«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кравцова Яна Анатольевна

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materia.docx22.46 КБ
Файл prezent_ras_-_kopiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

«Коррекционно-развивающая работа

учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет

с расстройствами аутистического спектра»

Учитель-логопед Кравцова Я.А.

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда

с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра»

В нашем случае у ребенка с РАС наблюдается полное отсутствие внешней речи, иногда на высоте аффекта, ребенок произносит отдельные неразборчивые звуки. Предпочитает обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто берет взрослого за руку и подводит к нужному месту.

В результате коррекционной работы к концу 2017-2018 уч.года:

*Установлен эмоциональный контакт педагога с ребенком.

*Выработан учебный стереотип, умение сидеть за столом и выполнять задания.

*Фиксирует  взгляд на лице партнера, смотрит в глаза партнеру по общению.

*Фиксирует  взгляд на предмете.

*Реагирует  на слуховые раздражители

*Эмоционально реагирует на знакомые стихи и потешки с движениями.

*Выполняет  инструкцию  «Иди ко мне»

2 слайд

Задачи коррекционной работы:

  • Продолжать формировать  умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению.
  • Продолжать формировать  умение фиксировать взгляд на предмете, активизировать реакцию следования взглядом за предметом. 
  •  Побуждать реагировать на слуховые раздражители, вызвать слуховое сосредоточение
  • Развивать дыхание
  • Учить выполнять простейшие инструкции
  • Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками
  • Формировать  пассивный  словарный запас

3 слайд

С целью формирования умения фиксировать взгляд на предмете, активизации реакции следования взглядом за предметом использовались различные игрушки-забавы. Игра с такими предметами сопровождалась художественным словом:  потешками, стихами.

4 слайд

Побуждать реагировать на слуховые раздражители, вызвать слуховое сосредоточение

На занятии использовались звучащие игрушки, музыкальные инструменты: сначала ребенок учился реагировать на слуховые раздражители, преодолевать  страх различных звучаний. Затем идет обучение взаимодействию с музыкальными инструментами, ребенок учится  извлекать звук из инструмента, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно.

5 слайд

Развивать дыхание, выполняя упражнения

Взрослый предлагает вниманию ребенка вертушку, султанчик или мыльные пузыри, показывает как нужно дуть, ребенок по подражанию дует на вертушку.

6 слайд

Учить выполнять простейшие инструкции Выполнение инструкции «Дай» необходимо для обучения пониманию названий предметов. Выбирается один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Взрослый кладет на стол предмет и привлекает внимание ребенка. Затем дается инструкция «Дай кубик». В нашем случае ребенок инструкцию не выполнял и не проявлял интереса к игрушке. Заметила, что ребенку нравится мяч, попробовала катить мяч по ковру, затем просила «Дай мне мячик». Когда ребенок стал выполнять инструкцию и приносить мячик, предложила ему два предмета мяч и матрешку. Раскладывала предметы на ковре и просила «Дай мне матрешку», или «Дай мне мяч». Ребенок инструкцию выполняет, берет нужный предмет  в руки, но не всегда отдает в руки.

7 слайд

Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками: «Самолет гудит у-у-у», «Кукла плачет а-а-а».

Вниманию ребенка предлагается игрушку и произносится, связанный с ней звук. Например, показываю, как летит самолет, и говорю:  «Самолет гудит у-у-у», или кукла «Кукла плачет а-а-а». 

8, 9 слайд

Формировать  пассивный  словарный запас

Для накопления словарного запаса используются реальные предметы, муляжи и предметные картинки, при этом педагог чётко и утрированно произносит данное слово. В нашем случае ребенок на предметные картинки и картинки на ноутбуке не реагировал, отказывался их рассматривать. Обратила внимание на то, что ребенок с интересом слушает детские ритмичные музыкальные композиции. Предложила вниманию ребенка музыкальный клип, ребенок ходил по кабинету,  слушал музыку и, время от времени, останавливался около компьютера и рассматривал слайды на мониторе. Затем, на 3-4 занятии во время просмотра музыкального клипа стала четко произносить названия предметов на слайдах, ребенок перестал ходить по кабинету, слушал и смотрел внимательно на картинки. Затем подобрала картинки  по темам: «Игрушки», «Животные», «Продукты питания», и стала включать слайдовую презентацию в сопровождении знакомой музыкальной композиции и называть предметы, изображенные на слайдах. Ребенок с интересом смотрит слайды и слушает в течении всей музыкальной композиции.

Эмоционально-смысловой комментарий

По-прежнему все действия ребенка в процессе занятия всего обязательно сопровождаются эмоционально-смысловым комментарием. Эмоционально-смысловой комментарий позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного.

10 слайд

Результаты коррекционной работы

  • Фиксирует взгляд на лице партнера, смотрит в глаза партнеру по общению.
  • Фиксирует взгляд на предмете, следит взглядом за предметом.
  •  Реагирует на слуховые раздражители, сосредотачивается на звуке, самостоятельно извлекает звук.
  • Выполняет простейшие инструкции: «Дай мне мячик», «Дай матрешку».
  • Формируется пассивный словарный запас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра

Слайд 2

Результаты коррекционной работы за 2017-2018 уч.год Установлен эмоциональный контакт педагога с ребенком. Выработан учебный стереотип, умение сидеть за столом и выполнять задания. Ребенок фиксирует взгляд на лице партнера, смотрит в глаза партнеру по общению. Фиксирует взгляд на предмете. Реагирует на слуховые раздражители. Эмоционально реагирует на знакомые стихи и потешки с движениями. Выполняет инструкцию «Иди ко мне».

Слайд 3

Задачи коррекционной работы: Продолжать формировать умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Продолжать формировать умение фиксировать взгляд на предмете, активизировать реакцию следования взглядом за предметом. Побуждать реагировать на слуховые раздражители, вызвать слуховое сосредоточение Развивать дыхание Учить выполнять простейшие инструкции Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками Формировать пассивный словарный запас

Слайд 4

Продолжать формировать умение фиксировать взгляд на предмете, активизировать реакцию следования взглядом за предметом.

Слайд 5

Побуждать реагировать на слуховые раздражители, вызвать слуховое сосредоточение (звонок, колокольчик, бубен, погремушка).

Слайд 6

Развивать дыхание, выполняя упражнения («Султанчик», «Вертушка», «Мыльные пузыри»).

Слайд 7

Учить выполнять простейшие инструкции («Иди ко мне», «Дай мне мячик ») Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками: «Самолет гудит у-у-у», «Кукла плачет а-а-а».

Слайд 8

Формировать пассивный словарный запас

Слайд 9

Результаты коррекционной работы к концу 2018-2019 уч.год Фиксирует взгляд на лице партнера, смотрит в глаза партнеру по общению. Фиксирует взгляд на предмете, следит взглядом за предметом. Реагирует на слуховые раздражители, сосредотачивается на звуке, самостоятельно извлекает звук. Выполняет простейшие инструкции: «Дай мне мячик», «Дай матрешку». Формируется пассивный словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четыре вербальных операнта для успешного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС)

Очень часто общими проявлениями у всех безречевых детей, как правило, является неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемос...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ

Представлен опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве имеет свою специфику, ори...

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»...

итоговая работа по теме : «Включение в образовательное пространство ребенка дошкольного возраста с РАС (расстройство аутистического спектра)

По данным Всемирной организации аутизма, в 2010 году на 100 детей встречается 1 случай аутизма. Центр по контролю за заболеваемостью в США в 2012 году выявил 1 случай аутизма на 88 детей. Социологи ут...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....