Из опыта работы
статья
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры как фактор , способствующий речевому развитию и коррекции моторики у детей с ограниченными возможностями.
(из опыта работы воспитателя гр№2 Буриной И.Г.)
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев ,которые необходимы, чтобы одеваться., рисовать, писать, а также выполнять множество разных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности мозга. У наших детей в силу своего возраста и диагноза овладение общей и мелкой моторикой пальцев рук представляют определенные трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, в ИЗО деятельности ( рисование, лепка, аппликация, конструирование). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнить какое-либо упражнение, если они ему не интересны.
Пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением вызывают положительный эмоциональный отклик у детей и концентрируют внимание .
Используя пальчиковые игры, придерживаемся двух принципов обучения: от простого к сложному и самостоятельно и по способностям.
Используем различные методы и приемы.
1.Наглядный метод работы -показ. Дети видят как двигаются пальцы и повторяют.
2.Словесный метод-проговаривание потешек. стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики, отдельных слов, фраз.
3.Практический метод - сама игра.
Этапы разучивания игр.
1.Педагог показывает игру с пальцами сам.
2.Педагог показывая игру, манипулирует пальцами и рукой воспитанника.
3.Педагог и обучающийся выполняют движение одновременно, педагог проговаривает текст.
4.Ребенок выполняет движение самостоятельно, текст произносит педагог.
Сначала подбираем игры, в которых предусмотрено взаимодействие руки обучающего и педагога. Умелыми пальцы становятся не сразу. В самом начале пальцы надо разогреть. Разогревают ладони мелкими поглаживаниями, сгибают, разгибают, потирают друг о друга. Нужно помочь правильно сложить руку, показать сначала движения на своих пальцах , а затем придать такое же движение кисти обучаемого. Если не выходит -упрощаем игру, прорабатываем каждый этап отдельно. Объем внимания у наших детей ограничен, поэтому не ставим несколько сложных задач сразу. Новое упражнение произносим в медленном темпе, максимально выразительно, четко, неторопливо.
Стихи и потешки на первых этапах подбираем самые простые: «Ладушки», «Хотят пальчики спать», «Сорока-сорока». Далее используем игры с элементами драматизаций: «Варись, кашка», «Кошкин дом».
Например, в пальчиковой игре «Варись,кашка» двое детей четко произнесут бул-буль, двое скажут бу-бу, двое у-у-у, а К…. просто помашет руками и для него это уже достижение .т.к. раньше этот воспитанник в играх и занятия отказывался участвовать.
Тематику игр стараемся подбирать с учетом лексических тем, например: «Очень холодно зимой…» - упражняет детей в последовательности одевания, «Кошкин дом»- закрепляет представления о повадках и пластике животных. «Этот пальчик дедушка…» - закрепляет представления о членах семьи.
Во время проведения игр учитываем следующие принципы: доступность, безопасность, разнообразие.
Для некоторых игр рисуем на пальчиках у ребенка глазки, ротик, что вызывает интерес, положительные эмоции. Одеваем на пальцы куклы из театра би-ба-бо, что заставляет ребенка через игру двигать своими пальцами.
В рисовании используем нетрадиционные методы: рисуем пальцами, ладошками, применяем пластилинографию, что положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев руки.
Для индивидуальной работы используем для массажа шары СУ-джок терапии. Катаем шары в руке ребенка, что способствует развитию тактильной чувствительности пальцев рук детей.
Итог: использование пальчиковых игр способствует
1.Разритию положительной динамики коммуникативных и речевых навыков у детей с ОВЗ.
2.Улучшает регуляцию координации движений, тактильную и мышечно-двигательную активность.
3.Развивает эмоциональную сферу детей.
4.Подготавливает детей с ОВЗ к предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности, самообслуживанию.
5.Помогает овладеть определенными трудовыми умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1222845-1583084924.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....