Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»
консультация по коррекционной педагогике
Мастер-класс: «Монологическая речь и эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации и адаптации в школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедическая готовность к школе: Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков русского языка Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас (около 2000 слов) Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук
Хорошая речь – показатель всестороннего и полноценного развития ребенка. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Возраст 4-7 лет – это период интенсивного развития связной монологической речи.
Составление описательных рассказов Первой ступенью к развитию монологической речи является описание предмета. Описывая любимую игрушку, предмет ребенок начинает выстраивать свои собственные высказывания, учится строить предложение.
Обучение пересказу Пересказ занимает одно из ведущих мест в формировании монологической речи. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.
Работа с серией сюжетных картин, сюжетной картиной Самостоятельное составление рассказов обучает ребенка построению сюжетной линии, понимаю лексической формы и содержания. Картины играют роль наглядной модели повествования, мотивируют ребенка на поиск наиболее точных языковых средств.
Эмоции присутствуют в каждом высказывании и тесным образом связаны с содержанием речи. Ребенку легче запомнить текст, если он будет эмоционально окрашен.
Использование мнемотехники Использование мнемотаблиц и схем-моделей дает детям возможность легче овладевать связной монологической речью. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы связными и последовательными. В процессе ответа ребенок несколько раз перекодирует информацию: слово преобразует в образ и наоборот, что способствует и укреплению межполушарных связей.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины . Считается , что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Существует шесть основных методов мнемотехники: Крокирование (рисуночное письмо) Метод ассоциативных цепочек Метод смысловых опор Метод трансформации Метод Цицерона Эйдетизм (образное запоминание)
Для облегчения процесса запоминания и увеличения объема памяти, поможет один из методов мнемотехники – крокирование . Метод « крокирования » (от франц. Croquis – чертеж, схема, набросок) – это метод символизации или метод рисуночного письма. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти все, что зарисовали. Рисунок может быть использован для заучивания стихотворения, составления рассказа, подготовки пересказа.
При крокировании важно понимание ребенком того, что он нарисовал, качество исполнения рисунка и узнаваемость его другими людьми не имеют никакого значения.
Стихотворение для запоминания со звуками [Ш], [ Ж ] . Дифференциация звуков [Ш ]- [ Ж ] Мы ш ка в кру ж ечке зелёной Наварила ка ш и п ш ённой. Ребяти ш ек дю ж ина - О ж идают у ж ина. Всем по ло ж ечке досталось, Ни крупинки не осталось!
Текст для пересказа со звуками [Ш] и [ Ж ] . Дифференциация звуков [Ш ]- [ Ж ] У Ж анны есть плю ш евые игру ш ечные ко ш ка, ми ш ка и ло ш адка. На день ро ж дения деду ш ка Я ш а подарил Ж анне плю ш евого ж ирафа. Ж анна пока ж ет ж ирафа подру ж кам.
Четверостишие для запоминания со звуком [Л]. Автоматизация звука [Л] в стихотворении Дяте л ель до л би л , до л би л . Ство л у ели то л стый бы л . Дяте л выдо л би л дуп л о. Дят л у в том дупле теп л о .
Текст для пересказа со звуком [ Л ] . Автоматизация звука [ Л ] в тексте Белка . К л ава гуля л а по аллее и увиде л а бе л ку . Бе л ка сиде л а на е л ке и л укаво поглядыва л а на К л аву . К л ава выну л а из сумки конфету и показа л а бе л ке . Та л овко спусти л ась с е л ки и усе л ась на л адонь К л авы . К л ава поглади л а бе л ку . Бе л ка схвати л а конфету и унес л а ее в дуп л о . Дома К л ава гляде л а на л адонь и вспомина л а , какие л укавые были у бе л ки г л азки .
Текст для пересказа со звуками [ Р ] и [ Л ] . Дифференциация звуков [ Р ] - [ Л ] в тексте Р ома взя л ка р андаш. Нарисова л будку. Око л о будки л охматый пёс. Он сидит на цепи. Ве р онике ста л о жа л ко пса. Она взя л а л астик. Стер л а цепь. Р ома р асстрои л ся и нарисова л большую кость. Теперь Ве р оника довольна.
Текст для пересказа «Как медведь сам себя напугал» Вошел медведь в лес. Хрустнула под его тяжелой лапой палка. Испугалась на елке белка – выпала из ее лапок шишка. Упала и угодила в лоб зайцу. Вскочил заяц и помчался в чащу. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышал лось, что кто-то по лесу мчится, всполошился и пошел кусты ломать! Тут медведь остановился, прислушался. Белка лопочет, сорока кричит, лось кусты ломает . И позади кто-то топает. Испугался медведь, рявкнул и дал стрекача. Знать бы ему, что это заяц топал! Белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал. По Н. Сладкову
Четверостишие для запоминания со звуками [С] и [ Ц ] . Автоматизация звуков [С], [ Ц ] в стихотворении (Работа с родителями) С тоит во з ов с а . У ов с а с тоит ов ц а . У ов с а с тоит ов ц а . На во з у пуд ов с а.
Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография , использование шариков су- джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.). Весна пришла, и теплые ладошки Своих лучей несет во все окошки; Теплее дни, уже набухли почки, И ждут свой час зеленые листочки. Наталья Тениева
Благодарим за внимание и совместную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-355034-1385545316.jpg)
Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении
Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608844-1426515018.jpg)
Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"
Данная статья предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375585-1388759822.jpg)
Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе
Районный семинар для воспитателей ДОУ...
Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-1121677-1551178401.jpg)
«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»...