуют себя в игре, боятся сделать что-нибудь не так, волнуются. Педагогу важно вовремя заметить это и не допустить усугубления процесса.

Игры широко применяются в работе как со страдающими неврозами детьми, так и со здоровыми. Предметом коррекции игровой психотерапии могут быть и отставания в развитии эмоциональной сферы ребенка: скудность эмоционального мира, запаздывание развития высших чувств, эмоциональная неотзывчивость и т.д.

Правильно организованная сюжетно-ролевая игра помогает ребенку справиться с отрицательными эмоциями. Происходит это в том случае, когда ребенок принимает и играет роль. Основным принципом является  принятие роли, которая была раньше недоступна, всячески отвергалась и против которой выстраивалась психологическая защита (тревожность, страхи). Ребенок может тревожиться по поводу роли, и даже проявлять агрессию по отношению к ней в процессе игры. И вот на этом этапе на помощь приходят другие участники игры, они и помогают преодолеть отрицательные эмоции, драматически подчеркивая тот страх и тревожность, которые раньше были присущи ребенку.

Успешный в игре ребенок, получает от этого удовольствие. Происходит самоутверждение в своей роли, он испытывает гордость. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.

Можно сделать вывод о том, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (в том числе и игровой); поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства; то есть должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров (ФГОС ДО).

Список использованной литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: "Питер", 2008.
  3. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
  4. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  5. Воспитание детей к игре. — М.: Просвещение, 1983.
  6. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб: АО «Сфера», 1994.
  8. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. - СПб : КАРО, 2006.
  9. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. -Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  10. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2009.
  11. Смирнова Е.И. современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002 — №4 – с 70-74.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фитнес - технологии в образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физической культурой, вносят положительные эмоции. Удовлетворяют потребности в укреплении здоровья, формировании поло...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....