Программа дополнительного образования ДОУ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Кравцова Анастасия Владимировна

Программа дополнительного образования педагога - психолога по развитию пространственных представлений у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Новоаганский детский сад

присмотра и оздоровления «Солнышко»

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

"Как прекрасен этот мир"

Составтель: Кравцова А.В.

Педагог-психолог

Н

Новоаганск 2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом острой общественной тревоги становится резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть детей имеющих нарушение в развитии что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому особо остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что перед дошкольным учреждением стоит важнейшая задача по организации образовательной среды не только с учетом особых образовательных потребностей таких детей, но и среды направленной на максимально эффективную коррекцию имеющегося дефекта, но и в конечном итоге достижение ребенком целевых ориентиров основной образовательной программы.

Необходимость создания такой среды закреплена в пункте 3.2.2. Федерального Государственного образовательно стандарта дошкольного образования.  

Ребенок познает пространство через непосредственное передвижение в нем и мощным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт, является речь – понимание и применение слов, обозначающих направления. На этой основе и на основе развития памяти – запоминания места, своих личных движений и движений окружающих – развиваются у ребенка представления о пространстве и пространственное воображение.

 Из этого следует: основная задача работы педагога – совершенствование у детей чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. То есть, ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Чем точнее взрослый определяет словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребенок ориентируется в пространстве.

Изучая особенности формирования пространственных представлений старшего дошкольного возраста, необходимо отметить необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих повышению эффективности работы по формированию пространственных представлений у дошкольников. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей формирования пространственных представлений старших дошкольников.

Одним из таких путей, на наш взгляд, является использование элементов сенсорной интеграции старших дошкольников для формирования пространственных представлений.

Для преодоления данной проблемы была разработана программа по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста через использование элементов сенсорной интеграции.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель программы: Создание условий для формирования пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте посредством использования элементов сенсорной интеграции.

Задачив работе с детьми:

1.Формировать умение ориентироваться в трехмерном пространстве (основных пространственных направлениях: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), слева – справа).

- умение ориентироваться на собственном теле

- умение ориентироваться в пространстве «от себя»

2. Формировать умения ориентироваться в двухмерном пространстве (на плоскости): на поверхности стола, на листе бумаги,в тетради в клетку.

3.Формировать пониманиепространственных отношений между предметами (Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки).

Задачи в работе с родителями;

  • повысить уровень психолого– педагогической компетентности родителей;
  • повысить уровень вовлеченности родителей в коррекционно – развивающую работу;

Задачи в работе с педагогами:

  • повысить уровень компетентности педагогов в области применении элементов сенсорной интеграции при формировании пространственных представлений;
  • содействовать развитию системы взаимодействия при окозании комплексной помощи детям с ОВЗ;

Для осуществления поставленных задач были определены принципы:

  • принцип осевой симметрии (верх – низ, впереди – сзади, лево – право);
  • принцип системности;
  • принцип постепенного усложнения (от восприятия внутреннего пространства без включения речи к употреблению пространственных отношений в активной речи ребенка с использованием лексико-грамматических конструкций)4
  • принцип доступности (отталкиваясь от индивидуальных особенностей ребенка)

Каждый этап работы включен в различные виды деятельности:

  • индивидуальная (обучение, создание чувства успешности)
  • подгрупповая (обучение самоконтролю);
  • совместная игровая деятельность;
  • организованная образовательная деятельность;
  • использование как части занятия.

Предполагаемый результат: к выпуску в школу у детей сформируются:

  •  Умение ориентироватьсяв направлении движения,
  • Умение ориентироваться в пространственных отношениях между ними и предметами,
  • Умение ориентироваться в пространственных отношениях между предметами,
  • Умение ориентироваться на плоскости,
  • Умение отражать данные отношения в своей речи с помощью предлогов и наречий.

Основными приемами коррекционно-развивающей работы должны быть показ, совместные действия, действия по подражанию, выполнение серии однотипных тренирующих упражнений, наблюдение, объяснение.

Работа по формированию пространственных представлений осуществляется как в процессе фронтальных, так и индивидуальных занятий педагога-психолога, предусмотренных в дошкольном учреждении; а также входит составной частью в воспитательный процесс в целом: это привитие навыков самообслуживания, бытовые, трудовые процессы, наблюдения, экскурсии, подвижные игры на воздухе, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Комплексное воздействие со стороны дефектолога, логопеда, воспитателей и других педагогов дошкольного учреждения обеспечивает эффективность данной работы.


Направления деятельности педагога-психолога по формированию

пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с

Направление деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Психодиагностика

1.Диагностика уровня сформированности пространственных представлений у детей среднего возраста в рамках работы ПМПк

2. Углубленная диагностика сформированности пространственных представлений у детей с ОВЗ.

Анкетирование родителей с целью выявления уровня их компетенстности в вопросах обучения ребенка способам ориентации в пространстве.

1.Анкетирование педагогов с целью выявления их затруднений и возможностей в вопросах владения ими методами и приемами формирования и развития пространственных представлений у детей.

2. Анкетирование педагогов с целью выявления их возможностей и затруднений при использование сенсорных игр и упражнений.

Психокоррекция

Коррекционные и развивающие занятия с детьми по формированию и развитию пространственных представлений с использованием элементов сенсорной интеграции.

Психопрофилактика

Внедрение элементов сенсорной интеграции направленных на профилактику нарушений при формировании пространственных представлений в ходе общегрупповых психопрофилактических занятий.

Психологическое консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам их возможностей в развитии и правильном формировании пространственных представлений детей.

2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам связанным с сенсорным развитием детей и методам сппособствующим его обогащению.

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам внедрения в НОД приемов сенсорной интеграции способствующих развитию и оррекции пространственных представлений детей на разных этапах их развития.

Психопросвещение

1.Проведение обучающих семинаров для родителей с целью обучения их навыкам формирования пространственных представлений у детей и развитию их сенсорной сферы.

2. Размещение информации с практическими рекомендациями в родительских уголках групп и на сайте учреждения.

1/Проведение обучающих семинаров, практикумов, мастер классов для педагогов с целью  демонстрации им возможногстей  приемов сенсорной интеграции при формировании и развитии пространственных представлений у детей.

2.Пополнение методических копилок педагогов играми и упражнениями с элементами сенсорной интеграции направленными на формирование пространственных представлений.

  1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Задачи диагностического этапа:

1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Выявить исходный уровень сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для определения уровня сформированности пространственных представлений детей с ОНР от 5 до 6 лет использовалась методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребенка». Проводится в начале и в конце   учебного года.

Данная методика оценивает сформированность пространственных представлений в соответствии с выделенными четырьмя уровнями в той последовательности, в какой они формируются в онтогенезе.

1 уровень «Диагностика пространственных представлений о собственном теле» изучается понимание и практическое использование пространственных представлений на уровне собственного тела.

2 уровень «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» исследуются структурно-топологические представления.

3 уровень «Диагностика понимания и употребления предлогов и некоторых понятий» диагностируются пространственные представления, проявляющиеся на вербальном уровне.

4 уровень «Диагностика лингвистических представлений» изучается понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей.

Таким образом, исследование на основе диагностики Н.Я. Семаго и М.М. Семаго даёт возможность оценки следующих показателей:

1) сформированности пространственных представлений и понятий ребёнка на импрессив-ном уровне (понимание, показ);

2) сформированности пространственных представлений и понятий ребёнка на экспрессивном уровне (возможность словообразования - формирование сравнительных степеней прилагательных), подбор антонимов, характер употребления предлогов, составление различного уровня сложности лексико - грамматических конструкций, владение пространственно-временными и причинное - следственными связями).

2. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Коррекционная работа по формированию пространственных представлений включает 5 основных направлений:

  • освоение телесного пространства;
  • освоение внешнего пространства;
  • освоение пространственных схем и диктантов;
  • конструирование и копирование;
  • освоение квазипространственных (логико-грамматических) представлений.

Каждое направление представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений и как бы повторяет нормативное овладение детьми пространственными представлениями в ходе их развития.

В каждом направлении выделяются этапы (последовательность) работы. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений к наиболее сложным – лингвистическим, квазипространственным представлениям.

Переход к следующему этапу работы возможен только при овладении детьми знаниями, умениями и навыками предыдущего этапа. Такая организация коррекционно-развивающей работы оптимальна с точки зрения нормативного развития функций.

Первое направление коррекционной работы – освоение телесного пространства, является базовым, основным в формировании пространственных представлений. Задачи данного направления – это формирование у детей схемы тела; определение в схеме собственного тела положений вверху-внизу, впереди-сзади; формирование представлений о правой, левой стороне тела.

Второе направление работы – освоение внешнего пространства предполагает расширение диапазона движений в разных зонах пространства (нижней, верхней, средней); определение направлений в пространстве относительно собственного тела, удаленности предметов; определение положения предметов относительно друг друга, себя относительно других предметов; знакомство со схемой тела человека, стоящего, напротив.

Третье направление – пространственные схемы и диктанты.

Задачи: выполнение двигательных диктантов, составление двигательных маршрутов; ориентировка в пространстве с помощью плана; ориентировка на листе бумаги; дифференциация зрительно-пространственных характеристик букв; графическое воспроизведение направлений; выполнение графических диктантов.

Четвертое направление – конструирование и копирование. Сюда относятся конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; задания на перцептивное моделирование; копирование фигур и изображений разного уровня сложности, с поворотом на 90, 180 градусов.

Пятое направление – формирование квазипространственных представлений – включает в себя работу над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов, а также ориентацию в линейной последовательности ряда (предметного, числового)

Программа реализуется в течении учебного года (октчбрь - май); всего 22 занятия; 1 занятие в неделю.


Примерный календарно - тематический план        программы        «Формированиепространственныхпредставлений»

Примечание: данный календарно-тематический план является примерным. Составление конкретного календарно-тематического плана строится на основе полученных диагностических данных, а так же желательно согласовываться с планированием воспитателей и других специалистов.

Этап

Цельэтапа

Наименованиезанятий

1 этап

Цель:

1.Формирование представленийо собственном теле, по вертикальной оси.

2. Формирование взаиморасположени я объектов по отношению к телус точкизрения «вертикальной организации» пространства тела

Занятие 1. Мое лицо.

Занятие 2. Мое лицопо вертикальной оси:«выше», «ниже»

Занятие 3. Мое лицопо вертикальной оси:«между», «над» и«под».

Занятие 4. Мое тело

Занятие 5. Мое тело по вертикальной оси:«выше», «ниже»

Занятие 6. Мое тело по вертикальной оси:«между», «над» и«под».

Занятие 7. Мое тело идругие объекты по вертикальной оси: «выше»,«ниже»

Занятие 8. Мое тело идругие объекты по вертикальной оси «между»,«над» и«под».

Занятие 9. Взаимоотношение внешнихобъектов междусобой по вертикальнойоси«выше», «ниже»

Занятие 10. Взаимоотношение внешнихобъектов междусобой по вертикальнойоси

«между»,«над» и«под».

2 этап

Цель:

1.Формирование представленийо собственномтеле по горизонтальной оси.

2.Формирование

Занятие 11. Мое тело по горизонтальнойоси:«ближек...», «дальше от...»

Занятие 12. Мое тело по горизонтальнойоси:«перед»,«за»

Занятие 13. Мое тело и другие объекты по горизонтальнойоси: «ближе к...»,«дальше от...»

представленияоб объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точкизрения «горизонтально йорганизации» пространства.

Занятие 14. Мое тело и другие объекты по горизонтальнойоси: «перед»,«за»

Занятие 15. Мое тело и другие объекты в горизонтальной плоскости«сбоку»:(«ближе чем...»,«дальше чем...»)

Занятие 16. Взаимоотношение внешнихобъектов междусобойпо горизонтальнойоси«ближе к...»,«дальше от...»,«перед»,«за»

3 этап

Цель:

1.совершенствование схемы тела с упором на«право –левую» ориентировку, относительно вертикальнойосиребенка.

2.Формирование ориентации и анализа взаиморасположения объектов в пространстве с точкизрения «сторонности» по отношениюк собственному телу.

Занятие 17. Мое тело и другие объекты:«слева»,«справа», «правее»,«левее»

Занятие 18. Мое тело и другие объекты:

Дальше –правее, дальше-левее

Занятие 19. Мое тело и другие объекты:«слева от..»,«справа от..»

Занятие 20. Мое тело и другие объекты:«левее, чем...»,«правее, чем...».

Занятие 21. Мое тело и другие объекты«сзади»

Занятие 22. Строители.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ

В работе с родителями и педагогами используются следующие формы работы: родительское собрание «Играем, пространство изучаем», индивидуальные и групповые консультации: «Сенсорная дезинтеграция – что это такое?», «Играем дома и на прогулке»; информационный стенд «Сенсорная интеграция», фотовыставка «Мы играем»; мастер-класс «Чудо-пособия своими руками», памятки для родителей «Маленькие слова живут рядом», мастер – классы. Формы работы и тема выбираются согласно результатам диагностики и этапу проводимой в конкретный момент времени.


Список использованной литературы

  1. АиресЭ.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Пер.с англ. Ю. Даре.- Т.: Теревинф, 2009. 272 с
  2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.1964.
  3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998
  4. Карла Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой.
  5. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. С-П, 2009.
  6. Нищева Н.В. «примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (от3 до7 лет). С-П., 2015
  7. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. С-П., 2011.
  8. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
  9. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М., 2010.
  10. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М., 2008.
  11. Семенович А.В.  Эти невероятные левши. М., 2008
  12. Сиротюк А.С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте //Кафедра. 2008. №4.
  13. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста //Здоровье дошкольника. №3. 2008.
  14. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...