Доклад Освоение умения самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила, как ориентир на сложную систему требований, моделирующий процесс школьного обучения (методика «Образец и правило»)
материал на тему

Журинова Наталья Геннадьевна

Методика А.Л. Венгера "Образец и правило".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhurinovoy.docx21.7 КБ
Файл prezentatsiya_zhurinova_n._g.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Освоение умения самостоятельно работать по предложенному образцу
в рамках дополнительно заданного правила, как ориентир на сложную систему требований, моделирующий процесс школьного обучения (методика «Образец и правило»)

выступление на зимней методической сессии 2 февраля 2017 года

Журинова Наталья Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Ягодка»

Методика А.Л. Венгера «Образец и правило» направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов. Методика является комплексной: с её помощью можно выявить умение ребёнка чётко следовать заданным условиям и правилам, определить уровень развития таких навыков, как: "ориентация в пространстве", "графические умения", "произвольное управление своим поведением", "развитие моторики и мелкой мускулатуры рук". Результаты её выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления детей.

С понятиями «образец» и «правило» мы начинаем знакомить детей ещё с первой младшей группы. Уже тогда они учатся опираться на образец (мы говорим - как на картинке, как у меня и т.д.) и действовать по правилам, ведь любая игра, дидактическая, развивающая или подвижная, опирается на правила. Все мы знаем, что ведущая деятельность ребёнка в ДОО – это игра. И все необходимые качества ребёнка для успешного обучения в школе мы развиваем именно через игровую деятельность.

Для того, чтобы развить умение ребёнка ориентироваться в пространстве, мы применяем как классические игры, так и перспективные (интерактивные).

Вот небольшой набор классических игр: «Прятки», «Регулировщик», «Робот», «Зеркало» и т.д. Ребёнка 6-7 лет очень важно научить ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.д.).

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Педагог рисует на доске геометрические фигуры, цифры, предметы, знаки, располагая их внизу, вверху, справа, слева, в центре, в углах доски-листа. В течение 4-8 секунд показывает детям. Они пытаются запомнить расположение объектов. Затем педагог закрывает изображение (скидывает вниз, если доска интерактивная), а дети должны перенести его на свои листочки. Во-первых, это помогает неплохо потренировать детскую память, во-вторых, обучение во время таких диктантов происходит в весёлой игровой форме, поэтому дети с удовольствием принимают участие в таких заданиях.

Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. 

Для развития графических навыков и умений могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Обязательно мы используем задания, связанные со штриховкой. При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определённом направлении (рисование по точкам, по контуру и т.д.).

Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат воспитанника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено. Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации, оригами, работать с природным материалом и так далее.

В процессе продуктивной деятельности ребёнок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведёт к формированию произвольных качеств.

Когда ребёнок рисует, он неосознанно, то есть произвольно выполняет руководство взрослого. Или же рисует по-своему, и тогда он произвольно выполняет свой замысел. И в том, и в другом случае, ребёнок проявляет усвоенные ранее стереотипы.

В основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков лежит мышление. Именно мышление является самой важной функцией мозга человека. Ни один вид деятельности не может обойтись без него. Поэтому, нам педагогам, так важно развивать наглядно-образное мышление у ребёнка до того, как он начнёт обучение в школе. Достигнуть этого помогут интеллектуальные игры: головоломки со спичками, счётными палочками, игры с план-схемами, различные виды конструкторов, игры «Собери по схеме», «Дорисуй, чего не хватает», загадки и задачки на логику, головоломки, лабиринты, кроссворды, игры с бумагой и ножницами и многое другое.

Для реализации некоторых из этих задач наш детский сад использует мультимедийный комплекс «Интерактивная мастерская «Фантазёры». Различные виды конструирования, план-схемы, работа с природным материалом, раскрашивание, множество головоломок мы можем найти в этой коллекции. Ребята, показавшие столь высокие результаты готовности к обучению в школе, с большим удовольствием на протяжении трёх лет своего дошкольного детства, работали в этой мастерской. Они чётко придерживались установленных правил, с удовольствием придумывали и устанавливали свои правила, неукоснительно соблюдая их, работали с образцом и без, развивая все самые необходимые качества для успешного обучения в школе.

Для наших детей, мы создаём условия, которые способствуют их интеллектуальному развитию, даём им наиболее сложные задания, повышаем требования к качеству их выполнения, стимулируем самостоятельность мышления и творчество.

Совершенно очевидно, что если дети систематически и с интересом занимаются в дошкольной организации, то они будут подготовлены и к обучению в школе.

Каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходится много раз отвечать на вопрос родителей: «Как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?», «Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других?» Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Но почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок?». Наши дети часто играют, любят играть в различные игры с правилами. Использование таких игр естественно и закономерно вводят ребёнка в учебную деятельность. При этом наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно-игровыми действиями, проконтролировать действия, оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ЯГОДКА" Освоение умения самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила, как ориентир на сложную систему требований, моделирующий процесс школьного обучения Журинова Наталья Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Ягодка»

Слайд 2

Методика «Образец и правило»

Слайд 3

Методика «Образец и правило » определяет уровень развития таких навыков:

Слайд 4

В помощь педагогу:

Слайд 9

Интерактивная мастерская « Фантазёры »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Видео - фрагмент КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК "В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ" С ДЕТЬМИ 6 ЛЕТ В "АКАДЕМИИ ПОЧЕМУЧЕК "...

« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»

Формирования диалогической и  монологической речи  детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов....

Система работы с родителями в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Стретчинг-сказки»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр...

Мастер-класс «Работа с родителями в рамках дополнительного образования с использования интерактивной панели»

Семья начинается с детей.  А.И.ГерценСемья – один из шедевров природы. Д.СантаянаОборудование: интерактивная панель, экран, аудиозапись.   Доброе утро, уважаемые коллеги...