«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»
материал

Филиппова Наталья Федоровна

«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rmo.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила Филиппова Н.Ф.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социумРебёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателем, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в

нескольких направлениях:

1.«Здравствуйте, это я!» (включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе).

2.«Давайте жить дружно» (направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя внутри группы).

3.«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» (направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, спортивных развлечений, концертов, праздников)

4.«Мы вместе» (включает в себя работу с родителями).

Эти социальные навыки особенно необходимы детям в процессе адаптации.

Что же такое адаптация?

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке (в нашем случае – привыкание к ДОУ). В процессе адаптации происходит социализация.

Что же такое социализация?

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние детей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве.

Следующим из основных понятий, которым будем руководствоваться в нашей работе это социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектамиАдаптация связана с принятием индивидом различных социальных ролей, адекватным отражением себя и своих социальных связей. Она играет решающую роль в социализации личности.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно - психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация.

2. Средняя адаптация.

3. Тяжелая адаптация.

4. Очень тяжелая адаптация.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры. Занятия с использованием игротерапии, сказкотерапии, релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования

Успешная социализация  детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...

Самообразование "Речевое развитие как условие успешной социализации детей младшего дошкольного возраста"

Цель:  Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

Проект «Счастливый малыш» для успешной адаптации и ранней социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Материал о том, как легко и радостно прожить адаптацию новых воспитанников к ДОУ, о том, как с помощью проектной деятельности можно усовершенствовать условия в детском саду для успешной адаптации дете...

Статья «Формирование финансовой грамотностью как средство успешной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Родительский клуб "Познай себя" - как один из методов успешной социализации детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен опыт работы с родителями и детьми по успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ...