План самобразования на тему: «Оригами-терапия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми ТНР».
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Седых Татьяна Павловна

Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. Сложение бумажных фигурок является одним из самых активных занятий для развития тонких движений рук, а также формирования глазного и сенсорного анализаторов. В план самообразования включено перспективное планирование по работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2021-2022 учебный год


Тема: «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»

Реализация плана самообразования рассчитан на 3 учебных года (с 2021 по 2024 гг).

Направление: художественно-эстетическое.

Актуальность:

 Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. При этом сложение бумажных фигурок из бумаги является одним из самых активных занятий для развития тонких движений рук и пальцев, а также формирования глазного и сенсорного анализаторов.

Специалисты давно знают, что работа руками и пальцами развивает в детях мелкую моторику, активизирует деятельность тех участков головного мозга, отвечающих за внимание, память, речь.

    Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, сообразительности, логичности мышления. Изучая фигуры из бумаги, дети учатся точности и аккуратности. А чтобы фигурка получилась правильно, необходимо сложить лист так, чтобы углы и сгиб были идеально ровными. В процессе создания бумажных игрушек и фигур дети получают навыки работы ножницами: расширение, надрезание, вырезание, склеивания бумаги, навыками одно, или многократного сгибания бумажных листов с обязательным разглаживанием сгиб и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести бумажные фигурки, является усидчивость. Игрушки из бумаги требуют от своего создателя кропотливого труда, а у детей даже самые простые модели часто не получатся с первого раза.  Чтобы сделать фигурку, ребенку придется приложить усилия и потратить на работу некоторое время. Учат ребенка концентрироваться на текущей задаче, стараться и добиваться успеха.

Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20 минут, 1 раз в неделю.

Цель: Развить творческие способности ребёнка с ТНР.
Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.

Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Каждое упражнение выполняется после показа воспитателем. Для выполнения сложных заданий нужно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев и только после этого он сможет действовать самостоятельно. Для того чтобы аутентичная оценка информации зафиксировалась в естественной среде необходимо создать игровую непринужденную обстановку и индивидуально на каждого ребенка, бальная форма исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

2 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

3 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Раздел плана

Содержание работы

Формы работы

сроки

1

Теоретический

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно - образовательной деятельности воспитателя

Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами

октябрь

 

Практический

Разработать общие правила при обучении технике оригами

 

сентябрь

Выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга.

Мониторинг

октябрь.
(1 неделя)

Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье)

Занятия

октябрь -
май

Повторно выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на первом этапе.

мониторинг

май

Работа

 с

родителями

Консультации
для родителей:

 

На тему:

«Что такое оригами?»».

октябрь

«История искусствам оригами».

декабрь

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

февраль

«Рука развивает мозг»

март

Работа с детьми

Работа с детьми.
1раз в неделю

Темы занятий в перспективном плане.

октябрь - май

Перспектива: 

  1. Разработать перспективное планирование на возраст 5-6 лет.
  2. Участвовать с воспитанниками в онлайн конкурсах.

Продолжать оформлять альбом с детскими поделками.

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.

Перспективное планирование

работы по оригами

с воспитанниками комбинированной группы «Незабудка»

старшего дошкольного возраста

 4 - 5 лет

Задачи:

  • Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
  • Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
  • Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,  «треугольник», «блинчик», «конфета», «воздушный змей».
  • Формировать добрые чувства по отношению к близким.
  • Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

№ п/ п

Тема

Программное содержание

Средства реализации

ОКТЯБРЬ

1

«Бумажная сказка»

-Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами;

-показать детям выполненные работы;

-дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками;

-вызвать интерес к художественному конструированию.

-Презентация «Мир оригами»,

-готовые фигурки на каждого ребёнка.

2.

Ознакомление со свойствами бумаги

(опыты)

-Формировать знания у детей о разных видах бумаги (печатная, крашеная, писчая, впитывающая);

-формировать знания  детей об изготовлении бумаги;

-познакомить с основными свойствами бумаги;

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

-разные виды бумаги на каждого ребёнка;

- презентация «Как появилась бумага»;

-подготовить альбом «Мир бумаги»  для коллекционирования бумаги.

3.

Ознакомление со свойствами бумаги

(окрашивание)

-Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги;

-учить детей окрашивать бумагу разными способами (набрызг, мраморная, комканой бумагой)

-развивать логическое мышление, внимание;

-воспитывать аккуратность  при работе с бумагой.

-акварель, масляные краски,

-зубные щётки,

-расческа с частыми зубьями

-альбомные листы,

- альбом «Мир бумаги»,

-клей.  

4.

«Весёлый квадратик»

-Познакомить детей с», условными обозначениями: сгиб влево, перегиб, сгиб вперёд, сгиб назад, переворот, повернуть поделку;

- познакомить детей с основными  геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, прямоугольник);

- обогащать словарь специальными терминами

-квадраты белой бумаги 10*10  по

2-3 шт. на каждого ребёнка.

НОЯБРЬ

1.

«Книжка – малышка»

-учить создавать книжку малышку путём складывания квадрата пополам;

-развивать эстетическое чувство при  выборе  обложки для книжки, подготовленную на предыдущих занятиях.

-квадрат белой бумаги 10*10 (3шт) на каждого ребёнка,

-окрашенная бумага,

-степлер.

2.

«Дверь в сказку»

-Познакомить детей с базовой формой «дверь»;

-учить складывать квадрат на  3 части;

-продолжать знакомить с условными обозначениями сгиб влево, сгиб вправо, перегиб;

-развивать творческие способности при дополнении поделки рисунком.

- квадрат коричневой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

3.

«Домик»

-Учить выполнять поделку на основе базовой формы – квадрат;

- учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-воспитывать аккуратности при работе с бумагой.

-цветные карандаши. квадрат 15*15 белой бумаги

4.

«Грибок»

(Т.И.Тарабарина – 35)

-Учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат 8*8 коричневого (красного, оранжевого) цвета 6*6 на каждого ребёнка;

-муляж Гриб

ДЕКАБРЬ

1.

«Бабочка»

(Г.И.Долженко – 20)

(Т.И.Тарабарина – 39)

- Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-учить делать необходимые вырезания и украшения.

-квадрат 10*10разноцветной бумаги,

-ножницы,

-клей,

-заготовки для украшения бабочки.

2.

«Рыбка»

(Г.И.Долженко – 18)

-Познакомить детей с базовой формой «треугольник»;

-познакомить с понятием диагональ, с условным обозначением сгиб вниз;

-развивать творческий подход при оформлении поделки.

-квадрат цветной бумаги 10*10,

-фломастеры,

-полоски цветной бумаги.

3.

«Лягушка»

(Г.И.Долженко – 28)

(Т.И.Тарабарина – 42)

- Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата;

- учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить дорисовывать мелкие детали фломастером.

-квадрат зелёного цвета 15*15.

-игрушка Лягушка.

4.

«Тюльпан»

(Г.И.Долженко – 22)

-Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата;

-учить скручивать прямоугольник в трубочку, соединять с цветком;

-воспитывать любовь к родному человеку – маме, желание делать подарок своими руками.

-квадрат яркого цвета 10*10 на каждого ребёнка,

-прямоугольник зелёного цвета 5*20

5.

«Щенок»

-Продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – треугольник;

-упражнять в складывании квадрата в треугольник, совмещая углы и стороны;

-продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

-развивать фантазию, творчество при оформлении поделки.

-квадрат 10*10 чёрного цвета,

-фломастеры,

-клей карандаш.

ЯНВАРЬ

1

«Конфетка»

(С.Соколова – 10)

- Познакомить детей с базовой формой «конфетка»;

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

- учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

-квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

2

«Зайчик»

(Т.И.Тарабарина – 48)

(Г.И.Долженко – 53)

-Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-делать необходимые вырезания и украшения.

-квадрат белого цвета 15*15,

-фломастеры,

-игрушка Заяц.

3

«Кораблик»

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

- продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-способствовать созданию игровых ситуаций.

-квадрат белой бумаги 15*15

ФЕВРАЛЬ

1

«Стаканчик»

(Г.И.Долженко – 30)

(Т.И.Тарабарина – 55)

-учить работать по схеме;

-продолжать работать с базовой формой треугольник;

-учить загибать углы и вводить в образовавшуюся щель;

-проговаривать свои действия, используя специальную терминологию;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат белой бумаги 15*15

2

«Блинчик»

(С.Соколова – 11)

- Познакомить детей с базовой формой «блинчик» («конверт»);

-продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник;

-учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия, используя специальную терминологию.

-квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка

3

«Синица»

(Т.И.Тарабарина – 62)

- Развивать у детей умение складывать базовую форму – треугольник;

-учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы;

- проговаривать свои действия, используя специальную терминологию;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-делать необходимые вырезания и украшения.

-учить оформлять коллективную композицию.

-квадрат 15*15 сине-голубого цвета, обратная сторона заштрихована жёлтым цветов.

4

«Ёлка»

(Т.И.Тарабарина -32)

-продолжать учить складывать ёлку на основе базовой формы – треугольник;

- учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы;

- учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-развивать умение соединять треугольники разного размера между собой, создавая поделку.

-три квадрата зелёной формы разного размера 10*10, 7,5*7,5, 5*5.

-картон синего цвета.

МАРТ

1

«Воздушный змей»

(С.Соколова – 11)

- Познакомить детей с базовой формой – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат белой бумаги 15*15,

-серпантин,

-заготовки для украшения,

-клей.

2

«Морковь»

(С.Соколова – 112)

-Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали.

-оранжевый и зелёный квадрат 7*7

3

«Полярная сова»

(Г.И.Долженко – 67)

 -Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали;

-закреплять название  основных  геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами.

-формировать умение дополнять поделку дополнительными деталями (аппликация или рисование ветки);

-воспитывать аккуратность при работе  с бумагой.

-квадрат белой бумаги 15*15,

-картон чёрного цвета,

-жёлтый круг (луна),

-прямоугольник зелёного цвета

-ножницы,

-клей,

-фломастеры.

4

«Ворона»

(Г.И.Долженко – 81)

-учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

-квадрат серой бумаги 15*15

5

«Фотоаппарат»

-Учить выполнять поделку из бумаги прямоугольной формы;

-продолжать знакомить с условными знаками, работать по схеме;

-развивать творческие способности, конструктивные навыки;

-воспитывать аккуратность при работе с бумагой;

- способствовать созданию игровых ситуаций

-по 4 прямоугольника 16*20.

АПРЕЛЬ

1

«Яхта»

-Продолжать учить  выполнять поделку на базовой основе – квадрат;

-продолжать учить работать по схеме;

-продолжать учить различать и проговаривать условные обозначения;

-продолжать учить создавать коллективную работу.

-квадрат цветной бумаги  15*15

2

«Китёнок»

-учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей;

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

квадрат синей, голубой бумаги 15*15.

3

«Рыбка»

-продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – блинчик (конвертик);

-познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами, самостоятельно работать по схеме.

Квадрат разноцветной бумаги 15*15, фломастеры.

4

Оформление коллективной работы «Море»

-учить выполнять коллективную работу, дополнять деталями;

-воспитывать желание помогать друг другу, радоваться работой.

Коллаж, клей, фломастеры, предметы декора.

МАЙ

1

«Солнце»

2

«Одуванчик»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – блинчик (конверт), воздушный змей;

-продолжать учить сгибать квадрат по диагонали, отгибать углы;

-продолжать учить работать по схеме, используя терминологию;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

-воспитывать коммуникативные отношения при создании коллективной работы.

-квадрат 8*8 жёлтого цвета,

-квадрат 8*8 зелёного цвета,

-ватман окрашен способом набрызга.

3

«Кузнечик»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник;

- продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

- учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии.

-квадрат 10*10, 6*6 зелёного цвета,

-коллективная работа

4

«Божья коровка»

-Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник;

- продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны;

-учить проговаривать свои действия;

-продолжать знакомить детей с условными знаками оригами;

-детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя;

- учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии.

-квадрат 10*10, 6*6 белого цвета,

-цветные карандаши,

--коллективная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План самобразования

План самобразования...

План самобразования педагога-психолога

В данном материале представлен план самообразования педагога-психолога ДОУ...

ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста (Примерный)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста....

Сценарный план организации жизнедеятельности детей 6-7 лет с ТНР «План-дело-анализ» Тема дня «Город Иркутск»

Сценарный план организации жизнедеятельности детей 6-7 лет с ТНР«План-дело-анализ»Тема дня «Город Иркутск»Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщ...

Сценарный план организации жизнедеятельности детей 5 - 6 лет «План-дело-анализ» Тема дня «Вирусы»

Тема дня «Вирусы»Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе получения знаний о профилактических мероприятиях от гриппа и ковида.Обучающие задачи:- активизировать и си...

Сценарный план организации жизнедеятельности детей 6-7 лет с ТНР «План-дело-анализ» Тема дня «Транспорт»

Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о транспорте.Обучающие задачи: ·        Активизировать и систематизировать и...