Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с ТНР (из опыта работы)
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Васина Светлана Алексеевна

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьнику.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения детей. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, занять себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

Васина Светлана Алексеевна, воспитатель, МБДОУ № 6

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»

Мы сегодня расскажем вам о системе дидактических речевых игр в преодолении ОНР у детей младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогами в целях развития и воспитания детей.

Новизна данной разработки заключается в том, что создавались дидактические игр в рамках определенного алгоритма и являются подготовительным этапом к созданию сценариев интерактивных игр (в нашем ДОУ созданы условия для использования интерактивных игр). Алгоритм:

1.  Речевой материал подчинен лексической теме. Это создает условие многократного повторения слов, усвоенных ранее, запоминанию их и практическому употреблению в разном речевом контексте через игровую деятельность.

2.  В рамках заданной лексики создаем игры по формированию сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. В этот же раздел включаем игры на развитие зрительно-конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики.

3. Преодоление тяжелого речевого нарушения невозможно без развития высших психических функций таких как: восприятие, память, мышление. Поэтому в разработку входят игры, которые учат детей выстраивать сериационный ряд, обобщать, классифицировать и сравнивать.

4.  В рамках заданной лексики создаем игры, формирующие грамматический строй речи: практическое употребление существительных единственного и множественного числа, простых пространственных предлогов, существительных в косвенных падежах, правильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе, существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

Сензитивным периодом освоения перечисленных категорий является возраст с трех до четырех лет.

5. Реализация дидактических задач осуществляется через игровую деятельность.

Данные дидактические игры позволяют организовать интеграцию направлений развития в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Дидактические игры, которые мы сегодня представляем, создавались в течение учебного года педагогами и родителями группы.

По содержанию наши дидактические игры опираются на знания, уже имеющиеся у детей. Они красочные, с качественным узнаваемым изображением предметов, персонажей; прочные, и просты для понимания ребенка.

 В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Определяя дидактическую задачу, мы учитывали, какие знания, речевые умения и навыки должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Прописаны игровые действия.

Мы считаем, что повышению эффективности коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи способствует обеспечение педагогического процесса достаточным количеством качественного дидактического игрового материала, где воспитанники являются активными участниками, начинают целенаправленно мыслить и учиться выражать эти мысли.

 В каждом разделе алгоритма соблюдается принцип от простого к сложному, принцип доступности материала по содержанию, связь обучения с жизнью. На примере формирования сенсорных эталонов мы вам это покажем.

 В начале учебного года, дети играли в игру «Найди такой же по цвету», «Найди такой же по форме». Дети определяли только цвет или только форму, и практиковались в согласовании существительного с прилагательным в роде и числе: желтая груша, желтые бананы. Далее, когда речевые возможности увеличивались, дети через игру учились соотносить цвет и форму одновременно сначала на одной геометрической фигуре, затем на двух, и трех. Тем самым объем речевого высказывания увеличивался. К согласованию присоединяется употребление существительных в косвенных падежах, простые предложные конструкции. 

Развивая зрительно-конструктивную деятельность, ребенок в начале года собирал целую картинку по образцу из двух, трех частей, разрезанных горизонтально или вертикально. К концу учебного года он уже справляется с разрезанными картинками по диагонали из 4-х частей. Играя с разрезными картинками, ребенок осваивает пространственные ориентировки: вверху, внизу, слева, справа, посередине, называет части предмета. 

Составляя игры по развитию высших психических функций, мы учитывали жизненный опыт маленького ребенка, и предлагали сначала классифицировать предметы близкого бытового окружения: например, одежда зимняя и та, что ходят в группе. Далее содержание игр усложняется и дети, играя, учатся классифицировать предметы, не входящие в круг бытовых ориентиров: «Дикие и домашние животные» (кошка живет дома, а волк нет)

Начиная с младшего возраста, развиваем у детей такой мыслительный процесс, как сериация.

Играя в сказку «Три медведя» наши, воспитанники практикуются в установлении сериационного ряда: большой, поменьше, самый маленький. Практикуются в назывании посуды, мебели, существительных в уменьшительно-ласкательном значении.

Даже неговорящий ребенок может стать активным участником в речевой игре, если ему предложить запомнить и найти нужные картинки.

Такие игры «Кого не стало полянке?», «Какой машины не видишь?» «Тень какого животного?» вызывают живой интерес и желание поиграть, поискать, посоревноваться, кто быстрее это сделает. Развивается внимание, зрительное восприятие, мотивация, реакция. Дети практикуются проговаривать существительные в Р.п. (самого сложного падежа по освоению)

Дидактическая игра предполагает вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом, где педагог учит, играя, а дети, играя, обучаются.

 Каждая новая игра проходит при прямом участии взрослого. Педагог предлагает игровые действия, проигрывает их вместе с детьми, заинтересовывает, поощряет. Использует такие методы, как: коллективное целеполагание в начале выполнения дидактической игры: «Хочешь узнать, кто живет в этом домике?», «Поможем хозяюшке накормить животных», и др.; учит воспитанников подведению итогов, положительно оценивает действия ребенка; вживается в игровой процесс вместе с ребенком, тем самым формируя предпосылки к умению доводить начатое до конца; создает ситуацию мозгового штурма: «Кто-то спрятался? Догадайся!» – где от ребенка требуется большая концентрация внимания, распределения внимания; активно используется диалог.

Для того что бы дети проявляли самостоятельность, инициативу, мы расположили дидактические игры в доступном для детей месте в достаточном количестве для выбора. Ребенок может самостоятельно выбрать игру и начать в нее играть. Педагог может направлять или оказывать помощь, если ребенок за ней обращается. Во время игры дети имеют возможность взаимодействовать друг с другом, подходить, интересоваться и вовлекаться в игру. 

Причем, дети иногда придумывают свои игровые действия, оречевляют их по-своему. Могут расположиться с игрой в удобном для ребенка месте, как за столом, так и на ковре.

Постоянное использование дидактических игр, развивает у детей интерес, а это – главная движущая сила познавательной деятельности, повышает речевые возможности.

 

Данные игры используются в непрерывной образовательной деятельности, как в утренние время, так и в вечернее.

 Утром, когда дети приходят в детский сад, располагаем игры на столах для привлечения их внимания. Дети тут же подходят и играют. Эти игры могут использоваться, как раздаточный материал во время занятий. Или при индивидуальной работе.

 Во вторую половину дня, когда проводится коррекционный час, вовлечение детей в игру с дидактическими играми позволяет создать благоприятные условия для индивидуальной коррекционной работы с ребенком по заданию учителя-логопеда.

Дидактические игры можно использовать при выявлении уровня речевого развития, т.е. при диагностике.

Активными участниками в создании дидактических игр являются родители. Только с их технической поддержкой стало возможным сделать большое количество качественных, красочных игр. В начале года совместно с родителями было принято решение приступить к созданию и накоплению дидактических игр, обеспечивающих повышение эффективности коррекционной работы на группе. В середине года мы провели презентацию игр для родителей, показали видео зарисовки, о том, как играют в них дети. Предложили рекомендации по изготовлению похожих игр в домашних условиях и даем возможность взять игры домой и поиграть с ребенком.

Таким образом, разработанные и созданные дидактические игры способствуют эффективной коррекции тяжелого речевого нарушения у детей. В дальнейшем пособие будет пополняться, дидактические задачи усложняться. А интерактивные игры, которые мы создадим, пополнят копилку развивающих игр в ДОУ.

 

Список литературы:

1.      Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. «Просвещение» 1989г

2.      Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». СПб. «Союз» 2001г

3.      Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». М. «Школьная Пресса» 2008г

4.      О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет». М. «Творческий центр» 2011г

5.      Т.Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». М. «Творческий центр» 2010г

6.      Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи». М. «Айрис пресс» 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Опыт работы «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мой опыт работы по теме: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...