Публикация "Особенности организации образовательного процесса с детьми с РАС в группе общеобразовательного детского сада"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Муравьёва Елена Александровна

Современные тенденции развития инклюзивного образования требуют включения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в общеобразовательную среду. Впервые сталкиваясь со специфическими для аутизма особенностями, педагоги детского сада испытывают трудности в подборе специальных методов и приемов работы с детьми с РАС, в организации предметно-развивающей среды. В описываемом материале представлена практика работы воспитателей и учителя-логопеда в работе с детьми с РАС – основные направления, использование приемов стимулирования речи, обучение альтернативной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechesova_muraveva_lesosibirsk_statya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Е.А. Муравьева, О.Ю.Нечесова

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

Г. Лесосибирск, Россия

В статье представлен опыт инклюзии детей с расстройством аутистического спектра в группе компенсирующей направленности для детей с трудными нарушениями речи. Авторами предложены основные направления педагогического воздействия в соответствии с особенностями развития детей с РАС.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройство аутистического спектра, адаптированная образовательная программа, образовательные области развития, альтернативная коммуникация.

The article presents the experience of the inclusion of children with autism spectrum disorder in the compensating group for children with difficult speech disorders. The authors proposed the main directions of pedagogical influence in accordance with the peculiarities of the development of children with ASD.

Key words: impaired health, autism spectrum disorder, adapted educational program, educational development areas, alternative communication.

В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одним из приоритетных направлений в педагогике является апробирование и распространение  практик в области инклюзивного образования.

Педагоги дошкольного образования активно обучаются работе с детьми с ОВЗ - получают теоретические знания на курсах, вебинарах, конференциях, методических объединениях и т.д. Но применение знаний на практике всегда имеет свои особенности. Мы, воспитатель группы компенсирующей направленности и учитель-логопед, хотим поделиться своим опытом, который имеет положительные результаты.

Итак, группу компенсирующей направленности для детей с трудными нарушениями речи посещают двое детей с РАС. Выбор такой модели включения детей  с РАС в группу обусловлен небольшой наполняемостью детей в соответствии с СанПиН. В такой группе помимо воспитателей с детьми занимаются узкие специалисты – учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, что позволяет выстраивать образовательный процесс динамично, максимально результативно.  

Дети с расстройством аутистического спектра имеют особенности, в соответствии с которыми в дальнейшем будет выстроена коррекционная работа. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения. Вербальной коммуникацией не владеют.  Уровень развития психических функций, в нашем случае,  соответствует уровню развития детей с задержкой психического развития, у одного из детей, и уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью у другого.

Работа с детьми с РАС планируется в начале учебного года. Министерством образования был разработан проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС. На основе данного проекта педагоги дошкольного образования разрабатывают АОП (адаптированную образовательную программу). Воспитательная и коррекционная работа выстраивается в трех основных направлениях:

  1. в соответствии с образовательными областями (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
  2. взаимодействие взрослых с детьми;
  3. взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

В рамках образовательной области социально-коммуникативного развития нами была введена и апробирована система альтернативной коммуникации (система PECS). В процессе введения системы дети учились обращаться к окружающим посредством карточек с изображением желаемого предмета, либо действия, при выполнении которого они нуждаются в помощи.  

Помимо системы PECS, мы учили детей общаться при помощи основных жестов – «дай», «да», «нет». Обучение происходило следующим образом. Сначала мы просили детей повторить жест с инструкцией «делай, как я», затем положительный результат подкрепляли стимулом (конфетой). Далее добивались, чтобы в определенной ситуации ребенок воспроизводил нужный жест.

На данный момент дети, не владеющие вербальной и плохо владеющие невербальной коммуникацией, стали чаще общаться с окружающими, повысился авторитет среди сверстников, поведение стало более предсказуемым, спокойным, у одного ребенка в речи стали появляться отдельные слова.

Успешным является обучение трудовым навыкам. Дети с РАС с удовольствием помогают дежурить после приема пищи, поливать цветы, собирать игрушки. Дети становятся моторно более ловкими, они чувствуют свою пользу, приобщаются к общегрупповой деятельности.  

В рамках образовательной области познавательного развития была разработана система заданий, позволяющая компенсировать отсутствие знаний о форме, цвете, накоплению словарного запаса по основным лексическим темам. Так же способствующая развитию логического мышления, мелкой моторики, визуально-когнитивных навыков.

Чтобы работа в данной области была эффективна, поменялась  предметно-развивающая среда в группе. Нами был организован центр, в который входят отдельное рабочее место для занятий, шкаф с необходимым оборудованием, магнитная доска для выставления продуктов образовательной деятельности. В соответствии с ФГОС все оборудование находится в прямом доступе для детей. В шкафу на самом видном месте находится альбом с карточками для альтернативной коммуникации. В альбоме есть картинки с изображением игр, которые представлены в центре. Каждая игра находится в отдельном контейнере. Наличие карточек с изображением игр помогает делать визуальный план занятия. Данная особенность позволяет выстраивать занятие упорядоченно, сохранять порядок, что необходимо для детей с РАС.

На магнитной доске располагается визуальное расписание. Оно представляет собой фотографии педагогов, с которыми сегодня ребенок будет заниматься, а так же той деятельности, которая будет происходить (рисование, лепка, прогулка и т.д.).

Область речевого развития является самой сложной для усвоения из образовательных областей. Детям с РАС чаще всего неврологами выставляется диагноз – сенсорная или моторная алалия, а особенность, связанная с проблемами с коммуникацией делает процесс вызывания речи затруднительным. Мы поставили перед собой цель – вызывать звукоподражания. На данный момент результат достигнут не в полном объеме.

Более перспективной в развитии является область понимания речи. Частично понимание речи развивается в ходе усвоения системы PECS. Так же нами была  создана серия игр, направленная на понимание глаголов (спит, ест, моет, сидит, идет и т.д.).

Особое внимание нужно уделять формулировкам фраз, с которыми мы обращаемся к ребенку, понимание речи у которого развито не в полном объеме. Фразы должны быть короткими, произнесены четко и громко с соблюдением интонационных пауз.

Художественно-эстетическое развитие ребенка с РАС происходит на музыкальных занятиях, в непосредственно образовательной деятельности по лепке, рисованию. Нами был апробирован прием совместного рисования, когда на большом листе бумаги все дети рисуют один сюжет. Так ребенок с расстройством аутистического спектра рисует радугу на небе (разноцветные полосы – это практически все, что он может нарисовать). Но осознание того, что они создают один рисунок, делает всех детей эмоционально ближе.

На музыкальных занятиях, разучивая танцевальные движения – педагоги помогают детям с РАС их выполнять, действуя руками и ногами детей. Самостоятельно они не выполняют движения, но такая деятельность помогает детям чувствовать свое тело, чувствовать ритм музыки.

Развитие физических культуры является важной составляющей в общем развитии  детей с РАС. В начале года дети не были вовлечены в деятельность по физической культуре, потому что им трудно было воспринимать сложные инструкции, и они не были знакомы с правилами. Педагоги действовали руками и ногами детей. Такой прием мы использовали и на музыкальных занятиях. Постепенно дети привыкли и были вовлечены в деятельность, стали самостоятельно выполнять знакомые упражнения, реагировать на голос взрослого, понимать простые инструкции.

Взаимодействие взрослых с детьми с РАС имеет свои особенности. Нужно помнить о том, что такие дети привыкают к определенному порядку происходящих действий. Поэтому используя визуальное расписание, мы четко соблюдаем последовательность событий, чтобы ребенок был спокоен и уравновешен. Нужно помнить о том, что неговорящий ребенок не в полном объеме понимает речь, поэтому  нужно использовать короткие фразы, четкие инструкции. Быть доброжелательным с ребенком, использовать тактильный контакт – обнимать, гладить, если ребенку это приятно.

Работа с родителями ребенка с особыми потребностями всегда непроста. Педагоги должны быть внимательными, доброжелательными, всегда держать в курсе происходящих событий, вовлекать родителей в общественную деятельность детского сада и группы. Мы приглашали  родителей в группу для того, чтобы они почитали книгу детям, провели спортивные соревнования, поучаствовали в квест-игре в качестве тьютера для своих детей.

Все описанные нами действия дают положительную динамику в развитии детей с РАС, что дает нам возможность делиться своим опытом в помощь нашим коллегам.

Список литературы:

  1. Концепция Федерального Государственного Образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /   https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf)
  2. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра / http://fgosovz24.ru/assets/files/novosti/praoop-do-obuchayushhihsya-sras_2_1.pdf)
  3. Фрост. Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) / Лори Фрост, Энди Бонди. – Москва: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2011. – 389 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность для детей младшей группы общеобразовательного детского сада

 Организованная образовательная деятельность по лексической теме "Домашние животные" с использованием логопедических приемов...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.

Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....

Особенности организации образовательного процесса с детьми с РАС в группе общеобразовательного детского сада.

Современные тенденции развития инклюзивного образования требуют включения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в общеобразовательную среду. Впервые сталкиваясь со специфическими для аути...

Конспект «Утреннего Круга» (Детского Совета), как формы организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени

Формирование представлений детей о государственных символах, традициях и обычаях разных народов мира....

Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с...

Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...