ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Усачёва Елена Сергеевна

воспитание безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1 ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        3

2 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДОО        8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        21


1 ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155) определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников.

«Формирование основ безопасности» у дошкольников необходимо, осуществлять через решение следующих задач:

- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Содержание деятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

К.Ю.Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность» для работы, предназначенное для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.п.

Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение ребенка проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. Данная программа включает в себя следующие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

Необходимо отметить, что в дошкольной педагогике очень подробно разработаны вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, а вот бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания. В настоящее время появились новые методические разработки, которые непосредственно направлены на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту.

Исходя из этих позиций выделяются следующие показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

– знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках возможной опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

– умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

– понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и оценивание своих возможностей по преодолению опасности.

Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, очень важно создать условия, как в дошкольной образовательной организации, так и в семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста планомерно накапливать основы безопасного поведения в быту, социуме природе

Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения.

Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагают уменьшение регламентации действий воспитанников со стороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребенок вправе самостоятельно принять решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве с другими детьми или взрослыми, а также о месте реализации своего намеченного плана. Такое право самоопределения в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, дает ребенку опыт в приобретении социальных контактов, умение договариваться в ходе деятельности, а также умении управлять действиями других участников для достижения результата. Поэтому не случайно, одним из направлений содержания в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Максимальное использование разнообразных форм организации образовательного процесса и видов деятельности по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется через интеграцию всех образовательных областей: «Познавательное развитие» (беседы «Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации», «Источники опасности»), просмотр презентаций и обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», «Экология», «Безопасность на природе - это важно», «Кошки и собаки – наши друзья»), чтение и рассматривание познавательных детских журналов «Спасайкин», « Веселый колобок», энциклопедий по безопасности для дошкольников, а также опытно-экспериментальная деятельность.

«Социально-коммуникативное развитие» (экскурсии, целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций « Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь», «Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением, ситуативные беседы « Если ты остался дома один….», игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и пешеходы» и т.п.), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.

«Речевое развитие» (чтение детской художественной литературы: народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений, заучивание стихов и поговорок, беседы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», дидактические игры: «На островке безопасности», «Назови съедобные и ядовитые грибы» и т.п.

«Физическое развитие» подвижные игры («Пожарные сборы», «Сигналы светофора»), игровые упражнения, игры-эстафеты («Дорожный баскетбол», «Затуши костер»), тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности», игры – импровизации

«Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы»), рисование, лепка, аппликация по теме, выставки творческих работ «Советы доктора Айболита», «Полезная и вредная еда», конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками», а также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.

Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, используются как традиционные формы (беседы, игры-путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемо-таблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность).


2 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ  БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДОО

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана учреждением в соответствии с ФГОС ДО (федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 и примерной общеобразовательной программой /От рождения до школы/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014.

Образовательный процесс в организации осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой организации на учебный год, годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием организованной образовательной деятельности, рабочими программами педагогов по 5 образовательным областям:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Количество воспитанников в ДОУ - 330 детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" определены задачи по формированию основ безопасного поведения в природе.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности детей до 7 лет, находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений, где главная задача - это сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.

Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО, в группе должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста должно осуществляться посредством тесного взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно – пространственной среды. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Поэтому центры безопасности должны быть оснащены разнообразными игровыми пособиями:

- универсальными (многотемными) макетами, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: макеты «Дорога», «Перекресток», «Пожарная часть», «Заправочная станция», имитирующие технику спасателей и пожарно-техническое вооружение, а также различного рода строениями — гаражи, бензозаправочные станции;

- готовыми реалистическими игрушками-моделями: автомобили разных марок, самолёты; действующие модели: механические подъемный кран, управляемая железная дорога, машинки; сборные модели машин, которые являются хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности ребенка; моделями пожарной техники, оборудования, машин специального назначения и т.п.

- строительными конструкторами с блоками среднего и мелкого размера;

- атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по формированию основ безопасности: куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, полицейского, врача, жилеты-символы, каски, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т.п.

- крупными мягкими модулями-машин «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная машина», которые дошкольники активно использовали бы в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, а также при организации непосредственно-образовательной деятельности, общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.

Также в центрах безопасности должны быть представлены:

- разрезные картинки, пазлы и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Назови причины пожара», «Хорошо-плохо», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т.п.;

- настольно-печатные игры: «Опасные ситуации в доме», «Поучительные истории», «Позовём на помощь» и другие, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасности жизнедеятельности;

- альбомы для рассматривания «Виды транспорта», «Улицы нашего города», «Моя безопасность», «Прогулки по лесу», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность» и т.п.

Центр художественной литературы необходимо пополнить детскими книгами и познавательными детскими журналами по теме, энциклопедии «Если хочешь быть здоров», «Личная безопасность», «Я и мое тело»; книгами для самостоятельного чтения по безопасности, литературой 32 знакомящей с безопасностью: сказки, загадки, потекши, книжки-самоделки.

Центр изобразительной деятельности полнить разнообразным художественным материалом и оборудованием (акварель, фломастеры, маркеры, ножницы, пластилин, тесто для лепки, бумага и картон различной фактуры, печатки, трафареты, схемы для рисования по темам т.п.) для продуктивной деятельности детей: конструирования, рисования, лепки, аппликации, ручного труда для создания разного рода поделок из природного и бросового материала. Оборудование должно быть удобно расположено в свободном доступе для детей, как для совместной, так и самостоятельной продуктивной деятельности.

В центре музыкальной и театрализованной деятельности должны быть разнообразные детские музыкальные инструменты, куклы и игрушки для различных видов театра, переносная ширма, костюмы для театральной деятельности, маски, атрибуты для постановки театрализованных представлений, обыгрывания сказок и т.п. Развивающая среда должна регулярно пополняться новыми атрибутами, сделанными своими руками и совместно с родителями.

Центр развития активности детей по образовательной области «Физическое развитие» пополнить материалами по безопасности и ЗОЖ. Уделить внимание созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке расположить разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки– передвижки, настольно - печатные игры, плакаты по правилам безопасности жизнедеятельности. Пополнить дидактическими играми по валеологии и безопасности. Разработать картотеки с комплексом утренней гимнастики, профилактикой плоскостопия, схемами проведения самомассажа, подвижных игр. Подготовить наглядные пособия по видам спорта, спортивный инвентарь, сделанный своими руками, а также спортивное оборудование, атрибуты для организации подвижных игр и игр-эстафет.

Развивающая предметно-пространственная среда в центре двигательной активности должна быть представлена разнообразным спортивным оборудованием: мячи разных размеров, скакалки, кегли, обручи, мешочки с песком, массажные дорожки, спортивные игры с правилами на ловкость, развитие моторики и комплекты мягких модулей и т.п.

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда в группах детей старшего дошкольного возраста должна отличаться рациональностью размещения центров развития, разнообразием, доступностью, функциональностью материалов и пособий. Задача педагогов организовывать предметно-развивающую среду в группе так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом и наиболее полно реализовать себя в различных видах деятельности, как в самостоятельной, так и совместно с педагогом.

Вариативная, многофункциональная, развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий организации качественного образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности должна строится с учётом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид игровой деятельности и осуществляться, как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с детьми. С этой целью с детьми старшего дошкольного возраста проводят игры, НОД, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется в творческой деятельности. Театрализованные представления, инсценировки, которые воспитанники старших групп показывают малышам. Полученные детьми представления и впечатления о правилах пожарной безопасности находят своё отражение в рисунках. Хорошо зарекомендовали себя, ежегодно проводимые викторины «Огонь – друг, огонь – враг», «Дорожная азбука», конкурсы знатоков, КВНы по безопасности жизнедеятельности. Представленные формы работы позволяют детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания, умения, но и научиться работать в команде, действовать согласно правилам, прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность.

Так, в информационно – методическом кабинете учреждения дошкольного образования должна быть представлена справочная информация, методическая литература и другие материалы, предусмотрено проведение семинаров, консультаций, «Недель профессионального мастерства», мастер – классов по проблеме безопасности жизнедеятельности, организация выставок и другие формы работы.

Основы безопасности жизни должны стать для воспитанников осознанной необходимостью и поэтому поставили перед собой цель - формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице. Данная цель достигается за счет работы в разных направлениях: работа с детьми - ознакомить с основными правилами безопасности на дорогах и улицах; работа с родителями - это родительские собрания, день открытых дверей, круглые столы, папки – раскладушки, совместные праздники; встречи с сотрудниками ГИБДД, НОД, а также работа с другими учреждениями – сотрудничество с ГИБДД.

Старшим воспитателем ДОУ создана электронная картотека с играми, конспектами, методическими разработками, сценариями по ПДД. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится систематически и основывается на комплексном подходе.

Для формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников старшей возрастной группы в ДОУ создана предметно - развивающая среда, в которую входят:

1. Уголок безопасности:

Плакаты по ОБЖ по темам "Как укрыться от грозы", "Берегись клещей", "Запрещающие правила поведения в природе", "Разрешающие правила в природе"; альбомы "Лекарственные растения", "Ядовитые растения и грибы", "Ядовитые растения", "Лекарственные растения", "Правила поведения в природе", памятки "Что делать при отравлении грибами", "Как вести себя при встрече с животными"; макет "Грибы в лесу" и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры: "Живая природа", "Что будет если…", "Собери грибы в корзину", "Верно - не верно", "Съедобные - несъедобные ягоды", "Лесная аптека", "Правила поведения в лесу", "Хорошо-плохо", "Враг или друг?" (встречи с насекомыми, животными);

- настольно - печатные игры "Основы безопасности", "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, видеоматериалы.

В книжном уголке представлены произведения детской художественной литературы:

- Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон";

- С. Погорельский "Если я сорву цветок", "Здравствуй лес, дремучий лес";

- А. Берестова "Лес не только для нашей забавы";

- Н. Сладков "Белкин мухомор";

- Сказка В. Даля "Война грибов с ягодами";

- Cтихи В. Рождественского "Ромашки", "Подорожник";

- М. Бородицкая "Разговор с пчелой";

- А. Барто "Весенняя прогулка";

- Демонстрационный материал "Правила безопасности для детей";

- Картинки детям по безопасности их поведения летом "Отдыхать надо осторожно";

- Уроки тетушки Совы - уроки осторожности (видеоматериалы): "Бродячие животные", "Уроки живой природы", "Мои домашние питомцы" и др.;

- Обучающие мультфильмы "Правила безопасного поведения детей на природе";

- Сборник для детей "Правила поведения в природе".

Работа по формированию навыков безопасного поведения в природе у старших дошкольников проводится через следующие формы организации детей:

1. Специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

2. Совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, развивающие дидактические и компьютерные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Для систематизации материала воспитателем составлен перспективный план, в который вошли следующие разделы: непосредственно-образовательная деятельность, игровая, художественно-эстетическая, коммуникативная деятельность.

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста в природе воспитателями используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

Ввиду того, что материал для детей представлен наглядно, широко воспитатели применяют наглядные методы. Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Воспитатели старших групп используют в работе с детьми следующие наглядные методы:

- показ схем "Будь природе другом" (что нельзя делать в природе);

- наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы;

- показ демонстрационных картинок "Правила безопасности для детей";

- демонстрационный материал "Правила безопасности для детей";

- уроки тетушки Совы - уроки осторожности (видеоматериалы): "Бродячие животные", "Уроки живой природы", "Мои домашние питомцы" и другие;

- показ обучающих мультфильмов "Правила безопасного поведения детей на природе".

В качестве словесных методов воспитатели используют:

- беседы по следующим темам: "Съедобные и несъедобные грибы", "Не играй с бродячими животными", "Осторожно, гроза!", "Берегись мороза", "Умеешь ли ты обращаться с животными?", "Ядовитые грибы и ягоды", "Не прыгай в воду в незнакомых местах";

- составление рассказов из личного опыта детей.

-чтение произведений художественной литературы: Н. Сладков "Белкин мухомор", сказки "Советы лесной мышки", "Маша и медведь", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", В. Гауф "Маленький Мук", Л. Толстой "Два товарища";

- загадывание и сочинение загадок о животных, насекомых, растениях, явлениях природы;

- чтение пословиц и поговорок о лесе.

Полученные теоретические знания безопасного поведения в природе, дети закрепляют на практике. С этой целью воспитатель использует следующие практические методы:

- моделирование игровой ситуации "Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу", "Мишка заблудился", "На водоёме";

- настольно-печатные игры "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото;

- подвижные игры: "Зайцы в лесу", "У медведя во бору", "Пройди по тропинке", "Птички в гнёздышках";

- дидактические игры "Назови ягоды", "Отбери съедобные грибы в корзинку", "Объясни, что здесь не так…", "Лекарственные травы", "Правильно- неправильно поступают дети";

- интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?";

- создание альбома "Поможем природе" совместно с детьми;

- тренинги по использованию правил безопасности в природе в практической деятельности;

- досуг "Безопасное поведение в природе".

С целью формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников старшей возрастной группы в ДОУ предусматривается работа с родителями. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ исходя из того, что круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Целью работы с родителями является объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В перспективном плане работы с родителями по вопросам формирования основ безопасного поведения детей в природе воспитателем прописана следующая работа:

- анкетирование;

- консультации: "Общение с природой - прекрасно или опасно?", "Как вести себя при встрече с животными", "Растения могут быть опасными", "Что делать при отравлении грибами?", "Если ребёнок потерялся в лесу";

- КВН для детей и родителей "Безопасность ребёнка в природе";

- досуг для детей и родителей: "Чтобы не было беды";

- папки-передвижки "Безопасность детей на природе";

- викторина для родителей "Знатоки природы";

- разработка памяток, касающихся безопасности жизнедеятельности детей в природе.

Таким образом, изучение деятельности ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения в природе показало, что в МБДОУ "Детский сад № 5" г. отдается приоритет следующим педагогическим условиям:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека ("Я знаю правила безопасности жизнедеятельности"); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях ("Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности"); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека ("Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности").

Наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №, 01155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л Князева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2015. - 144 с.

3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 64 с.

4. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 154 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - Москва: просвещение, 2014. - 142 с.

6. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - Москва: Просвещение, 2014. - 128 с.

7. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2015. - 128 с.

8. Денисенкова, Н.А Ваш ребёнок познаёт мир /Н.А Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 100-106.

9. Зимонина, В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. - Москва: Просвещение, 2013. - 158 с.

10. Казанцев, О.Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. - № 4. - С. 14-17

11. Кириллов, Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности / Г. Шептунов // Право и безопасность. - 2014. - №8. - С. 10.

12. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 8-10.

13. Каюрова, А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Каюрова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 136 с.

14. Мошкин, В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2015. - № 6. - С. 11-15.

15. Новицкая, В.А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. - Москва: Аркти, 2014. - 80 с.

16. Подласный, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласный. - Москва: Владос, 2015. - 362 с.

17. Столяренко, А.М. Общая педагогика / А.М. Столяренко. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 251 с.

18. Хромцова, Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 162 с.

19. Шорыгина, А.Т Осторожные сказки. Безопасность для малышей / А.Т Шорыгина. - Москва: Книголюб, 2015. - 156 с.

20. Шипунова, В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А Шипунова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....

Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из главных критериев уровня жизни человека является  безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...

Доклад «Воспитание безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели...