"Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)

Комплекс дидактических игр и упражнений по развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития »

Слайд 2

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе , вкусе и т.п. Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность, внимание,; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Слайд 3

Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития (ЗПР). У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно двигательного). Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. (Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. ) C ходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Слайд 4

Отклонения в развитии сенсорных способностей связаны, как правило, с тем, что у детей с ЗПР не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года. Дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена , коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Сенсорное развитие не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины.

Слайд 5

Цель: Создать условия для развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: учить детей распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки; знакомить с различными видами геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг) и тел(куб, шар, цилиндр); учить сравнивать форму реальных предметов с геометрическими фигурами; уточнять представление о величине: учить определять и характеризовать размер предмета; формировать пространственные представления.

Слайд 6

Особенности восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте наименьшее количество признаков, с трудом выделяют объект из фона; у старших дошкольников с задержкой психического развития нарушены такие функции сенсорной сферы и восприятия, как предметность и структурность. Проявляется в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе; наблюдаются недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Реализация сенсорного воспитания в образовательном процессе изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; трудовая деятельность; музыкальная деятельность; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; подготовка к обучению грамоте. Виды занятий по сенсорному воспитанию: развитие зрительного восприятия; развитие тактильно-двигательного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие вкусового восприятия.

Слайд 7

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы «Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

Слайд 8

«Из каких фигур состоит картинка?» Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

Слайд 9

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

Слайд 10

«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.( могут быть цветные карандаши, палочки..) «Пирамидки» Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. «Матрешки» Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе. «Разноцветные кружки» Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине «Разложи по размеру» Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Слайд 11

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета «Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало. «Какого цвета предмет?» Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. «Сложи радугу» Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Слайд 12

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 14

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 15

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 17

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 18

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 19

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 20

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 21

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов

Слайд 22

Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

дидактические игры для развития сенсорных  способностей детей дошкольного возраста»...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

ВведениеВ последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к с...

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста"...