Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога Юшиной Людмилы Викторовны
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Цель: Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях   ФГОС ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_po_rabote.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска «Детский сад № 401»

 

 ГОДОВОЙ ПЛАН

коррекционно-методической работы

учителя-дефектолога

Юшиной Людмилы Викторовны

на 2021-2022 учебный год

г. Новосибирск, 2021 г

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

ЦЕЛЬ:

1.Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях  ФГОС ДОУ.

ЗАДАЧИ:

1.Научно-методическая-систематическое целенаправленное повышение уровня профессиональной квалификации учителя-дефектолога; изучение нормативно-правовой документации по ФГОС ДОУ, методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в коррекционную работу.

2. Диагностическая – определение уровня развития зрительного восприятия, обследование уровня познавательной деятельности; прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения; определение индивидуального маршрута развития.

3.Коррекционно-развивающая- создавать условия для реализации задач коррекционно-образовательного процесса по разделам Программы специальной (коррекционной) направленности для детей с нарушениями зрения в условиях перехода на ФГОС ДОУ.

4. Профилактическая - охрана зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, но и дома: обучение приемам по проведению зрительных гимнастик и формирование потребности в приобретении знаний по охране и гигиене зрения;

5. Консультативно-аналитическая -проведение просветительской работы среди воспитателей и родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения. Продолжать повышать общий уровень компетенции родителей и воспитателей в вопросах обеспечения комплексной безопасности детей с нарушениями зрения и формировании представлений о здоровьесбережение.

II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.

Направления

деятельности

Комплектование подгрупп

Составление расписаний интегрировано-образовательной деятельности

Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка

2.

Формы

 работы

Работа с документацией

(протоколы ППк, коррекционно-образовательные технологии,

годовой план работы ДОУ, нормативные документы ФГОС)

3.

Цель

Оптимизация и корректировка  интегрировано-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ.

4.

Условия

 реализации

Зрительный диагноз;

Уровень развития детей; возрастные особенности

Режим дня,

расписание занятий,

комплексно-тематическое планирование

5.

Срок

проведения

до20.09.2021

6.

Отчетная

документация

  • расписание коррекционно-образовательной деятельности,
  • график работы учителя-дефектолога,
  • циклограмма деятельности учителя-дефектолога
  • планы (годовой, перспективный, календарный)

III. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Направления

Деятельности

Мониторинг развития детей IV-го года обучения с нарушениями зрения (промежуточный целевой ориентир)

2.

Формы работы

Индивидуальные диагностические задания, беседы, разговоры, наблюдения за детьми в режимные моменты,

3.

Цель

Выявление промежуточного целевого ориентира развития детей с нарушением зрения по разделам «Программы»

4.

Условия реализации

Диагностические методики

Посещаемость детей

5.

Срок проведения

Сентябрь - до 20.09.2021

Январь     - до 17.01.2022 (контрольный срез)

Май          - до 30.05.2022

6.

Отчетная документация

  • комплексные диагностические карты,
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • протоколы обследования,
  • заключение учителя-дефектолога
  • тифлопедагогическая характеристика

IV. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

1

Направления

образовательной деятельности

Развитие

зрительного восприятия

(РЗВ)

Развитие осязания и мелкой

моторики

(РммР)

Развитие

ориентировки в пространстве

(ОвП)

Социально-бытовая

ориентировка

(СБО)

2 раза в неделю

ежедневно

1раза в неделю

2раз в неделю

2

Формы работы

Подгрупповые, индивидуальные

3

Цели образовательной деятельности

  1. Содействие и сопровождение в обучении и развитии детей

VI-го года обучения с нарушениями зрения;

  1. Создание условий для раскрытия внутреннего потенциала;
  2. Помощь в преодолении и компенсации вторичных отклонений, мешающих детям с нарушениями зрения гармонично развиваться в соответствии с ФГОС ДОУ.

4

Условия реализации

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Дидактический материал к занятиям

Входит в структуру каждого коррекционного занятия

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность

к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Дидактический материал к

занятиям

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

5

Срок проведения

Сентябрь—май

6

Отчетная документация

  • комплексно-тематический перспективный план,
  • календарно-тематический  план работы;
  • конспекты коррекционно-образовательной деятельности;
  • табель посещаемости;
  • индивидуальные тетради;
  • тетрадь взаимодействия со специалистами;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями
  • тетрадь результатов лечения детей

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

  1. квартал - тема выступления на собрании

«Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников»

(«Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей»).

  1. квартал -   тема выступления на собрании

«Как и чем занять ребенка дома»

  1. квартал - тема выступления на собрании

«Подведение итогов коррекционной работы. Рекомендации родителям по подготовке к школе детей с нарушениями зрения».

Литература: Л.И. Плаксина

Месяц

ТЕМА    КОНСУЛЬТАЦИИ

Литература

Сентябрь

1. Консультация «Защита зрения детей дошкольного возраста» («особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушениями зрения», «Профилактика нарушений зрения у дошкольников»).

Конспект

прилагается

Октябрь

1.Консультация «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений».

Конспект

прилагается

Ноябрь

1. Консультация «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Конспект

прилагается

Декабрь

1. Консультация «Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями зрения при подготовке к школе».

Конспект

прилагается

Февраль

1. Консультация «Нетрадиционные игры и игровые упражнения с детьми с нарушениями зрения в семье» (Развивающие игры в сенсорном развитии детей с нарушениями зрения).

Конспект

прилагается

Март

1. Консультация  «Суджук терапия как здоровьесберегающее средство для детей с нарушениями зрения».

Конспект

прилагается

Апрель

1. Консультация  «Пальцы тоже говорят. Воздействие движений пальцев и кистей рук на развитие мозга»

Конспект

прилагается

Май

1. Консультация «Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе»

Конспект

прилагается

Октябрь-Май

- «Памятка для родителей по организации коррекционно-педагогической деятельности  (Требования к пособиям. Гигиена зрения. Как выбрать очки и правильно с ними обращаться?)».

 - «Что такое бинокулярное зрение?»

-  «Значение зрительной гимнастики. Дети и телевизор»

- «Формирование здорового образа жизни детей с нарушениями зрения».

- «Безопасное поведение детей на дороге» (Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома). 

- Советы тифлопедагога родителям будущего первоклассника.

- «Для вас родители».

- «Тренируем память» (игры, активизирующие счет информации к размышлению для родителей), (игры для развития тактильного восприятия).

Памятки для родителей

рекомендации

VI. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Месяц

ТЕМА    КОНСУЛЬТАЦИИ

Литература

Сентябрь

1.«Коррекционно-развивающая программа для детей 6-7го-года жизни с нарушениями зрения. Основные задачи по разделам программы»

Л.И. Плаксина

Октябрь

1. « Инновационные подходы к организации коррекционно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения»

Конспект

прилагается

Ноябрь

1. «Особенности методов и приемов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения» (использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения)

Конспект

прилагается

Декабрь

1. « Наглядные пособия и тренажёры для развития прослеживающей и поисковой функции глаза для детей с нарушением зрения»  

Конспект

прилагается

Февраль

1. «Художественно-эстетическое развитие детей с нарушениями зрения средствами изобразительной деятельности»

Конспект

прилагается

Март

1. «Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения»

Конспект

прилагается

Апрель

1. «Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающих косоглазием и амблиопией»

Конспект

прилагается

Май

1. «Подготовка детей с нарушениями зрения к школе. Использование воспитателем тифлотехнических средств»

Конспект

прилагается

VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

1.

Направления деятельности

Организационная работа

Психолого -педагогический консилиум

2.

Формы работы

Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам промежуточного целевого ориентира.

Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ;

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения и обучения детей с нарушениями зрения.

Изучение назначений медсестры-ортоптистки

3.

Цель

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДОУ.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения.

Реализация образовательной Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений IV  вида    

(для детей с нарушением зрения) в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению, в условиях внедрения ФГОС ДОУ.

4.

Условия реализации

Активность специалистов и их заинтересованность

Систематичность заседаний ППк

5.

Срок проведения

В течение года

В течение года,

 согласно плана ППк

6.

Отчетная документация

1.Журнал взаимодействия со специалистами

2.Индивидуальные программы сопровождения

Протоколы консилиума,

 индивидуальные программы сопровождения,

диагностические карты,

рекомендации,

тетради взаимодействия,

аналитические отчеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно - методической работы учителя - дефектолога

Материал содержит перспективное планирование  работы учителя-дефектолога по всем направлениям  деятельности. В плане описаны формы работы; цели, которые реализует специалист в определенном в...

Перспективный годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога

Годовой план составлен на учебный год. Учтены основные направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога): диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, вза...

Годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план работы учителя-дефектолога

Данный материал поможет педагогам составить план- работы на год....

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА ЧАКУЧЯН АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫУЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГАЧАКУЧЯН АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫНА 2016 – 2017  УЧЕБНЫЙ ГОД...

Годовой план работы учителя-дефектолога Клименко Т. А. на 2017 – 2018 учебный год.

Планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми– инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала, также...

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Планирование работы учителя-дефектолога на год...