Механизмы и закономерности формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Вонда Олеся Александровна

В тезисах описаны основные механизмы, закономерности и периоды формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vonda_o._a._tezisy_2_kurs2.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.3

О. А. Вонда

(студ. 2 курса, магистерская программа «Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

Механизмы и закономерности формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза

В тезисах описаны основные механизмы, закономерности и периоды формирования готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза у старших дошкольников.

Ключевые слова: формирование готовности к грамматическим обобщениям; грамматический строй языка; овладение грамматическими категориями; периоды формирования грамматического строя речи; нормальный речевой онтогенез; старший дошкольный возраст.

Развитие речи ребенка происходит по определенным законам и имеет свои механизмы.

Наше исследование посвящено определению механизмов и закономерностей формирования у старших дошкольников языковых обобщений в области грамматического строя.

Своевременное формирование готовности к грамматическим обобщениям у ребёнка является важнейшим условием его нормального речевого и общего психического развития. Значение формирования готовности к грамматическим обобщениям сложно переоценить.

Многие учёные интересовались механизмами, позволяющими дошкольнику  овладеть грамматикой родного языка. Исследования лингвистов показывают, что грамматический строй речи при нормальном речевом онтогенезе усваивается ребёнком самостоятельно, постепенно, путём подражания речи взрослых.

Ф.А.Сохин считает, что овладение грамматическим строем языка происходит с помощью формирования у ребенка шаблонных грамматических форм и дальнейшего их обобщения. Р.Е.Левина, А. М. Орлова указывают на  существование языкового чутья, которое обеспечивает ребёнку усвоение грамматических и других языковых средств. Н. В. Микляева называет языковой способностью особую интеллектуальную и речевую активностью, направленную на овладение различными уровнями языковой системы и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка.  Д.Б.Эльконин считает, что ребёнку необходимы специальные приёмы обучения, которые помогают ему в формировании готовности к грамматическим обобщениям.

Определенные закономерности при формировании готовности к грамматическим обобщениям у детей с нормальным речевым развитием описаны в работах А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и других. Исследователи детской речи отмечают, что становление грамматического строя осуществляется  на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова отмечают, что развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Опираясь на взаимодействие морфологической и синтаксической системы языка, А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.

I период — период предложений из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Этот период включает два этапа: этап однословного предложения (1г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.) и этап предложений из нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.)

II период (1 г.10 мес. — 3 года) — период усвоения грамматической структуры предложения. Этот период состоит из трех этапов: этап формирования первых форм слов (I г. 10 мес. —2 г. 1 мес); этап использования флексийной системы языка; этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Первыми грамматическими формами являются формы именительного падежа единственного числа и множественного числа, формы винительного падежа. Осваивая флексийную систему, сначала ребенок усваивает наиболее частотные флексии, непродуктивные формы заменяет на продуктивные.

В III периоде (от 3 до 7 лет) ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает исключения. Так, к школьному возрасту ребенок овладевает грамматическим строем языка.

Таким образом, формирование готовности к грамматическим обобщениям в процессе нормального речевого онтогенеза происходит поэтапно, без специального обучения; основным механизмом этого процесса является языковая способность.

Научный руководитель – канд. пед. наук, проф.

Л. В. Ковригина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.

этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...

Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее раз­вития, то нельзя не заметить в них опреде...

Формирование фонематических процессов у детей в средней группе с нормальным речевым развитием.

Подготовка дошкольников к обучению грамоте в средней группе  включается в занятия по развитию речи примерно один раз в 2 недели. Эта работа занимает 5-7 минут. Обучение элементами грамоты должно ...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дн...

Значимость формирования готовности к грамматическим обобщениям у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как лингвистическая и психолингвистическая проблема

В статье рассматриваются один из актуальных вопросов логопедии – формирование готовности к грамматическим обобщениям у дошкольников с общим недоразвитием речи. По результатам изучения лингвистич...