Конспект ОД "Многозначные слова"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наливных Татьяна Владимировна

Конспект образовательной деятельности

 

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности (ОНР)

Тема: «Многозначные слова»

Цель: Познакомить с многозначными словами, научить понимать  значение изучаемых слов в речи человека с одним звучанием, но разным по смыслу.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- обогащать и уточнять словарный запас детей;

- сформировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

- развить внимание, мышление, память.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой моторики;

- развивать произвольное внимание, фонематический слух.

 Коррекционно – воспитательные:

- создать условия для положительного эмоционального фона детей;

- привить умение слушать ответ товарища;

- воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная беседа: Беседа, что такое слог и что такое слово. Чем отличается слог от слова?

Оборудование: Предметные картинки, мультимедийная аппаратура, маркеры, дидактическое пособие к игре «Найди пару», дидактическое пособие к игре «Нарисуй многозначное слово», загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД "Многозначные слова"28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 58

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58)

664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный дом 59, тел. 46-14-06

Е-mail: mdou58irk@mail.ru, // https://rused.ru/irk-mdou58/

ОГРН 1023801753117 ИНН/КПП 3812008048/381201001

                                                                                                                 

Конспект образовательной деятельности

для детей с ОНР старшей группы

компенсирующей направленности

Тема: «Многозначные слова»

           

                                                                                                                                Составила:

  Учитель – логопед:

Т.В. Наливных

(ВКК)

2022 г.

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности (ОНР)

Тема: «Многозначные слова»

Цель: Познакомить с многозначными словами, научить понимать  значение изучаемых слов в речи человека с одним звучанием, но разным по смыслу.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- обогащать и уточнять словарный запас детей;

- сформировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

- развить внимание, мышление, память.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой моторики;

- развивать произвольное внимание, фонематический слух.

 Коррекционно – воспитательные:

- создать условия для положительного эмоционального фона детей;

- привить умение слушать ответ товарища;

- воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная беседа: Беседа, что такое слог и что такое слово. Чем отличается слог от слова?

Оборудование: Предметные картинки, мультимедийная аппаратура, маркеры, дидактическое пособие к игре «Найди пару», дидактическое пособие к игре «Нарисуй многозначное слово», загадки.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационно – мотивационный  этап.

(Дети заходят в кабинет)

Учитель – логопед: Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и зарядимся прекрасным настроением на весь день. Молодцы!

  1. Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы (Дети садятся на коврик)

Игра  «Слог или слово»

-Ребята! Послушайте сейчас меня внимательно и скажите, что я сейчас произнесу: слог или слово (ве, весна, по, со, солнце)

 -Чем отличается слог от слова?

Примерные ответы детей: — Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. Слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.

       2.2 Этап ознакомления с материалом:

Ребята! Сегодня  мы узнаем о необычных словах.

Каждый предмет обозначается своим словом,но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.

Отгадайте загадки:

1.Зимой и летом            2.Ползун ползет,                  3. Железная рыбка ныряет,

Одним цветом                Иголки везет.                       А хвост на волне оставляет.

(ель)                              (еж)                                        (иголка)

(Выставляются на экран картинки: ель, еж, иголка)

- Что общего у этих предметов?       (Ответы детей: иголки)

- Эти иголки одинаковые или разные?       (Ответы детей: разные)

- Разные, но называются одним словом.  А чем похожи все эти иголки?    (Ответы детей: длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.

Такие слова, звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Значит слово «иголки» имеет много значений. Это слово – многозначное.

       2.3 Этап практического решения проблемы:

Существуют и другие многозначные слова, например: «нос».

-То, чем мы дышим и нюхаем, называется «нос», «нос» человека, «нос» животного. Передняя, выступающая часть корабля и самолёта тоже называется «нос». А еще «нос» чайника. Значит слово «нос» имеет тоже много значений. Это слово – многозначное.

Игра: «Объясни значение выражения»

-Ребята, а ещё в разговоре мы нередко используем выражения со словом «нос». Что же это значит?

Например: повесить нос – грустить, водить за нос – обманывать, зарубить на носу – запомнить, клевать носом – хотеть спать, совать нос не в свои дела – любопытничать.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением «Буги, вуги»

(Дети встают на ножки и танцуют танец «Буги-вуги»)

Работа с презентацией (с использование мнемотехники) Дети садятся на коврик, на стульчики.

Игра «Нарисуй многозначное слово»

(Дети садятся за круглый стол на стульчики)

Детям выдаются карточки с изображением  одного предмета многозначного слова, ребёнок маркером должен нарисовать ещё один предмет, относящийся к многозначным словам (и объяснить свои действия).

Мелкая  моторика: 

Мы писали, мы писали,                 - ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Наши пальчики устали.                 – пальчики «скачут» по столу (коленки)

Вы скачите пальчики,                   - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, Как солнечные зайчики.                остальные  выпрямить и соединить

Игра «Найди пару»

Детям выдаются карточки с изображением  нескольких  предметов многозначных слов, каждый ребёнок маркером должен предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке.

         3. Заключительный этап.

Ребята! Теперь мы с вами знаем, что значат «многозначные слова» — это одно слово, обозначающее несколько предметов.

-Какие многозначные слова мы сегодня узнали, какие многозначные слова вам больше всего запомнились? (Ответы детей)

-Мы будем использовать эти слова в своей речи? (Ответы детей)

(Дети стоят на коврике) А на память о нашей сегодняшней встрече, я хочу подарить вам вот такие карточки с изображением  одного предмета многозначного слова, где маркером можете нарисовать ещё один предмет, относящийся к многозначным словам. А взамен, вы скажите, что вам больше всего понравилось (Ответы детей)

Ребята, а кто лучше всех сегодня занимался? (Ответы детей)

Молодцы! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО   Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...

Конспект занятия "Слова действия. Предложение"

Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

конспект "Мама-слово дорогое"

Сценарий праздника, посвящённый "Дню матери", где дети исполняли песни, читали стихи,активно участвовали в конкурсах и викторинах....

План конспект НОД "Слова с определенным звуком"

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие»  в старшей группе»...

Конспект НОД "Слово".

Конспект занятия по обучению грамоте  "Слово"....

Конспект НОД "Слова-действия"

Конспект занятия по обучению грамоте "Слова-действия"....