Из опыта работы
статья

Бурина Ирина Геннадьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как фактор , способствующий речевому развитию и коррекции моторики у детей с ограниченными возможностями.

(из опыта работы воспитателя гр№2 Буриной И.Г.)

Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев ,которые необходимы, чтобы одеваться., рисовать, писать, а также выполнять множество разных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности мозга. У наших детей в силу своего возраста и диагноза овладение общей и мелкой моторикой пальцев рук представляют определенные трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, в ИЗО деятельности ( рисование, лепка, аппликация, конструирование). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнить какое-либо упражнение, если они ему не интересны.

Пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением вызывают положительный эмоциональный отклик у детей и концентрируют внимание .

Используя пальчиковые игры, придерживаемся двух принципов обучения: от простого к сложному и самостоятельно и по способностям.

Используем различные методы и приемы.

1.Наглядный метод работы -показ. Дети видят как двигаются пальцы и повторяют.

2.Словесный метод-проговаривание потешек. стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики, отдельных слов, фраз.

3.Практический метод  - сама игра.

Этапы разучивания игр.

1.Педагог показывает игру с пальцами  сам.

2.Педагог показывая игру, манипулирует пальцами и рукой воспитанника.

3.Педагог и обучающийся выполняют движение одновременно, педагог проговаривает текст.

4.Ребенок выполняет движение самостоятельно, текст произносит педагог.

Сначала подбираем игры, в которых предусмотрено взаимодействие руки обучающего и педагога. Умелыми пальцы становятся не сразу. В самом начале пальцы надо разогреть. Разогревают ладони мелкими поглаживаниями, сгибают, разгибают, потирают друг о друга. Нужно помочь правильно сложить руку, показать сначала движения на своих пальцах , а затем придать такое же движение кисти обучаемого. Если не выходит -упрощаем игру, прорабатываем каждый этап отдельно. Объем внимания у наших детей ограничен, поэтому не ставим несколько сложных задач сразу. Новое упражнение произносим в медленном темпе, максимально выразительно, четко, неторопливо.

Стихи и потешки на первых этапах подбираем самые простые: «Ладушки», «Хотят пальчики спать», «Сорока-сорока». Далее используем игры с элементами драматизаций: «Варись, кашка», «Кошкин дом».

Например, в пальчиковой игре «Варись,кашка» двое детей четко произнесут бул-буль, двое скажут бу-бу, двое у-у-у, а К…. просто помашет руками  и для него это уже достижение .т.к. раньше этот воспитанник  в играх и занятия отказывался  участвовать.

Тематику игр стараемся подбирать с учетом лексических тем, например: «Очень холодно зимой…» - упражняет детей в последовательности одевания, «Кошкин дом»- закрепляет представления о повадках и пластике животных. «Этот пальчик дедушка…» - закрепляет представления о членах семьи.

Во время проведения игр учитываем следующие принципы: доступность, безопасность, разнообразие.

Для некоторых игр рисуем на пальчиках у ребенка глазки, ротик, что вызывает интерес, положительные эмоции. Одеваем на пальцы куклы из театра би-ба-бо, что заставляет ребенка через игру двигать своими пальцами.

В рисовании используем нетрадиционные методы: рисуем пальцами, ладошками, применяем пластилинографию, что положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев руки.

Для индивидуальной работы используем для массажа шары СУ-джок терапии. Катаем шары в руке ребенка, что способствует развитию тактильной чувствительности пальцев рук детей.

Итог: использование пальчиковых игр способствует

1.Разритию положительной динамики  коммуникативных и  речевых навыков у детей с ОВЗ.

2.Улучшает регуляцию координации движений, тактильную и мышечно-двигательную активность.

3.Развивает эмоциональную сферу детей.

4.Подготавливает детей с ОВЗ к предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности, самообслуживанию.

5.Помогает овладеть определенными трудовыми умениями и навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....