Методическая разработка "Развитие познавательных процессов у детей от 3-х до 7-ми лет"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дунаева Ольга Юрьевна

Дошкольное детство - первый период психического развития и поэтому самый ответственный. В этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Для того, что бы лучше понимать ребенка необходимо знать, что и каким образом влияет на детское развитие.

Очень долгое время в научной среде шел спор о том, что является определяющим для детского развития, наследственная одаренность или окружающая среда. Этот спор привел к пониманию того, что психическое развитие - это не просто проявление врожденных задатков и не простое восприятие внешних воздействий, а результат из совместного воздействия на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД «Кудесница» ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА СПБ

ДУНАЕВОЙ ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ от 3-х  до 7 лет»

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД «КУДЕСНИЦА»

2020

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • значительно возрастает концентрация внимания, объем и устойчивость;

Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя работу пусть даже не интересную. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительное отвлечение вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5.5 до 6.5 лет

  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.

  • появляются элементы послепроизвольного внимания;

Оно происходит через становление произвольного и отличается от него тем, что непосредственно волевых усилий для поддержания внимания не требуется. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставил приборы, и волевые усилия для поддержания внимания уже не требуются.

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого.

На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым, вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка.

Взрослый должен учить ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещать перед ним серию сюжетных картинок, которые отражают последовательность одевания.

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета.

Взрослый должен требовать от ребенка довести деятельность до конца, создавая у ребенка установку на получение качественного результата.

Необходимо помнить о трудностях переключения внимания, подготавливать ребенка к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  • зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим,

осваиваются сенсорные эталоны;

Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества.

Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его апробирование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

  • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемешается по предмету. В 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движение взора характеризуется последовательностью.

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать и рассматривать объекты.

  • С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интелектуализируется.

После трех лет восприятие начинает становиться управляемым, осмысленным, интеллектуальным  процессом опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяющих глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте

  • преобладает непроизвольная образная память;
  • память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интелектуалный характер;
  • словесно-смысловая память обеспечивает опопсредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначало со стороны взрослого, а потом самого ребенка;
  • формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими способами запоминания;

Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

  1. степени освоения соответсвующих мыслительных операций;
  2. характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;
  3. наличие потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить результаты.
  • по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Важным моментом в развитие памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения.

Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Для образования представлений необходим активный анализ объекта, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико–синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.

Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные расплывчатые воспоминания.

Для того чтобы ребенок не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказывании, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставит цель "вспомнить". Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

                                 Познавательные процессы  у детей дошкольного возраста К поз...

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:·        Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...

Методическая разработка "Организация процесса обучения детей игре в шахматы"

Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении заняти...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...