Формирование фонематических процессов у детей в средней группе с нормальным речевым развитием.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Подготовка дошкольников к обучению грамоте в средней группе  включается в занятия по развитию речи примерно один раз в 2 недели. Эта работа занимает 5-7 минут. Обучение элементами грамоты должно сочетаться с остальными решаемыми на нем задачами с обогащением словаря, работа над развитием связной речи, воспитание звуковой культуры речи и т.д.  В средней группе дети начинают различать смысловую и формальную стороны слова.                                                                                                                Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины «слова», «звучит», «звук», вслушиваться в слова.                                                                           Значение языкового понятия «слово» показывается детям при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх.            Так, при знакомстве со словом можно использовать дидактическую игру «Детский мир». В магазине продают игрушки, одежда, обувь и другие вещи для детей. Воспитатель спрашивает: « Что бы вы хотели купить?». Дети называют разные предметы. За каждое слово ребенок получает фишку-игрушку.                           После того как будет названо 20-25 слово, воспитатель подытоживает: «Посмотрите сколько игрушек у вас на столах. Вот как много интересных слов вы назвали». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематических процессов у детей  в средней группе

с нормальным речевым развитием.

        Подготовка дошкольников к обучению грамоте в средней группе  включается в занятия по развитию речи примерно один раз в 2 недели. Эта работа        занимает 5-7 минут. Обучение элементами грамоты должно сочетаться с остальными решаемыми на нем задачами с обогащением словаря, работа над развитием связной речи, воспитание звуковой культуры речи и т.д.        В средней группе дети начинают различать смысловую и формальную стороны слова.                                                                                                Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины «слова», «звучит», «звук», вслушиваться в слова.                                                                Значение языкового понятия «слово» показывается детям при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх.                Так, при знакомстве со словом можно использовать дидактическую игру «Детский мир». В магазине продают игрушки, одежда, обувь и другие вещи для детей. Воспитатель спрашивает: « Что бы вы хотели купить?». Дети называют разные предметы. За каждое слово ребенок получает фишку-игрушку.                        После того как будет названо 20-25 слово, воспитатель подытоживает: «Посмотрите сколько игрушек у вас на столах. Вот как много интересных слов вы назвали».                                                                                                 Для укрепления представления детей о слове, воспитатель включает этот термин в формулировки различных заданий.                                                        Например, при рассматривании игрушечного слона воспитатель может спросить: «Как еще можно назвать слона?» (слоник, слоненок, слонишка и т. д.)        После знакомства со словом дети узнают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, звуки в словах произносятся в определенной  последовательности, слова бывают длинные и короткие.                                        Показать детям, что слова звучат, что они состоят из звуков можно в игре «Что звучит вокруг нас?». Воспитатель прячет за небольшую ширму колокольчик, барабан, стакан, кастрюльку, деревянную ложку и предлагает детям внимательно послушать, что он делает (звонит в колокольчик, стучит ложкой, барабанит и т. д. ).        Дети говорят, что они слышат «стук», «грохот», «звон».                                                                                                        Воспитатель обобщает: «Все это называется звуками. Разные предметы по-разному звучат. Слова также  звучат: жжуук, ззвонок, ррак. Слова звучат, потому что в них есть звуки, звуки бывают разные».                                                На следующих занятиях дети знакомятся с тем, что слова могут звучать по-разному и похоже. Например, в игре «Подбери похожие слова» дети учатся подбирать слова, похожие по звучанию: мак-рак, печка-свечка, майка-чайка, мышка-шишка.

        В средней группе воспитанники должны получить начальное представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности (сначала первый, потом второй и т.д.). С этой целью используется «звуковые линейки» трех видов.  «Звуковая линейка» помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом, дети получают элементарное представление о линейности речи.

        Далее воспитанники средней группы знакомятся с тем, что слова бывают длинные и короткие.

        Для этого опять может быть использована звуковая линейка (№2). Так же можно показать, что слова могут быть длинными и короткими с помощью хлопков или шагов.

        В процессе занятий дети учатся превращать короткие слова в длинные: кот – кошка – котенок; лис – лиса – лисица.

        Сравнить длительность таких слов можно с помощью двойной звуковой линейки. Воспитатель предлагает детям назвать короткие или длинные слова, похожие по звучанию: рак, мак,  бак, так, как; зайчонок, лисёнок, котёнок, козлёнок… Подобные игры и упражнения проводятся с опорой на картинки, можно использовать пособие «звуковые часы» (автор Т.А. Тумакова). Ознакомление детей четырёх лет со звуками, и с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже, закладывает основу для развития фонематического слуха дошкольника.

        Это уже следующий шаг в обучении четырёхлетних детей родному языку: формирование у них умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

        Интонационное выделение звука в слове – это особое произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяженно, или более громко, чем остальные, Например ррак, коот.

        При формировании интонационного выделения звука в слове используется тот методический прием сравнения звуков речи с природными звуками, который широко применятся на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи – прием называния звуков «песенками» (ссс – песенка водички, ррр – песенка мотора и т.д.).

        Все занятия производятся форме разных дидактических игр, упражнений, подвижных игр.

        Например, воспитатель подбирает предметы (игрушки, картинки) в названиях которых есть один и тот же согласный звук. Показывает детям картинки с изображением зайца, козы, зонтика, и говорит, что в этих словах живет одинаковая песенка. Дети называют: козза, ззайка, ззонтик . Называют звук «з» (песенка комара).

        В средней группе дошкольники должны овладеть ещё одним умением: выделять первый звук из слова. Для того, чтобы определить первый звук в слове, дети выразительно интонационно выделяют его, а потом называют изолированно.

 Формирование фонетической стороны речи  

у  старших дошкольников.

        В старшей группе на занятиях дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной слоговой структуры. Дети узнают, что есть особые, необыкновенные звуки, которые отличаются от всех остальных. Этим звукам ничего «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язычок. Они легко выходят изо рта, они поются. Гласные звуки (а, о, у, ы, и, э) отмечаются красной фишкой. Затем можно показать детям словообразующую роль гласного: слогов в слове всегда столько, сколько гласных звуков.

        Дети знакомятся с односложными словами типа «кот», «шар», «жук», «мак». Нужно обратить внимание, что в этих словах только один гласный звук, значит только один слог.

        Характеристика гласного звука наиболее ярко выглядит при сопоставлении согласных звуков внутри звуковых пар (б-бь, в-вь, р-рь и т.д.).

        Дети узнают, что каждый согласный звук имеет свою пару. Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и маленького «братца». Теперь можно добавить, что один из «братцев» - сердитый, а другой – добрый, ласковый.

        Называют любую пару согласных (например, л-ль, а еще лучше, если дети выделяют эти согласные из слов и предлагает определить какой из этих братишек «сердитый», а какой «ласковый» (например, в словах «лес» и «лук»). Выводятся названия твердых и мягких согласных звуков обозначаются синей и зеленой фишкой соответственно.

        В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж», «ш» и «ц» не имеют мягкой пары, а у звуков «щ», «ч» «й» нет твердой пары.

         Старшие дошкольники знакомятся с ударением. Сначала дети знакомятся с ударным слогом. Дети должны получить элементарное представление о том, что слоги в слове звучат неодинаково, один из них произносится с большей силой. Воспитатель даёт образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

        На первых занятиях дети знакомятся с тем, что слова состоят из частей (слогов), количество их разное, слоги идут друг за другом в определенном порядке. Дети учатся делить на слоги 2,3-сложные слова, называют первый, второй, третий слог.

        Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слов.

        Под звуковым анализом слова понимается: во-первых, определение порядка следования звуков в слове; во-вторых, установление различной роли звука; в-третьих, выделение основных качественных характеристик звука.

        Обучение детей звуковому анализу начинается с определения последовательности звуков в слове. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения одного и того же слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе например, слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

        Слово, которое дети анализируют необходимо показать им в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели.

        Реально представить слово, которое анализируется, дает возможность картина-схема звукового состава слова. На картине-схеме помещается рисунок, слово-название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек соответствует количеству звуков в слове.

        Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.

        При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с ее движением произносит слово с последовательным интонационным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой, которую ставит в нужную клетку.

        Необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно так, как он звучит в слове. Иногда дети показывают согласные звуки с призвуком гласного звука (мэ, рэ, и т.д.). Это помешают им при различении твердых и мягких согласных.                                 После того,  как дети навыками проведения звукового анализа простейших слов, происходит их с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками.                                                                                                        Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком: учатся выделять его в слове. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета. Важным моментом является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных: шуба, шубаа – и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного на другой слово бессмысленным или меняет его (замок- замок).                                        В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используются, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется плоской - схемой.                                Одновременно с усвоением звукового анализа слова дошкольники обучаются устанавливать словоразличительну функцию звуков. С этой целью они анализируют слова, различающиеся между собой одним звуком (дом – дым).                                                                                                                Констатируют словоразличительную роль звука. Стоит изменить в слове один звук, и меняется все слово.                                                                        Старшие дошкольники знакомятся с предложением и словесным составом предложения. Прежде всего, дети должны понять, что речь складывается из предложений, и научится выделять предложения из потока речи. О каждом человеке, животном, вещи, явлении природы можно сказать предложение. Вопросы воспитателя (о ком, о чем говорится в предложении, что о нем говориться?) помогают дошкольникам понять смысловую сторону предложения из 2-4слов без предлогов и союзов.

      Эта работа осуществляет как на занятиях по ознакомлению с окружающим, так и на занятиях по развитию речи.                                                                                                                                                                                

Консультация для воспитателей

Формирование начальных основ подготовки дошкольников

к обучению грамоте.

                                                               

                                                                 

                                                                            Учитель – дефектолог:

                                                                                       Хайбуллина А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...

Формирование фонематических процессов у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи с применением ИКТ

Представленные игровые упражнения созданы для развития  фонематических процессов и могут быть использованы педагогами в группах для детей с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематиче...

НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей средней группы компенсирующей направленности "Матрешки"

Материал для закрепления у детей навыков по формированию фонетико-фонематического восприятия в игровых условиях с активным привлечением родителей как полноценных участников коррекционно-логопедическог...

Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...

Становление фонетико-фонематической стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития.

.    Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а...