Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Почемучка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ревенко Снежана Григорьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Почемучка" включает в себя подготовку детей к школьному обучению, формированию первоначальных навыков чтения. Программа имеет коррекционную направленность. Она направлена на преодоление трудностей в развитии фонематического слуха, слухового внимания и школьной дезадаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

"Детский сад №8 "Ручеёк" г.Дальнегорска

«Почемучка»

Возраст учащихся: 6-7 лет

                              Срок реализации программы   1  год

Ревенко Снежана Григорьевна

Воспитатель

        г.Дальнегорск, 2021

Содержание

Раздел 1 Основные характеристики программы

Основные характеристики программы

Пояснительная записка

Содержание программы

Планируемые результаты

Раздел 2 Организационно-педагогические условия

Условия реализации программы

Методические материала

Календарный учебный график

Календарный план воспитательной работы

Список литературы

 

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности составлена на основе программы Преемственность -  программа по подготовке к школе детей 6-7 лет Н.А.Федосова, Е.В. Коваленко, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа дополнительного образования по обучению дошкольников грамоте и навыкам чтения "Почемучка"   разработана с учётом нормативных правовых документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, МО и науки Российской Федерации, 17.10.2013 №1155;
  • Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дополнительного образования детей дошкольных образовательных учреждений (Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении САНПИН", 2.4.3049-13);
  •  Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта одной из целей, является развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД (универсальных учебных действий). Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Поэтому приоритетной задачей в дошкольном образовании является   развитие мотивационной сферы, сформированность эмоционально-волевых и познавательных сфер и психических функций дошкольников.

Направленность программы -  социально – педагогическая

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Почемучка», направлена на подготовку детей к школьному обучению, формированию первоначальных навыков чтения и развитие физических, социальных и психологических функций. Программа дополнительного образования «Почемучка» имеет коррекционную направленность: преодоление трудностей в развитии фонематического слуха, слухового внимания и школьной дезадаптации.

Уровень освоения - общекультурный.

 

Характеристики особенностей развития детей с 6 до 7 лет
(подготовительная группа)

            К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.  

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности организации образовательного процесса:

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • Принцип возрастного соответствия.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип позитивной социализации детей.
  • Преемственность.
  • Принцип индивидуализации дошкольного образования.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
  • Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции, определяет и дополняет развитие других функций.
  • Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения - только после полного освоения

          Формы работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Почемучка» предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, самостоятельной творческой деятельности, а также работу в парах.

            Программа дополнительного образования имеет следующие разделы:

  • Подготовка к восприятию звука
  • Знакомство со звуком
  • Знакомство с буквой.
  • Сочетание гласных
  • Итоговые занятия
  • Диагностика

            Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования: старший дошкольный возраст, дети 6-7 лет.

            Срок реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на одногодичное обучение.

Включает в себя 72 часа.

Занятия проводятся 2 раз в неделю (вторник и четверг) со второй половины сентября по май.  

Продолжительность занятий 30-35 минут.

Количество детей в группе для освоения программы – 21 человек.

Возможно зачисление в группы в течение всего учебного года.

Организация образовательного процесса регламентируется Постановлением главного государственного санитарного   врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 

Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание условий для успешной адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям

Задачи программы:

Обучающие:

1. Овладевать умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

2. Обучать дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы (элементов анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

2. Применять полученные знания, умения и навыки в познавательной

деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои

мысли, чувства, переживания.

  1. Содержание программы

Учебный план
2021-2022 года обучения

№ п/п

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1.

 Подготовка к восприятию звука

2 ч.

1 ч.

1 ч.

игра

2.

 Знакомство со звуком

31 ч.

15 ч.

16 ч.

игра, задание

3.

 Знакомство с буквой.

33 ч.

12 ч.

21 ч.

игра, задание

4.

Сочетание гласных

3 ч.

1 ч.

2 ч.

игра, задание

5.

Итоговые занятия (диагностика)

3 ч.

3 ч.

зачёт

Всего часов

72 ч.

29 ч.

43 ч.

Содержание учебного плана 2021-2022        года обучения

  1. Раздел: Подготовка к восприятию звуков

 1.1Тема: «Знакомство с игровым персонажем Ух»

Теория: Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к деятельности.

Практика: Д/И «Где звенит колокольчик», Игровое упражнение «Как стучит».

1.2. Тема: «Встреча Уха и Буковки»

Теория: Развитие речевого и фонематического слуха.    

Практика: Д/И «Угадай с закрытыми глазами, что звучит», Игровое упражнение «Помоги Уху найти дорогу по звуку».

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.1. Тема: «Звук [А]».        

             Теория: Знакомство дошкольников со звуком [А], формирование умение определять наличие звук [А] в словах. Развивать умение учить отбирать картинки со звуком [А].

              Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, работа с карточкой «Найди пару».

 

3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.1. Тема: «Буква «А»        

             Теория: Знакомство дошкольников с буквой «А»

Практика: Выкладывание буквы из палочек, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.2. Тема: «Звук [У]».        

             Теория: Знакомство дошкольников со звуком [У], формирование умение определять наличие звук [У] в слогах и словах.

              Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Шкатулка звуков», определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове.

3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.2. Тема: «Буква «У»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «У».

         Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

4. Раздел: Сочетание гласных

 4.1. Тема: «Сочетание «АУ»        

        Теория: Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

         Практика: Игровое упражнение «Дом для звуков», работа в прописях, чтение.

4.2. Тема: «Сочетание «УА»        

        Теория: Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

         Практика: Игровое упражнение «Лабиринт звуков», работа в прописях, чтение.

 2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.3. Тема: «Звук [О]»        

             Теория: Знакомство дошкольников со звуком [О], формирование умения определять наличие звук [О] в словах.

              Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Сундучок со звуками», определение звука на слух, работа с карточками «Улей» определение места звука в слове.

3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.3. Тема: «Буква «О»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «О».

         Практика: Выкладывание буквы фасолью, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.4. Тема: «Звук [И]»        

             Теория: Подбирать слова, в которых есть звук [И], определять первый и последний звук в словах.  

              Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, работа со звуковыми бусами.

 3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.4. Тема: «Буква «И»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «И».

         Практика: Выкладывание буквы из счётных палочек, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

4. Раздел: Сочетание гласных

 4.3. Тема: «Сочетание «ИА»        

        Теория: Развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

         Практика: Игровое упражнение «Дом для звуков», работа в прописях, чтение.

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.5. Тема: «Звук [Ы]»        

             Теория: Формировать умение определять наличие звук [Ы] в словах,

подбирать слова, в которых есть звук [Ы].

              Практика: Характеристика звука, определение звука на слух, работа с карточками «Улей» определение места звука в слове.

3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.5. Тема: «Буква «Ы»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ы».

         Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Невидимая кисть», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.6. Тема: «Звук [Э]»        

             Теория: Формировать умение определять наличие звук [Э] в словах,

подбирать слова, в которых есть звук [Э].

              Практика: Характеристика звука, определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове, работа с пособием «Звуковые бусы».

3. Раздел: Знакомство с буквой

 3.6. Тема: «Буква «Э»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Э».

         Практика: Выкладывание буквы фасолью, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2. Раздел: Знакомство со звуками

 2.7. Тема: «Звуки [М] и [М']»        

             Теория: Дать представление о мягком и твёрдом –звуке[М] и [М'].

              Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ам, ум, ом.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.7. Тема: «Буква «М»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «М».

         Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм. Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.8. Тема: «Звуки [Б] и [Б']»        

             Теория: Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], формировать умение определять наличие звуков в слове.

              Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ба, бу, бы.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.8. Тема: «Буква «Б»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Б».

         Практика: Выкладывание буквы из палочек, буквенный конструктор, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би, чтение слов: бум, бом, бам, бим.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.9. Тема: «Звуки [П] и [П']»        

             Теория: Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], формировать умение определять наличие звуков в словах.

Подбирать слова, в которых есть звуки, определять первый и последний звук в словах.

              Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: па, пу, пы, по, пи.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.9. Тема: «Буква «П»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «П».

         Практика: Выкладывание буквы по контуру, буквенный конструктор, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.10. Тема: «Звуки [Ф] и [Ф']»        

             Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], формировать умение определять наличие звуков в словах.

Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: фа, фу, фы, фо, фи.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.10. Тема: «Буква «Ф»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ф».

         Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, ф.и.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.11. Тема: «Звуки [В] и [В']»        

             Теория: Познакомить дошкольников со звуками [В] и [В'], формировать умение определять наличие звуков в словах.

Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, игровое упражнение «Подбери картинки к словам» работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ва, ву, вы, во, ви.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.11. Тема: «Буква «В»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «В».

         Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: ва, во, ву, ув, ов, ав.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.12. Тема: «Звуки [Т] и [Т']»        

             Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове.

Практика: Характеристика звука, Д/И «Лёд и снег» определение звука на слух, игровое упражнение «Звуковой поезд» подбор картинок к звукам работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: та, ту, ты, то, ти.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.12. Тема: «Буква «Т»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Т».

         Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: та, то, ту, ут, от, ат.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.13. Тема: «Звуки [Д] и [Д']»

                Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Д] и [Д'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове.

         Практика: Характеристика звука, Д/И «Цвет и звук» определение звука на слух, игровое упражнение «Звуковой поезд» подбор картинок к звукам, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.13. Тема: «Буква «Д»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Д».

         Практика: «Буквенный конструктор», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.14. Тема: «Звуки [Н] и [Н']»

          Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове, звуковой анализ слов (Нина, мина).

          Практика: Характеристика звука, Д/И «Охотники за звуками» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, «Звуковые бусы» звуковой анализ слов: (Нина, мина).

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.14. Тема: «Буква «Н»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Н».

         Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ан, ун, ин, он, ын.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.15. Тема: «Звуки [К] и [К']»

         Теория: Познакомить дошкольников со звуками [К] и [К'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.

         Практика: Характеристика звука, Д/И «Корзина звуков» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы» звуковой анализ слов: (кот, ток).

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.15. Тема: «Буква «К»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «К».

         Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ок, ак, ук, ык, эк, ик, чтение слов: Кома, мука, Кама, кума, маки, кино, куда, кипа, Ника.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.16. Тема: «Звуки [Г] и [Г']»

         Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Г] и [Г'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.

         Практика: Характеристика звука, Д/И «Корзина звуков» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.16. Тема: «Буква «Г»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Г».

         Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги. Синтез слов: гага, губа, губы, годы, нога, нуга, бумага, гамак, гам.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.17. Тема: «Звуки [Х] и [Х']»

         Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки» определение звука на слух в тексте, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.17. Тема: «Буква «Х»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Х».

         Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот.

2. Раздел: Знакомство со звуками

2.18. Тема: «Звуки [С] и [С']»

         Теория: Познакомить дошкольников со звуками [С] и [С'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки» определение звука на слух в тексте, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.18. Тема: «Буква «С»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «С».

         Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си,

       чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.19. Тема: «Звуки [З] и [З']»

         Теория: Знакомство дошкольников со звуком [З], формирование умения определять наличие звук [З] в словах.  

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в тексте, д/и «Гараж» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.19. Тема: «Буква «З»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «З».

         Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, мимоза, Зина.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.20. Тема: «Звуки [Ш] и [Ш']»

         Теория: Сформировать представления у дошкольников о звуке [Ш].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в словах, д/и «Гараж» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.20. Тема: «Буква «Ш»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ш».

         Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши, чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.21. Тема: «Звуки [Ж] и [Ж']»

         Теория: Сформировать представления у дошкольников о звуке [Ж] и [Ж'].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.21. Тема: «Буква «Ж»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ж».

         Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.22. Тема: «Звуки [Ч] и [Ч']»

         Теория: Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], подбор слов, в которых есть звук, определять первый и последний звук в словах.

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Звуковая корзина», игровое упражнение «Послушный язычок», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

 

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.22. Тема: «Буква «Ч»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ч».

         Практика: Выкладывание по контуру, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».  

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.23. Тема: «Звуки [Ц] и [Ц']»

         Теория: Знакомство детей со звуком [Ц], подбор картинок с данным звуком, в которых есть звук, определять первый и последний звук в словах.

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Шкатулка звуков», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.23. Тема: «Буква «Ц»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ц».

         Практика: Выкладывание по контуру, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.24. Тема: «Звуки [Щ] и [Щ']»

         Теория: Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Щ].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Колокольчик», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Гараж» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.24. Тема: «Буква «Щ»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Щ».

         Практика: Буквенный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.25. Тема: «Звуки [Л] и [Л']»

         Теория: Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Л].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.25. Тема: «Буква «Л»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Л».

         Практика: Буквенный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил, чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.26. Тема: «Звуки [Р] и [Р']»

         Теория: Знакомство со звуком [Р].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Что за стук?», игровое упражнение «Услышь и покажи какой звук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.26. Тема: «Буква «Р»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Р».

        Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.27. Тема: «Звуки [Й]»

         Теория: Знакомство со звуком [Й].

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Что за стук?», игровое упражнение «Услышь и покажи какой звук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.27. Тема: «Буква «Й»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Й».

Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.28. Тема: «Звуки [Е]»

         Теория: Познакомить детей со звуком [Е]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.  

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Что за стук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.

3. Раздел: Знакомство с буквой

3.28. Тема: «Буква «Е»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Е»

        Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.29. Тема: «Звуки [Ё]»

         Теория: Познакомить детей со звуком [Ё]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.  

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, д/и «Улей» определение места звука в слове.

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.29. Тема: «Буква «Ё»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ё».

        Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

2.Раздел: Знакомство со звуками

2.30. Тема: «Звуки [Я]»

         Теория: Познакомить детей со звуком [Я]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.  

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, д/и «Яхта» определение места звука в слове.

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.30. Тема: «Буква «Я»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Я».

        Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб.

2.Раздел: Знакомство со звуками

      2.31. Тема: «Звуки [Ю]»

         Теория: Познакомить детей со звуком [Ю]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.  

         Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Корзина звуков», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, Д/и «Аквариум» определение места звука в слове.

3.Раздел: Знакомство с буквой

3.31. Тема: «Буква «Ю»        

        Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ю».

        Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

        3.Раздел: Знакомство с буквой

3.32. Тема: «Буква «Ь»        

        Теория: Сформировать стойкие представления у дошкольников о букве «Ь».

        Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

  3. Раздел: Знакомство с буквой

3.33. Тема: «Буква «Ъ»        

        Теория: Сформировать стойкие представления у дошкольников о букве «Ъ».

Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».

5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование  

5.1. Тема «Развитие фонематического слуха и графического навыка»

Теория: Объяснение заданий

Практика: Выполнение заданий.

5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование  

5.2. Тема «Развитие звука-буквенного анализа»

Теория: Объяснение заданий

Практика: Выполнение заданий.

5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование  

5.3. Тема «Степень овладения навыками чтения»

Теория: Объяснение заданий

Практика: Выполнение заданий.

1.3. планируемые результаты

Личностные результаты:

  •  у детей разовьётся мотивационная сфера к обучению в школе;
  • коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы

Метапредметные результаты:

  • у обучающихся разовьются предпосылки познавательных УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);   самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • у обучающихся разовьются предпосылки регулятивных УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату

Предметные результаты:

  •  дети овладеют понятиями: «слово», «звук», «буква», узнать порядок букв (алфавит);
  • дети научатся различать гласные и согласные звуки;
  • научатся свободно и осознанно читать простые слова
  • дети смогут правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет, соответствующий «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям воспитанников,
  • школьная доска, магнитный мольберт,
  • игры и пособия: Д/и «Место звука», «Корзина звуков», «Шкатулка звуков», «Улей», «Гараж», «Аквариум», ловушки для звуков, звуковые бусы, схемы слов, слогов и звуков,
  • пластилин, буквенный конструктор, проволока для изучения букв, фасоль для выкладывания букв, верёвочный конструктор
  • счетные палочки, касса букв, браслеты для ориентации в пространстве, магнитная азбука
  • карандаши, ластики, ножницы, цветная бумага, пластилин
  • песочные часы, звонок,
  • мотивационные пособия для оценки результативности деятельности: печати, наклейки.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • картотеки пальчиковых игр для развития мелкой моторики руки,
  • картотеки подвижных физических минуток, физических минуток для гимнастики для глаз,
  • картотека упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.
  • картотека на развитие когнитивных функций (внимания, аудиальной и визуальной памяти, мышления),

  • информационные школьные плакаты «Алфавит», «Гласные звуки», «Прописной алфавит», «Правила посадки за школьной партой» и др.
  • «Букварь», книги по изучению букв,

Оценочные материалы и формы аттестации

  Диагностическое обследование проводится 3 раза в год: входной контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь), итоговый контроль (май), в виде изучения продуктов деятельности детей и диагностических заданий по методике:

«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А.

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Колесникова Е.В.  

Уровень освоения программы оценивается по бальной системе.

Уровни развития

0 -15 баллов – сформирован

15-30 баллов – частично сформирован

30-40 баллов - сформирован

Диагностическая карта «Развитие фонематического слуха»

Ф.И.

ребёнка

Умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Умение делить слова на слоги, подбирать схему слова к предмету, к которому она подходит.

Умение различать твердые и мягкие согласные звуки.

Умение различать слова, отличающиеся только одним звуком.

Умение находить предметы, в название которых не входит заданный звук.

Умение осознавать основные элементы языка: слово, звук, слог.

3 балл –даёт правильный ответ

2 балла –даёт ответ с помощью

1 балл – не даёт ответ

Диагностическая карта «Развитие графического навыка»

Ф.И.

ребёнка

Умение управлять пальцами рук.

Умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

Умение рисовать наклонные и округлые линии, узоры в тетради в клетку.

3 балл –даёт правильный ответ

2 балла –даёт ответ с помощью

1 балл – не даёт ответ

Диагностическая карта «Развитие звука - буквенного анализа»

Ф.И.

ребёнка

Умение писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим звуком.

Знание букв и умение соотносить их с соответствующим звуком.

Умение различать гласные и согласные буквы

Умение устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами.

3 балл –даёт правильный ответ

2 балла –даёт ответ с помощью

1 балл – не даёт ответ

Диагностическая карта «Степень овладения навыками чтения»

 

Ф.И. ребёнка

Умение читать слова, понимать их.

Умение прочитать текст, понять прочитанное и пересказать

3 балл –даёт правильный ответ

2 балла –даёт ответ с помощью

1 балл – не даёт ответ

2.2. Методические материалы

Для реализации программы дополнительного образования «Почемучка» используются следующие методы и приёмы.

Методы: 

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • образовательная деятельность с использованием ИКТ.

Приёмы: 

  • проблемные ситуации,
  • объяснение,
  • рассказ,
  • пояснение,
  • беседа,
  • показ,
  • наблюдение,
  •  практическая деятельность (задания работа с буквой, используются на каждом занятии)

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  •  Технология Исследовательской деятельности
  • Технология «Личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми

2.3. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность

учебных периодов

1 полугодие

15.09.2020-

31.12.2020

2 полугодие

12.01.2021¬

31.05.2021

Возраст детей, лет

6-7 лет

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

2 раза/неделю

Годовая учебная нагрузка, час

72

   

2.4. Календарный план воспитательной работы

п/п

время

объём

мероприятие

1

сентябрь

1

Праздник букваря (День знаний)

2

октябрь

1

Акция «Любимая буква» (азбука для малышей)

3

ноябрь

1

День народного единства (стихи народов России)

4

декабрь

1

Праздник «Новый год»

5

январь

1

Конкурс колядок «Рождественская звезда»

6

февраль

1

Конкурс чтецов детская библиотека «Народный фольклор»

7

март

1

Видеопоздравления «Дорогой, единственной»

8

апрель

1

«День смеха» литературные чтения

9

май

1

Конкурс чтецов в ДОУ «Стихи и песни о ВОВ»

Список литературы

 1.        Федосова Н.А.,   Коваленко Е.В., Дядюшева И.А и др.) Преемственность : программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / (,- 4-е изд. –

М.: Просвещение, 2016.

2.        Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 1 /  – 8-е изд. – М, : Просвещение, 2017.

3.        Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 2 /  – 8-е изд. – М, : Просвещение, 2017.

4.        Фотековой Т А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»

5.        Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....