Особенности работы с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Чалова Инна Викторовна

В материале содержится опыт работы ДОУ с детьми сОВЗ. Описание проведённой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Учитель-дефектолог МДОУ № 25 «Светлячок»

И.В. Чалова

Август 2021 г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. Поэтому существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.  В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Слайд

 К детям со статусом ОВЗ относятся:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с ЗПР;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с УО;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

К нам в детский сад приходят как дети, уже имеющие статус ОВЗ, с заключением ТПМПК, так и дети, статус которых ещё не установлен, но педагоги замечают у них определённые трудности в той или иной сфере их жизни.

В течение учебного года педагоги, специалисты психолого-педагогического консилиума, по результатам наблюдения за детьми, скрининга, диагностического обследования, выявляют воспитанников ДОУ, затрудняющихся в освоении Программы.

После этого проводится заседание психолого-педагогического консилиума ДОУ и принимается решение о необходимости направления ребенка на обследование (с согласия родителей) территориальной психолого-медико-педагогической комиссией с целью определения его дальнейшего образовательного маршрута и специальных условий для получения образования.

На основании рекомендаций ТПМПК специалисты ППк ДОУ разрабатывают адаптированную образовательную программу исходя из категории детей с ОВЗ.

Далее педагоги и специалисты ДОУ осуществляют реализацию адаптированной образовательной программы, ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цель всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

В 2020-2021 учебном году МДОУ № 25 «Светлячок» посещали 53 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Из них 14 детей посещали комбинированные группы для детей с нарушением зрения, 23 ребёнка – логопедический пункт ДОУ. Остальные дети посещали общеразвивающие группы.

В коррекционной работе были задействованы все участники образовательного процесса: дети, тифлопедагог, логопед, психолог, воспитатели, медицинский персонал, родители. Для качественной работы с детьми с ОВЗ, специалисты и воспитатели групп, регулярно повышают свой профессиональный уровень: проходят курсы, посещают семинары-практикумы, участвуют в вебинарах, а также взаимодействуют с педагогами нашего края.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья строился на основе адаптированных образовательных программ:

Слайд - «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием»;

- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи»

- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;

- «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития»,

которые дают педагогам возможность при планировании максимально учитывать все особенности воспитанников.

В начале учебного года в период с 1 по 15 сентября проводится психолого-педагогическое обследование детей, по результатам которого специалистами для каждого ребёнка разрабатывается индивидуально образовательный маршрут (ИОМ), который отражает и учитывает его индивидуальные потребности и возможности.

ИОМ это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется с учетом щадящего режима, в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах. Чтобы не пересекаться друг с другом в работе, специалистами были разработаны индивидуальные графики, где время занятий расписано таким образом, что каждый ребёнок получает коррекционную помощь всех педагогов в течение дня.

В комбинированных группах для детей с нарушением зрения наряду с образовательными и воспитательными задачами решаются лечебно-восстановительные и коррекционные, на которых хочется остановиться подробнее. Для реализации этих задач в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Это дополнительное искусственное освещение, отсутствие комнатных растений и предметов на окнах (всего того, что препятствует проникновению солнечного света), специальная аппаратура в ортоптическом-медицинском кабинете, мебель, дидактические пособия нужных размеров и цветов. При всем этом, обязательно учитываются рекомендации врача-офтальмолога, такие как:

- детей с низкой остротой зрения садятся за первые столы,

- при светобоязни избегать прямого попадания света в глаза ребёнка, использовать солнцезащитные очки.

- при сходящемся косоглазии ребёнка посадка детей за центральные столы,

- рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся - вертикальной, используются индивидуальные фланелеграфы.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Необходима специальная коррекционная помощь тифлопедагога.

Во все виды занятий обязательно включаются - глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки. В детском саду имеются все виды пособий и материалов для детей с ОВЗ, а также авторские разработки и игры наших педагогов.

Наша основная задача в работе с детьми с нарушением зрения – это научить ребёнка получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов. Научить ребёнка пользоваться нарушенным зрением.

Приведу пример.

Даша Д. 4 года, зачислена в комбинированную группу для детей с нарушением зрения с диагнозом горизонтальный нистагм обоих глаз. Поскольку глаза при нистагме всё время двигаются, ребёнок не может сосредоточиться на предмете, который пытается рассмотреть. Даша испытывает трудности в восприятии учебного материала. Она с трудом удерживает взор на строке. Ей трудно целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей.

Было необходимо научить ребёнка с помощью специальных тифло приспособлений (планшет с вырезанным отверстием) находить «нулевую позицию», где зрение лучше всего. Наряду с коррекционными занятиями в детском саду Даша получала и медицинское аппаратное лечение в поликлинике. Девочка научилась выделять часть из целого, может воспринимать целостность объекта, изображения.

Наряду с этим у детей со зрительной патологией, нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у нормально видящих. Так из 15 детей 13 занимались с учителем-логопедом. Логопед проводила индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми ежедневно, что позволило у большинства из них не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Работа также строилась с учётом зрительных диагнозов и их сложности. Для этого подбирался соответствующий наглядный материал (размер, цвет картинок), Зрительная наглядность в паре со слуховым восприятием, тактильными ощущениями помогала детям получать более полное представление об изученном предмете.

Первыми на индивидуальные занятия приглашались дети с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностью, с ограниченными речевыми возможностями.

Занятия по коррекции звукопроизношения проводились в игровой форме, с использованием многофункциональных игр таких как: «Разноцветные домики», где дети, используя веселых человечков, учились различать гласные и согласные звуки, с опорой на цвет и слух. В игре «Цветик-Семицветик» ребята закрепляли названия цветов, делили слова на слоги, находили место звука в слове с опорой на схемы и символы, игра «Веселый улей» помогла ребятам научиться правильно произносить шипящие звуки, ориентироваться в пространстве на различных поверхностях. Такие занятия очень нравятся детям, позволяют быстрее и легче освоить материал, вселяют в них уверенность, повышают самооценку.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования (январь), по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями.

На начало 2020-2021 учебного года по результатам психологической диагностики детей с ОВЗ были выявлены проблемы по следующим направлениям:

Познавательная сфера:

  • несформированность слухового, зрительного и пространственного восприятия;
  • низкая сформированность наглядно-действенного мышления;
  • низкая концентрация и устойчивость внимания (отвлекаемость);
  • несформированность зрительной и слуховой памяти;
  • низкий уровень развития мелкой моторики.

Эмоционально-волевая сфера:

  • пониженный уровень эмоционального реагирования;
  • несформированность коммуникативных навыков.
  • несформированность саморегуляции;

Личностная сфера

  • заниженная самооценка;
  • отсутствие произвольности.

Коррекционная работа с детьми проводилась педагогом-психологом также по индивидуальному образовательному маршруту.

Результаты итоговой диагностики показали, что на конец учебного года у детей появилась положительная динамика в общении со сверстниками и взрослыми, они чаще стали проявлять инициативу, стали более раскованными, общительными, стали более активно проявлять познавательный интерес к окружающему миру.

Не секрет, что без тесного контакта с семьёй нельзя добиться успешного решения поставленных задач. Для выявления уровня осведомлённости о развитии ребёнка и изучения их запросов было проведено анкетирование родителей, по результатам которого составлен перспективный план работы с родителями, в который наряду с традиционными, были включены такие формы работы, как: беседы за круглым столом, педагогические гостиные, распространение периодической информации в виде буклетов, листовок. Кроме того, была изготовлена картотека материала для закрепления полученных ребёнком знаний дома, подобран комплекс упражнений. Всё это способствовало активному участию родителей в коррекционном процессе.

Итоговая диагностика в конце учебного года показала стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития детей.

Показатели лечебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение зрения МДОУ № 25 «Светлячок»

за 2020-2021 уч. г.

Количество детей

Здоровы

Со значительным улучшением

С незначительным улучшением

Без улучшений

Выпустились в общеобразовательную школу

Остались на дальнейшее обучение

14

2–14%

3 –20 %

6 – 40%

4 –26 %

75

8

Данные о результатах логопедической работы в комбинированных группах  за 2020-2021 уч. г.

Количество детей

Диагноз

Количество выпущенных детей

С хорошей речью

Со значи

тельным улучшением

Без улучшений

Направить в школу

Повторный курс

18

ОНР I уровня - 2

ОНР II уровня - 4

ОНР III уровня - 3

ЗРР - 6

ФФНР - 1

Системное недоразвитие речи

 - 3

5

4

2

0

6

12

Коррекционная работа, проведённая в группах комбинированной направленности в 2020-2021 учебном году позволила улучшить состояние зрения детей, способствовала достижению детьми равного или близкого по возрастным нормам уровня общего и речевого развития, что позволит им влиться в среду сверстников при поступлении в школу.

Данные о результатах коррекционной работы в логопункте

за 2020-2021 уч. г.

Количество детей

Диагноз

Количество выпущенных детей

С хорошей речью

Со значи-

тельным улучшением

Без улучшений

Направить в школу

Повторный курс

23

ОНР III уровня   14

ОНР II уровня    1

ЗПРР ОНР II уровня  3                                                                                

ЗПРР ОНР III уровня  3                                                                                            

ЗПРР   РАС ОНР III ур  - 2

ЗПРР   РАС ОНР II ур  - 1

УО л.ст. (СНР) ОНР I ур – 1

14

6

8

0

14

9

Таким образом, работа нашего дошкольного образовательного учреждения по социализации, адаптации, интеграции и коррекции детей с ограниченными возможностями развития является достаточно успешной и имеет уже определенную, сложившуюся систему, составляющими которой являются: развивающая среда; квалифицированные специалисты; работа по коррекции и интеграции детей с проблемами в развитии; работа с родителями; преемственность в работе специалистов и учреждений.

Опытом работы педагоги учреждения делились с коллегами  на семинарах различного уровня.

Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.

Воспитание и обучение ребенка с особенностями в развитии должно происходить медленнее, тем самым он лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...