Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет "Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Головачёва Надежда Юрьевна

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. 

Цель программы – профилактика и коррекция речевых и неречевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Неречевые процессы:
  1. Развитие общей моторики.
  2. Развитие координации движений.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие пространственного ориентирования.
  5. Развитие чувства темпа и ритма.
  6. Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах.
  7. Развитие слухового внимания и памяти.
  8. Развитие музыкального и фонематического слуха.
  1. Речевые процессы:
  1. Развитие физиологического и дыхания, направленного выдоха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Автоматизация и дифференциация звуков.
  4. Работа над лексикой и грамматикой.
  5. Развивать координацию речи с движением.
  6. Работа над просодической стороной речи.

Направление программы – развивающее - обучающая. 

Период обучения – 1 год. 

Состав обучающихся воспитанников – постоянный. 

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

При обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные;

б) тактильно-мышечные;

в) наглядно-слуховые.

  • Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики;

7) образный сюжетный рассказ;

8) словесная инструкция.

  • Практические методы:
  • игровой;
  • соревновательный.

Условия реализации образовательной программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада. Групповые занятия с детьми одинакового уровня развития.  

Срок реализации дополнительной образовательной программы -   1 год  (34 часа): 1 занятие в неделю. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет.

Наполняемость групп – до 10 человек. 

Формы и методы проведения занятий.

Форма организации деятельности детей на занятии – групповая;  

Форма проведения занятий: занятие – игра, построенная на сюжете сказок.

Форма обучения – 1 занятие в неделю.   

Продолжительность занятия – 5-7 лет - 30 мин. 

Средства логопедической ритмики:

С планом работы и аннотацией можно ознакомиться в приложении 2.

Ходьба и маршировка в различных направлениях.

  1. Упражнения нар развитие голоса, дыхания и артикуляции.
  2. Регулировка мышечного тонуса и развитие общей и мелкой моторики.
  3. Активизация внимания.
  4. Счетные упражнения.
  5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
  6. Формирование чувства ритма.
  7. Формирование музыкального темпа.
  8. Ритмические упражнения.
  9. Пение.
  10. Игра на музыкальных инструментах.
  11. Самостоятельная музыкальная деятельность.
  12. Игровая деятельность.
  13. Развитие творчества, личностных качеств.

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5-7.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №199»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛОГОРИТМИКА»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2021-2022гг

АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОЛОВАЧЁВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

МОСКВА

2021 г.

Содержание:

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность

1.3 Цели и задачи программы.

1.4 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

3. Формы подведения итогов реализации программы

4.Материально-техническое обеспечение.

5. Учебный план.

6. Список литературы.

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедия занимается изучением речи и коррекцией её нарушений. Для этого применяются разнообразные методы, т.к. структура и специфика нарушений требует комплексного подхода.

Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна. Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:

Уровень А — руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.

Уровень В — таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.

Уровень С — пирамидно-стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.

Уровень Д — теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей аффентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (верх, низ, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.

Уровень Е - высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на речевые и неречевые процессы.

Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить - что такое ритмика вообще и для чего она нужна.

В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык. Двигательное умение - это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи. Двигательный навык - высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие “ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы.  Ритм характеризуется основным признаком - это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально - ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз  в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по  преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и  получила высокую оценку специалистов. В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на  больных  афазией.

Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.

У детей с нарушениями речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм.  У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной. У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи  являются занятия логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.

Рабочая программа разработана воспитателем ГБОУ школа №199 (д/о) Головачёвой Надеждой Юрьевной. Программа имеет коррекционно – развивающую направленность. Продолжительность реализации программы 1 год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, предназначена для детей 5-7 лет, реализуется через кружковую работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Учебный план составлен в соответствии с Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Центральной составляющей является программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1.2 Актуальность.

В настоящее время диагностируется большое количество различных патологий речи у детей. Многие дети не получают своевременную помощь логопеда. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

1.3 Цель и задачи программы.

Цель программы – профилактика и коррекция речевых и неречевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Неречевые процессы:
  1. Развитие общей моторики.
  2. Развитие координации движений.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие пространственного ориентирования.
  5. Развитие чувства темпа и ритма.
  6. Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах.
  7. Развитие слухового внимания и памяти.
  8. Развитие музыкального и фонематического слуха.
  1. Речевые процессы:
  1. Развитие физиологического и дыхания, направленного выдоха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Автоматизация и дифференциация звуков.
  4. Работа над лексикой и грамматикой.
  5. Развивать координацию речи с движением.
  6. Работа над просодической стороной речи.

1.4 Принципы, методы и приемы.

        Принципы логопедической работы:

  1. Общедидактические принципы:
  • Принцип систематичности. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.
  • Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.
  • Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность.
  • Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
  • Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.
  • Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
  1. Специфические принципы:
  • Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей.
  • Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
  • Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
  • Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
  • Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов.
  • Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах).

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

  • Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

  • Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
  • Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
  • Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.

Средства логопедической ритмики:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
  2. Упражнения нар развитие голоса, дыхания и артикуляции.
  3. Регулировка мышечного тонуса.
  4. Активизация внимания.
  5. Счетные упражнения.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
  7. Формирование чувства ритма.
  8. Формирование музыкального темпа.
  9. Ритмические упражнения.
  10. Пение.
  11. Игра на музыкальных инструментах.
  12. Самостоятельная музыкальная деятельность.
  13. Игровая деятельность.
  14. Развитие творчества, личностных качеств.

2. Планируемые результаты.

  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
  • Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
  • Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

  1. Формы подведения итогов реализации программы

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

4.Материально-техническое обеспечение.

Требования к среде:

  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
  • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

 Центр коррекционно-развивающей работы:

  • Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
  • Ковер;
  • Мольберт;
  • Столы и стулья;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)

Технические средства:

  • Наличие ноутбука;
  • Проектор;
  • Музыкальный центр;
  • Принтер;
  • Сканер.
  • Музыкальные произведения.

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

  • Бланки с заданиями по темам;
  • Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
  • Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
  • Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
  • Схемы-планы, модели.

Игровой и спортивный инвентарь:

  • Ростовые куклы.
  • Костюмы зверей;
  • Музыкальные инструменты;
  • Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
  • Пособия на развитие дыхание,
  • Ритмические палочки,
  • Массажные мячики «Су-джок»

5. Учебный план.

Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала и окончания занятий

34

34

13.09.20 – 30.05.21

Группа 5-7 лет

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

Месяц

1

Диагностика

1

Диагностические пробы на определение уровня речевого и моторного развития детей

сентябрь

2

Диагностика

1

Диагностические пробы на определение уровня речевого и моторного развития детей

3

«Разные звуки»

1

Уточнение артикуляции гласных и согласных звуков раннего онтогенеза

4

«Яблоко»

1

Развитие слухового восприятия, зрительно – моторной координации. Темпо-ритмические упражнения.

октябрь

5

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки

1

Самомассаж, развитие артикуляционного и пальцевого праксиса. Упражнения на развитие просодической стороны речи.

6

«Спор овощей»

1

Фонопедические упражнения с листочками. Хороводная игра. Коммуникативный танец.

7

«Колосок»

1

Развитие тактильных ощущений. Пальчиковые игры; игры на развитие соматогнозиса.

8

«Приключения дождика»

1

Упражнения на развитие внимания, памяти. Артикуляционные и дыхательные упр-я.

ноябрь

9

«Краски осени».

1

Темпо-ритмические упражнения. Развитие направленной воздушной струи.

10

«Палочка - выручалочка».

1

Попевки с гласными звуками. Работа над силой выдоха. Нейрогимнастика. Развитие чувства ритма.

11

«Как коза в лесу избушку построила»

1

Дикционные упр-я. Мимические упражнения. Развитие модуляции голоса.

12

«Кот, петух и лиса»

1

Регулировка мышечного тонуса. Темпо-ритмические упражнения. Развитие речевого слуха.

13

«Теремок - холодок»

1

Ритмические упр-я. Артикуляционная гимнастика, нейроупражнения.

декабрь

14

«Дед Мороз построил дом»

1

Работа над слоговой структурой слова. В.п. имен существительных.

15

«Отчего у белого медведя нос черный»

1

Работа над интонацией. Хороводные игры. Развитие моторного переключения.  Развитие мелкой моторики.

16

«Ёлка»

1

Фонетическая ритмика. Развитие воображения. Развитие общей моторики.

17

«Снеговик на ёлке»

1

Упражнения на координацию речи и движения

январь

18

«Морозята»

1

Формирование операций классификации по различным признакам. Развитие саморегуляции.

19

«Мороз Иванович»

1

Развитие соматогнозиса. Работа над визуально-ритмическим рядом.

20

«Приключение снежинки»

1

Развитие условно-двигательной реакции. Развитие слухового восприятия.

21

«Снежная книга»

1

Коммуникативные игры. Координация речи и движения. Развитие артикуляционного праксиса.

февраль

22

«Мороз, солнце и ветер»

1

Упр-я на развитие внимания, координацию речи и движения. Темпо-ритмические упражнения.

23

«Парад на Красной площади»

1

Развитие слухового внимания. Упр-я на зрительно-моторную координацию;  регулировку мышечного тонуса.

24

«Гуси - лебеди»

1

Развитие фонематического восприятия. Игры на развитие внимания. Развитие чувства музыкального размера.

25

«Я маму мою обидел»

1

Развитие чувства музыкального темпа. Развитие мелкой моторики. Согласование прил. с сущ. в роде и числе.

март

26

«Кем быть?»

1

Развитие быстроты реакции. Дыхательные упражнения. Пальчиковые упражнения.

27

«Откуда у носорога шкура?»

1

Дифференциация ротового и носового выдоха и вдоха. Удержание ритма с моторным переключением.

28

«Откуда у верблюда горб?»

1

Упражнения на закрепление артикуляции гласных звуков. Работа над ритмическим рисунком.

апрель

29

«Космическое путешествие»

1

Упражнение на различение звуков в схожих по звучанию словах. Уточнение временных отношений.

30

«Лекарство от зевоты»

1

Работа над расширением словарного запаса. Ритмический танец. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

31

«Колобок»

1

Упражнения на ориентировку в пространстве и собственном теле. Работа над интонационной выразительностью речи.

32

«Волшебное зеркальце»

1

Стихотворения с движением. Хороводная игра. Игры на развитие внимания и памяти. Игра на музыкальных инструментах.

май

33

«Как муравьишка дом солнышка искал»

1

Упражнения для развития мимической мускулатуры. «Разная походка». Пальчиковые игры, самомассаж.

34

«История о том, как гном построил дом»

1

Придумывание и проговаривание чистоговорок. Закрепление пройденного материала в различных играх и упражнениях.

6. Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985.
  2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФН.  - М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.
  3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации - М., 2001.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.
  5. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  6. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
  7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI «,1997.
  8. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
  9. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
  10. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
  11. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
  12. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
  13. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
  14. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
  15. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005, -
  16. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
  17. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
  18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  19. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
  20. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
  21. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  22. Тарасова О.А., Чернышева Ю.А. «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта».
  23. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.
  24. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
  25. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...