Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Панина Татьяна Алексеевна

Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней. Чтобы  одновременно, каждый  на своем занятии решали коррекционно-воспитательные, общеразвивающие задачи. Успешное  преодоление задержки психического развития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе и единства требований, предъявляемых детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-defektologa_s_vospitatelyami.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Сентябрь (четвертая неделя)  (21.09 – 25.09)

Примечание

«Речевое развитие»

Развитие речи

Тема «Осень. Деревья».

Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года;

активизировать словарь за счет прилагательных «Небо, оно какое» (небо, дождь, солнце и т.д.), учить согласовывать существительные и прилагательные в роде; учить стихи про осень.

Формировать представления о деревьях, изменении окраски листьев в зависимости от сезона; провести наблюдения за осенними деревьями;

обогащение словаря прилагательными в игре «Назови, какой листок?»;

сравнение двух листьев (веточка ели и сосны; листья клена - каштана; березы-тополя: чем похожи и чем отличаются);

д/игра «Назови части дерева», «С какого дерева листок»; «Назови плоды деревьев»;

«Назови ласково»; «Один и много»

Активизировать употребление простых предлогов.  

«Познавательное развитие»

ФЭМП -1

3 подгруппа: Количество и счет: Один и много, сравнение множествапредметов и установление соответствия между ними.

Величина: Большой и маленький.

Геометрические фигуры: Круг (находить среди множества фигур)

2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 1.        

Величина: Большой, поменьше, маленький.  

Ориентировка во времени: Времена года (осень).

Логическая задача: на установление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь)

1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >.  Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.    

 Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку «Продолжи строчку»

Ориентировка во времени: Времена года (осень), знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь).

Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение.

«Познавательное развитие»

Конструирование

3 подгруппа: «Разрезные картинки» по теме «Деревья» (Осенний листок)

2 подгруппа: «Выложи елочку по схеме» (счетные палочки)

1 подгруппа: «Зонтик» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера.

Развитие ручной и общей моторики

Пальчиковая гимнастика «Осень» -

движения по подражанию и согласование речи с движением:                        

 Падают, падают листья -                        Птицы на юг улетают -

 В нашем саду листопад.                           Гуси, грачи, журавли.

 Желтые, красные листья                          Вот уж последняя стая

 По ветру вьются, летят.                           Крыльями машет вдали.

Игра «Разложи желуди» (согласованность в работе обеих рук);

наматывание шнура в п/игре «Кто быстрее?» .

Развитие познавательных процессов

Развитие восприятия  

Игра «Разложи листья по цвету»                                                                                

Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый.

Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)                                    

Перед ребенком на столе лежат три листочка: березовый, кленовый, дубовый.                                 Какой листок находится в середине? А с какой стороны находится березовый лист,                                   а дубовый?

Или: ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. Кленовый лист – между березовым и дубовым листом.  Березовый лист – слева от кленового листа, а дубовый лист- справа от  кленового.

Развитие памяти:

Игра «Запомни и повтори»

Осень, листопад, прохлада, урожай, лужа, ветер, дождь.

Игра «Подбери слова, которые относятся к осени»

(Прохлада, дождь, листья, сырость, овощи, спячка, туча, непогода, листопад, перелет и т.д.)

Развитие внимания

Игра «Какого листочка не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок листочков.                                                            Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один листочек.                                                        Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого листочка не стало.

Развитие мышления:

Игра «Назови одним словом»

Какое время года можно описать такими словами:

Золотая, щедрая, унылая, волшебная, сказочная. (Осень).

«Социально-коммуникативное развитие»

  Игра

Игра – ситуация «Осень – добрая волшебница» - развивать творческое воображение, слуховое внимание, уточнить знания о характерных признаках осени.

«Поездка на автобусе в осенний парк» - развивать коммуникативную деятельность. Учить культуре поведения.

№2

Сентябрь (пятая неделя)  (28.09 – 02.10)

Примечание

«Речевое развитие»

Развитие речи

Тема «Овощи. Труд людей на полях и в огороде»

Расширить представления детей об овощах (цвет, форма, вкус, запах). Ввести в словарь существительные – названия овощей, обобщающее понятие «овощи». Углубить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о труде овощеводах, о заготовке овощей на зиму, о значении свежих овощей для здоровья людей. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Словоизменение: д/игра «Назови ласково»;

д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел капусту) – составление описательного рассказа;

образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;

обогащение словаря прилагательными: круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т.п.

Чтение сказки «Репка».

«Познавательное развитие»

ФЭМП - 2

3 подгруппа: Количество и счет: Сравнение чисел 3- 4, счет по образцу, загадки.

Ориентировка во времени: Времена года (осень).

Ориентировка в пространстве: Слева, справа.

2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 2, знаки +, =.

 Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, середина).

1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >.  Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.    

 Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку.

Ориентировка во времени: Времена года (осень), знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь).

Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение.

«Познавательное развитие»

Конструирование

3 подгруппа: «Построй забор вокруг огорода из кирпичиков».      

2 подгруппа: «Разрезные картинки» из 4-5 частей по теме «Овощи»

1 подгруппа: «Выложи ключ от хранилища» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера.  

Развитие ручной и общей моторики

Обводка и штриховка знакомых овощей;

Движения по подражанию и согласование речи с движением:

Как-то вечером на грядкеРассчитались четко тут же:

Репа, свекла, помидор,                      Раз, два, три, четыре, пять,

Поиграть решили в прятки,              Прячься лучше, прячься глубже,

Но сначала встали в круг,                  Ну, а ты иди искать.

Развитие познавательных процессов

Развитие восприятия  

Игра «Разложи овощи по цвету, форме»                                                                              

Найди и разложи овощи сначала по цвету, а теперь по форме.

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такие овощи: капуста, картошка, баклажан ………

Я знаю такие корнеплоды: морковь, репа, редька ……..

Я знаю такие листовые овощи: укроп, щавель ……

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор.

Развитие внимания

Игра «Какого овоща не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок или натуральные овощи. Посмотри, запомни  и закрой глаза, а я спрячу один  овощ. Ребенок открывает глаза и  называет, какого овоща не стало.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Помидор, огурец, кабачок, баклажан, морковь, лук, свекла – это (овощи)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Помидор, шар, капуста, лук.  Картошка, кабачок, машина, огурец.   И т.д.

«Социально-коммуникативное развитие»

  Игра

Игра-драматизация по сказке «Репка» - вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге, развивать память.

«Открытие овощного магазина» - учить детей оформлять овощной магазин – расставлять овощи на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и вернуться к продавцу за получением своей покупки. Развивать коммуникативную деятельность.

№3

Октябрь (первая неделя)(05.10 – 09.10)

Примечание

«Речевое развитие»

Развитие речи

«Фрукты. Труд взрослых в садах»- углубить и расширить представления детей о фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу, о труде садоводов в садах. Учить узнавать фрукты по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».

Словоизменение: д/игра «Назови ласково»

Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай»

 Д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел яблоко) – составление описательного рассказа по схеме.

Образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи и фрукты».Обогащение словаря прилагательными круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т.п.  Игра «Что, где лежит» (употребление предлогов).

Чтение сказки В. Сутеева  «Последнее яблоко».

«Познавательное развитие»

ФЭМП - 3

3 подгруппа: Количество и счет: Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина: Большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры: Квадрат

(находить среди множества фигур)

Логическая задача: Развитие

2 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Логическая задача: на установление закономерностей (какой фигуры не хватает?).

1 подгруппа: Количество и счет: Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов. Преобразовывать неравенства в равенства.                        

Геометрические фигуры: умение видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Ориентировка во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь)

«Познавательное развитие»

Конструирование

3 подгруппа: «Волшебные косточки и семена» - выложи контур фрукта.  

2 подгруппа: «Хранилище» (строительный материал)

1 подгруппа:  Кубики Никитина «Выложи узор»

Развитие ручной и общей моторики

Обводка и штриховка знакомых фруктов;

движения по подражанию и согласование речи с движением:

Мы весной сажали сад,                           Выходи Семен из сада!

А Семен лежал у гряд,                            Фрукты – радость для ребят,

Вот мы яблоки едим,                               Их в садах для нас растят.                  

Нам лентяев здесь не надо!                     Мы к столу их подадим,

                                                                   Фрукты свежими съедим.

Игра «Выложи из косточек или семян фрукты» (согласованность в работе обеих рук)

Развитие познавательных процессов

Развитие восприятия

Игра «Узнай на вкус» Угадай фрукты по вкусу.

Какой фрукт самый мягкий, самый твердый, самый сочный, самый кислый?

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Мальчик съел сладкий лимон. Я видела синий апельсин. Щи сварили из груш. Мы ели яблочное варенье. Дети пили сливовый сок. Мы ели сушеный виноград. И т.д.

Развитие памяти

 Игра «Кто больше запомнит слов»

Перед ребенком выкладываются фрукты или их изображения, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось»

Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Ребенок называет, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? (например: остались овощи и цветы,  ребенок должен назвать фрукты)

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Банан, ананас, персик, абрикос, слива, груша, яблоко – это (фрукты)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.  Слива, огурец, банан, груша.Помидор, апельсин, мандарин, яблоко. И т.д.

«Социально-коммуникативное развитие»

  Игра

«Открытие в магазине овощного и фруктового отдела» -учить детей оформлять витрины магазина, расставлять овощи и фрукты на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования

В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ.  Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка  с детьми, имеющими ограниченные возможнос...

"КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."

КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП....

Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.

На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...

«Система работы и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя»

Содержание:1.    Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения2.    Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения3....

Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями (по программе Е.А.Стребелевой)

Предлагаемый вариант "Журнала взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями" адресован дефектологам групп с нарушением интеллекта, а также другим специалистам, реализующим коррекционно-...