ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Пояснительная записка

Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.

Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.

Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи, которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий. Такими задачами являются, например, определение предмета по каким-то признакам («Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»); сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»); классификация предметов по признакам («Кому что нужно для работы?», «Назови предметы большие, красные и др.»); установление различия и сходства («Подбери пару», лото, домино и др.). Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить выигравшего. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Игровые действия могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Кроме того, в дидактической игре, игровые действия могут различаться у водящего и рядовых игроков. Организующий момент дидактической игры - правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности. Например, во многих настольнопечатных играх следует соблюдать такие правила, как очередность хода, ограничения движения и др.

Между игровой задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровая задача определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в процессе дидактической игры непреднамеренно учится.

По характеру используемого материала дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: бочонки, шары, матрешки, грибки и др. основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и др.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
  2. Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарный запас.
  3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино также разнообразна, как и лото. В игре развивается сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.
  1. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета.Сроки проведенияТема занятия по познавательному развитиюЗадачи занятий по познавательному разв...