Альтернативные способы коммуникации с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Курганская Мария Николаевна

Консультация для педагогов "Альтернативные способы коммуникации с детьми с ОВЗ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1 Отделение 2 «Сказка» консультация для педагогов на тему: «Альтернативные способы коммуникации с детьми с ОВЗ» подготовила: воспитатель группу компенсирующей направленности №10 Курганская Мария Николаевна Краснознаменск, 2022 г

Слайд 2

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. С каждым годом выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, недоразвитии или нарушение коммуникативной функции общения приводит к нарушению связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе. Для успешного развития, адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от речевых, альтернативные (дополнительные) системы организации межличностного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.

Слайд 3

Альтернативная ( аугментивная ) коммуникация – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. Кому необходима альтернативная коммуникация: - церебральным параличом (дизартрия, анартрия , апраксия); - дети с интеллектуальными и эмоциональными проблемами, ограничивающими механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм); - дети с нарушениями слуха. Альтернативная коммуникация может использоваться: - постоянно; - временно, замещая речь; - как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Слайд 4

Без посторонней помощи С поддержкой Без использования какой-либо поддержки Низкотехнологические средства Высокотехнологические средства - социальные жесты; - мимика; - вокализации; - язык тела; - направление взгляда; - дыхание - рисунки; - объекты; - фотографии; - надписи; - коммуникативные доски и книги - устройства, генерирующие речь; - программное обеспечение альтернативных или дополнительных средств коммуникации, используемое с компьютером, планшетом, смартфоном Формы альтернативной коммуникации:

Слайд 5

Средства альтернативной коммуникации: 1. Тактильно - кинестетическая система коммуникации. Направление взгляда, вокализации, мимика, телодвижения, тактильные контакты (контактные жесты), прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.

Слайд 6

2. Коммуникация при помощи предметов. Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющими дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить – чашка», «идти на прогулку – шапка», «учится – пенал».

Слайд 7

3. Коммуникация с помощью фотографий и изображений. При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок. Может быть, например, любая чашка, которой пользуется ребенок. Фотография являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети, о дна из причин для использования фото заключается в том, что человек может узнавать то, что на них изображено, и прореагировать на это.

Слайд 8

4. Коммуникация с помощью графических символов, пиктограмм. Включает все символы-изображения, такие как картинками PECS, Блисс-система, пиктограммы PIC? символов Виджит , словесные кубики Примака . Альтернативная система обучения коммуникации «PECS»

Слайд 9

Блисс – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Посредством объединения базовых символов друг с другом образуются новые понятия.

Слайд 10

Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы)

Слайд 11

Символы Виджит

Слайд 12

По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, доски и книги, позволяющие общаться на различные темы.

Слайд 13

Смотрит солнышко в окошко, В гости к нам пришла весна, Мы захлопали в ладошки, Очень ждали мы тепла!

Слайд 14

Словесные кубики Примака . Наиболее обширная предметная система коммуникации создана Примаком ( Premack , 1971), использовалась в Соединённом Королевстве и в США для обучения людей с интеллектуальными нарушениями и с аутизмом. Исходно словесные кубики были изобретены для того, чтобы исследовать, могут ли человекообразные обезьяны научиться языку, не основанному на речи.

Слайд 15

5. Глобальное чтение.

Слайд 17

6. Система « Макатон ».

Слайд 18

7. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (электронных). « Малый пошаговый коммуникатор «Little Step-by-Step-Communicator» Прикладная программа «Болтушка» (« Quasselkiste ») Коммуникатор «ГоуТок-9» («GoTalk-9») Коммуникатор « МинТокер »

Слайд 19

Приложения для смартфонов «Коммуникатор ДАР» Приложение «Пойми меня»

Слайд 20

Необходимо учитывать: - о собенности внимания, памяти, мышления ; - особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия; - реагирует ли ребенок на собственное имя; - знает ли названия объектов, действий, признаков, родовых понятий в соответствии с программными требованиями образования; - понимает ли простые инструкции; - проявляет ли способность к намеренному взаимодействию с другими людьми; - стремится ли к включению в окружающую среду; - предпочтения в выборе коммуникативных партнеров, коммуникативной ситуации, условий организации общения. - характер общего моторного развития; - возможности самостоятельного передвижения; - демонстрирует ли символическое (игровое) поведение, использует и, насколько адекватно, игрушки. Как подобрать средства альтернативной коммуникации?

Слайд 21

Существует 7 уровней общения (коммуникации): 1. Ненамеренное ( донамеренное ) поведение, ребёнок не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать). 2. Намеренное поведение, ребёнок начинает контролировать поведение, но еще не использует его для намеренного общения. Намеренное общение начинается здесь, на 3 уровне! 3. Нестандартное общение, относятся движения тела, голосовые сигналы, неречевые звуки, смех, взгляд (контакт глаз), выражения лица и простые жесты (например, хватание людей за одежду). 4. Стандартное общение (общепринятая), относятся простые движения, показывание пальцем, показ предмета другому, выбор между «да» и «нет», пожимание плечами, кивки или качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод взгляда с человека на желаемый объект. Символическое общение начинается здесь, на 4 уровне! Когда символ заменяет, или обозначает, что-то другое. 5. Конкретные символы , относятся картинки, фотографии, натуральные предметы (например, шнурок, используемый для обозначения обуви), образные жесты (например, похлопать по стулу в знак приглашения присесть, «мой», «сядь», «пойдём») и звукоподражания (например, жужжание, используемое для обозначения пчелы). 6. Абстрактные символы , например слова, набранные шрифтом Брайля, то есть эти символы являются «абстрактными», потому что они физически не напоминают обозначаемый ими объект. 7. Язык , формальная речь.

Слайд 22

На основе полученных данных об уровнях общения разработана диагностическая « Матрица общения», охватывающая три основных аспекта коммуникации: 1. Вид коммуникативного поведения - т.е. то, как ребенок передает информацию. 2. Варианты коммуникативного сообщения , т.е. то, зачем и к кому ребенок обращается. 3. Уровень общения, что и как сообщает ребенок. Матрица общения помогает понять на каком уровне развита коммуникация у ребенка и позволяет выбрать коррекционный маршрут.

Слайд 24

Рекомендуемая литература по взаимодействию с детьми, имеющими сложности в коммуникации.

Слайд 25

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Цель альтернативной коммуникации: создание условий для организации межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а также, максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.

Слайд 26

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...

Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд....

Применение технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативных способов коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ

Данная статья посвящена использованию  технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ (тяжелые и умеренные интеллектуа...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....