"Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области "Речевое развитие" для детей раннего возраста с учетом лексических тем"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

В данной методической разработке представлено перспективное планирование образовательной работы по ОО "Речевое развитие" для детей раннего возраста на учебный год. В нем отражены лексические темы по месяцам, основные задачи работы с детьми, непосредственно образовательная деятельность, а так же формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_rechevogo_razvitiya.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад № 29

Красносельского района Санкт-Петербурга

Планирование содержания образовательной работы по Образовательной области «Речевое развитие»

для детей раннего возраста с учетом лексических тем.

Разработала: воспитатель первой квалификационной категории

Блинова Наталья Николаевна

Месяц / тема

Основные задачи работы с детьми

Непосредственная

образовательная

деятельность

Формы работы

Сентябрь

«Детский сад»

Развивать умение правильно находить центры активности необходимые для игры и обозначать их словами.

Формировать умения правильно называть предметы и определять их принадлежность (машины - катают, куклы - играют, посуда –готовят).

Способствовать умению сопоставлять игрушки на картинках с игрушками в уголках.

     Знакомить детей с короткими стихами и потешками, закличками.

     Формировать умение детей слушать и понимать услышанное.

Способствовать умению детей рассматривать картину, понимать что на ней изображено.

Развитие речи:

  1. «Где мы будем играть» -умение детей находить нужные центры и называть их;
  2. «Игрушки
    и картинки»;
  3. «Забавные игрушки» - чудесные мешочек;
  4. «Дети играют» - рассматривание картины.
    Чтение художественной литературы:
  1. Потешки и заклички: «Чики, чики, чикалочки», «Водичка, водичка»;
  2. «Игрушки»
    А. Барто.

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие мелкой моторики.

Октябрь

«Что нам

осень

принесла?»

Способствовать развитию речи, как средству общения.

Развивать понимание речи воспитателя через беседы, чтение стихов, сказок.

Обогащать словарь детей за счет прилагательных: вкусное, румяное, красное.

Способствовать умению находить на картинках диких животных и называть их.

Формировать умения находить предмет красного цвета и называть его (принеси мне кубик красного цвета, возьми машинку красного цвета).

   Познакомить детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба».

Способствовать умению детей внимательно слушать и понимать речь воспитателя.

Продолжать знакомить детей со стихами и фольклором.

Формировать интерес детей к народным сказкам, потешкам, стихам и желанию проговаривать слова вместе с воспитателем.

Продолжать способствовать умению детей рассматривать картины с простым сюжетом.

Развитие речи:

  1. «Фрукты в вазе» - рассматривание муляжей;
  2. «Лесные животные» - рассматривание картины;
  3. «Сбор урожая» (беседа);
  4. «Узнай предмет»  - чудесный мешочек.

Чтение художественной литературы:

1.«Что растет на огороде»;

2. Стихи А. Барто;

3.Русская народная сказка «Курочка Ряба»;

4.Потешка «Огуречик, огуречик…».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики.

Ноябрь

«Я и моя семья»

Продолжать активизировать словарь детей для развития активной речи.

Формировать умение  детей называть своё имя, членов семьи и имена детей группы.

Учить детей узнавать домашних животных и их детенышей в процессе чтения стихов, рассказов.

Продолжать развивать внимание, память, умение слушать воспитателя и детей.

Способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями из двух слов.

Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба».

Способствовать умению узнавать и называть героев сказки при использовании театра «БиБаБо», магнитного театра.

Формировать умение запоминать последовательность сюжета и отвечать на вопросы воспитателя.

Вызвать желание рассказывать и показывать сказку самостоятельно.

     Продолжать знакомить детей с детскими стихами А.Барто и фольклором.

Развитие речи:

1.«Кошка с котятами» (по картине);

2.«Кто как говорит»;

3.«Кто что ест?»;

4.«Чьи детки?»

Чтение художественной литературы:

1.Потешка

«Вот и люди спят»;

2.Потешка «Пошел котик на торжок»;

3. Русская народная сказка «Курочка Ряба»;

4. А. Барто «Кот».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Элементы заучивания.

Декабрь

«Зимние

новогодние

чудеса»

Познакомить детей с пониманием что такое новый год, через иллюстрации в книгах, картинки.

Заинтересовать детей рассматривать елочные игрушки и способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя двумя словами (зеленая елочка, игрушка).

Формировать умение детей использовать глаголы, характеризующие движение снега (падает, кружится, блестит).

Учить называть предметы зелёного цвета

в своём окружении.

Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка».

Способствовать пониманию сказки и умению запоминать персонажи из сказки.

Прививать интерес к новогодним стихам и желанию их запоминать.

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, как с способом развития активной речи.

ЗКР – звук П и ПЬ.

Развитие речи:

1.Беседа с показом зимних пейзажей «Зима пришла»;

2. «Рассматривание

Новогодних игрушек»;

3.«Мамы и детки» (дидактическая игра);

4.«Рассматривание новогодней елки в группе».

Чтение художественной литературы:

1.Русская народная сказка «Репка»;

2.А. Барто «Снег»;

3.Г.Я.Затулина

«Елочка»;

3.П/г «Зайка беленький сидит»

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.

Январь

«Мой дом»

Продолжать способствовать развитию активной речи.

Формировать умение узнавать и называть
по внешнему виду столовую и чайную посуду; узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали различных предметов мебели (ножки, спинка и т.д.).  

Развивать умение находить и называть предметы белого цвета.

Познакомить детей с понятием «Мой дом» через чтение книг, стихов.

Обогащать словарный запас детей за счет словосочетаний: это мой дом, мой дом большой, высокий, я живу с мамой и папой и т.д.

Дать простейшие понятия «мой город».

Продолжать развивать интерес к поэзии.    Продолжать развивать способность понимать содержание стихотворения и желание подговаривать слова.

Продолжать знакомство со сказкой «Репка», с помощью театра «БиБаБо», магнитного театра.

Развитие речи:

1. Рассматривание иллюстраций с видами мебели;

2.Беседа «Мебель
в нашей группе»;

3. ЗКР «Звук М, МЬ»

4.«Какая бывает посуда на нашей кухне?».

Чтение художественной литературы:

1.С. Капутикян

«Маша обедает»;

2.С. Я. Маршак

«Кошкин дом»;

3.Русская народная сказка «Репка»;

4.Потешка «Как на

нашем на лугу…»

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.

Февраль

«Я в мире

человек»

Формировать умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения.

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими части тела, глаголами, обозначающими трудовые действия (смотреть, слушать, лечить и т.д.), прилагательными, обозначающими цвет, величину.

Формировать умение находить предметы квадратной формы.

Продолжать знакомить детей с фольклором (потешки).

Познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок».

Развитие речи:

1.Беседа «Я-человек»;

2. «Тело человека»;

3.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»;

4. «Чудесный мешочек» (дидактическая игра, для закрепления знаний о цвете и форме).

Чтение художественной литературы:

1.Потешка «Наша Маша маленька»;

2.Русская народная песня «Ай, ду –ду –ду»»;

3.В.Берестов «Больная кукла»;

4. Русская народная сказка «Теремок».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.

Март

«Весна»

Способствовать умению детей рассматривать картину о весне и находить в ней признаки весны.

Отвечать на вопросы воспитателя двумя – тремя словами.

Обогащать словарь детей за счет словосочетаний: тает снег, бегут ручейки, яркое солнышко.

Формировать умение слушать не большие рассказы, без наглядного сопровождения, при повторном чтении подговаривать слова и не большие фразы из 2 – 4 слов.

Упражнять детей в отчётливом произнесении гласных и согласных звуков.

Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».

Развитие речи:

1.«Ранняя весна»

(по картине);

2. «Звук «С-СЬ»;

3.Беседа: «Как мамы заботятся о детях»;

4.«Зайцы»

Чтение художественной литературы:

1. Потешка «Ладушки»;

2. Е. Благинина

«С добрым утром»;

3. М. Клоков «Воробей
с березы»;

4.Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.

Апрель

«Птицы
и животные»

Способствовать умению детей правильно называть птиц и имитировать их звуки и движения.

Формировать умение называть правильно птенцов некоторых домашних птиц.

Формировать умения находить предметы коричневого, розового цвета и находить их в ближайшем окружении.

Обогащать словарный запас детей за счет словосочетаний: яркое солнышко, теплый денек, первый цветок.

Способствовать умению данные словосочетания употреблять с глаголами: светит яркое солнышко и т.д.

Продолжать знакомить детей с детскими стихотворениями (о диких птицах и животных).

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, продолжать формировать умение запоминать последовательность сюжета.

Развитие речи:

1.«Беседа о птицах»;

2.«Знакомство с кошкой и ее повадками»;

3.«Дети кормят курицу
и цыплят» (по картине);

4.«Что изменилось?» (дидактическая игра).

Чтение художественной

литературы:

1.А.Барто
«Кто как кричит?»;

2.Л.Н.Толстой «У Вари был чиж»;

3.Потешка
«Как у нашего кота»;

4.Русская народная сказка «Три медведя».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.

Май

«Растения
и насекомые»

Способствовать умению детей рассказывать о полевых и садовых растениях, о насекомых, предложениями, состоящими из 3 – 4 слов.

Развивать умения находить на картинках или в иллюстрированных книгах знакомых насекомых, знакомые растения и называть их отличия, предложениями их 2 – 3 слов.

Продолжать знакомить детей со сказкой «Три медведя», путем показа театра «БиБаБо» и настольного театра.

Развивать навык слушать стихотворение
в сопровождении показа действий, повторять отдельные слова и движения при повторном чтении.

Развитие речи:

1.Беседа «Цветы – садовые и полявые»;

2. «Звук «Ж - Жь»;

3.«Жук»
(по иллюстрации);

4.«Насековые красивые и опасные».

Чтение художественной литературы:

1.О.Серова «Одуванчик»;

2.Стихи о цвтех;

3.А.Гришин «Я веселый, майский жук»;

4.К.И.Чуковский

«Тараканище».

Игровые обучающие ситуации, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций;

Совместная игровая деятельность;

Использование различных видов театра;

Пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие мелкой моторики;

Заучивание наизусть;

Элементы артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста

                                    Перспективное планирование работы по формированию К...

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Перспективное планирование образовательной работы по развитию речи в группе раннего возраста

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в группе раннего возраста...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека , когда закладываются важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....