Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» для ребенка ОВЗ (ТНР) из комбинированной группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Муратова Наталья Ивановна

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» для ребенка ОВЗ (ТНР) из комбинированной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. ребенка М... А...

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области

«Речевое развитие»

Разделы

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Коррекционная направленность работы по развитию речи

Основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи.

Развитие словаря:

 - Уточнять, расширять, и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

 - Пополнять активный словарь существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами.

- Обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами.

 - Расширять представления о переносном значении слов и их активизация в речи.

- Обогащать речь относительными, притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительными суффиксами.

- Расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Употреблять в речи глаголов в разных временных формах.  

 - Обогащать речь именами числительными, местоименными формами, наречиями, причастиями.

- Обеспечивать усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в речи.

- Обогащать речь именами числительными, местоименными формами, наречиями, причастиями.

- Расширять понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

- Закреплять понятие слово и умение оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи:

 - Совершенствовать умение образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

- Закреплять умение образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах.

 - Совершенствовать умение образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.

 - Закреплять умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

- Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно используя предлоги в речи.

- Обучать пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами «на, под, за, около, в, перед, у, от », наречиями «вверху - внизу, справа - слева».

- Учить подбирать определения к словам-существительным женского и мужского рода, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать сравнительные прилагательные: тверже, тяжелее, звонче, прочнее, согласовывать местоимения с существительными.

- Учить подбирать глаголы к существительным, образовывать приставочные глаголы.

- Формировать понятие предложение и умение оперировать им.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- Развивать способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

-  Автоматизировать в свободной самостоятельной речи усвоенные навыки правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

- Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин (с опорой на вопросительно-ответный план), рассказы-описания, пересказ; заучивать потешки, стихотворения.

- Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

- Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета.

- Совершенствовать навык ведения диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

- Расширять навык построения разных типов предложений.

- Учить распространять предложения с помощью однородных членов.

- Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Формирование произносительной стороны речи:

- Закреплять навык правильного произношения звуков, которые ребенок научился произносить;

- развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту;

- приучать говорить без напряжения, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо — громко);

- отрабатывать умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

Развитие лексико-грамматических средств языка:

- Расширять лексический запас в процессе изучения новых произведений.

- Формировать умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

- Формировать предметную соотнесённость слов, выделять действия, признаки и т. д.

- Формировать практические навыки словообразования и словоизменения, усвоение лексических и грамматических средств языка.

- Подготовка к овладению грамотой.

- Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р.

- Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.

- Уточнять и расширять значения слов, объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

- Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций.

- Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже.

Развитие диалогической и связной речи:

- Формировать навыки культуры общения. 

- Учить владению разнообразных формул речевого этикета.

- Приобщать к участию в коллективных беседах, учить формулировать и задавать вопросы, строить ответы, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других.

- Учить отвечать на вопросы, как в краткой форме, так и в распространённой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование работы по образовательной области " Речевое развитие". Подготовительная группа. Январь

Данный материал расскрывает содержание работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Речевое развитие"...

"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"

В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по м...

Сотрудничество с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как условие успешной работы по образовательной области «Речевое развитие»

Данная статья раскрывает основы взаисодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с тяжелвми нарушениями речи....

Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...