Особенности внимания у детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Уровень развития внимания детей с ОВЗ весьма низок. Их внимание нестойкое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vnimaniya_u_detey_s_ovz.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внимания у детей с ОВЗ.

 Внимание обладает определенными свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольностьНарушение каждого из свойств внимания  приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания – ребенок не может одновременно сосредоточиться на нескольких предметах и удерживать их в уме.
  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.
  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно, без ошибок, выполнять одновременно несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредотачивать внимание по требованию.

 

  1. Уровень развития внимания детей с ОВЗ весьма низок. Их внимание нестойкое. Оно легко переключается с одного объекта на другой. Нередко случаются длительные периоды затухания внимания. Внимание детей направляется в основном на предметы, ярко выделяющиеся среди других и чем-то вызвавшие интерес и эмоциональное переживание (яркий цвет, большой размер).

Дети с ограниченными возможностями здоровья смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания дети не улавливают много из того, о чем сообщает им педагог. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы.

Объем зрительного внимания детей больше зависит от количества предъявляемых объектов, так как доминирующее влияние на него оказывает недостающая зрелость физиологических функций (замедленность процесса восприятия, увеличенное время реакции).

  . Устойчивость и концентрированность произвольного внимания, способствующие более полному восприятию   материала, зависит от того, в какой мере те или иные сведения значимы для ребёнка (имеются в виду интересы и потребности ребёнка, обусловленные индивидуальным жизненным опытом и другими факторами).

  1. Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание.   Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. 

Для данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок.  Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающим фактором является речь.   Она должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения и как следствие этого – трудности при выполнении заданий учебного типа. Состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка.  Также утомление ребенка  ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов. Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты становятся    заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

3. У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности внимания    

1. Неустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т. д.

2. Пониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости.

3. Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом.

4. Снижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей.

5. Сниженное распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.

6. Повышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

4.При умственной отсталости нарушения внимания наблюдаются чаще и выражены грубее,  обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении детьми любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания недоразвиты. Страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе. Распределение внимания между разными видами деятельности малодоступно умственно отсталым детям

Выработка произвольного внимания у детей – олигофренов задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ребенка с ОВЗ  проще вызвать  непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Вывод:  Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т.д., их деятельность становится более целенаправленной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания у детей

 Внимание во время учебной деятельности - это основа успешного развития ребёнка. ...

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Особености внимания у детей ЗПР

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниман...

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет.

Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имею...