«Формирование умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу»
материал по коррекционной педагогике

Бондарева Людмила Анатольевна

Цель: внедрение опыта работы по формированию умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу.

Задачи:

- продемонстрировать этапы работы по формирования умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

«Формирование умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме (графический диктант), самостоятельно выполнять задания по образцу»

Подготовил: педагог-психолог Бондарева Л.А.

Цель: внедрение опыта работы по формированию умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу.

Задачи:

- продемонстрировать этапы работы по формирования умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме, самостоятельно выполнять задания по образцу;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов.

- Развитие регуляторных способностей в старшем дошкольном возрасте, несомненно, актуально, так как недостаточно сформированная произвольность поведения может приводить к неготовности дошкольников к дальнейшему обучению в школе. Развитие произвольного компонента регулятивных способностей выражается в сознательном выполнении требований взрослого, данные в устной форме, в умении самостоятельно выполнять задания по образцу,

- Поделюсь своим опытом работы по формированию регуляторных способностей.

- Хочу представить вам систему работы, способствующие развитию умения самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительного заданного правила, которые может использовать педагог в работе с детьми.

Итак, формирование данного умения педагог начинает развивать с детьми с 1,5 лет, когда ребенок учится складывать пирамидку, матрешку.

Слайд 1

-  Мы используем игру «Собери картинку»

Малышам дается карточка с изображение предмета и разрезанная на 2, 3 части эта же картинка. Ребенку предлагается собрать картинку на основе зрительного соотнесения картинки и разрезных частей, а детям постарше, примерно с 3-х лет уже даются разрезные картинки без образца.

Слайд 2

- Аналогичная игра «Собери фигуру»

Детям раздаётся круг, квадрат, треугольник, разделённый на части. Им предлагают его собрать по схеме-образцу. По мере взросления задание усложняется, дети собирают фигуру без образца.

Слайд 3

- В игре «Пирамидка «Геометрия» кроме закрепления математических знаний (о форме, цвете, величине), развивается умение самостоятельно выполнять задание по образцу, то есть регулятивные способности.

Слайд 4

- По мере взросления в развитие произвольной регуляции детей включаем упражнения «Скопируй знаки», где они должны скопировать знаки в пустую таблицу справа так же, как они нарисованы в таблице слева.

Слайд 5

- Похожее задание «Рисунок по точкам», где дети должны скопировать по точкам предложенные фигуры.

Видео

- Активно на занятиях используем игру «Магнитный танграм», где необходимо создать нужную форму. В этой игре появляется условие – использовать нужно все семь магнитов.

Слайд 6

- Развитию произвольной регуляция способствует выполнение задания «Скопируй фигуру по правилу», где детям необходимо скопировать фигуры на точки справа, соединяя только разные по форме точки.

Слайд 7

- Каждому педагогу в работе с детьми важно уделять внимание развитию умения работать по образцу, то есть развитию произвольной регуляции. Данное умение активно развивается на занятиях лепкой, конструированием, аппликацией, мозаикой и пр.

(Работа с конструктором. Конструктор может быть любой.

Работа с бумагой. Выполнить аппликацию из геометрических фигур.)

        

- Для того чтобы отработать умение следовать правилу мы активно используем в   свободной деятельности или во время проведения динамической паузы, следующие игры.

Игра 1. Предложите ребятам слушать хлопки: один хлопок – встать на одну ногу; два хлопка – руки на поясе; три хлопка – побежали.

Игра 2. Предложите ребятам внимательно слушать слова. Если называете животное, они должны прыгать на месте на двух ногах; если называете растение, они должны поднять правую руку и т.п.

Игра 3. «Да или нет». Педагог читает детям предложения. Если дети согласны с этими утверждениями (да) – они хлопают в ладоши, если не согласны (нет) – их руки лежат на столе.

        - Теперь перейдем к системе работы по формированию умений выполнять требования взрослого, данные в устной форме. Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. 

Слайд 8

- Для развития графических навыков и умений могут использоваться как готовые альбомы для раскрашивания, так и отдельно подобранные задания. Такие задания мы используем с первой младшей группы. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Слайд 9

 - Обязательно мы используем задания, связанные со штриховкой. При их выполнении обращаем внимание детей на то, что необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

Для развития точности и уверенности движения руки мы используем задания «Дорисуй половинку», «Дорисуй фигуру».

Слайд 10

- Для развития и закрепления пространственной ориентировки, как в пространстве, так и на листе бумаги, мы активно используем задания «Назови», «Расположи так».

Задания «Назови»

Цель:        развивать        умение        ориентироваться в пространстве.

Ход: педагог показывает детям лист бумаги, на котором расположены изображения различных предметов. Затем:

1)просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • назови, какой предмет, расположен в центре;
  • что изображено справа от него;
  • что нарисовано под ним;
  • что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.;

Видео

Задание «Художник»

Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве листа; воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Ход: Дайте ребенку лист в клетку. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клеточки треугольники т.д.». Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой.

Видео

В задании «Геометрический диктант» развивается умение ориентироваться в пространстве; воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

-В свое практике работу в тетради в клетку я начинаю со знакомства с тетрадью: рассматривание тетради в клетку, разъяснение того, зачем нужна красная линия.

Работу в тетради в клеточку начинаем с простых заданий: выполнение простых узоров - палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку, далее в две и т.д.); обведи клетку (одну, две и т.д.); далее узоры усложняются. Сначала ребенок действует по образцу педагога. Используются в орнаментах разные элементы. В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Слайд 12

- Далее мы используем задание «Срисовывание предметных картинок по клеточкам».

-Когда дети ориентируются в тетради в клетку, закреплены понятия «вправо-влево», «вверх-вниз», мы переходим к выполнению слуховых графических диктантов. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Задание «Графический диктант» начинаем выполнять с простых узоров. Далее узоры усложняются.

Видео

- В завершающем этапе работы со слуховым графическим диктантом мы используем сюжетные картинки.

- Хочу сконцентрировать ваше внимание, что работа по развитию регуляторных способностей проводится  во взаимодействии со специалистами и воспитателями. Каждый педагог в работе с детьми закрепляет и умение выполнять требования взрослого, данные в устной форме, и умение самостоятельно выполнять задания по образцу, то есть формирует регулятивные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как приучить ребенка самостоятельно выполнять задания

Материал для выступления перед родителями по теме: "Как приучить ребенка к самостоятельному выполнению заданий". Учтены требования ФГТ, санитарных норм. С домашним заданием для родителей....

Проект "Наши капризы". Цель: учить детей самостоятельно выполнять различные поручения, прислушиваться к мнению взрослых.

 Десять советов родителям.Совет 1. Приучайте ребёнка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.Совет 2. Помните: нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления...

Задача УМК-формирование первичных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

Задача УМК-формирование первичных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.                           ...

Формирование умения выполнять схему предложения.

Формирование умения выполнять схему предложения....

Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной реч

Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на к...