Игры для развития стереогнозиса
картотека по коррекционной педагогике

Злобина Ю.А.

Стереогноз (также известный как тактильное восприятие или тактильный гнозис) - это способность воспринимать и распознавать форму объекта в отсутствие визуальной и слуховой информации, используя тактильную информацию для предоставления сигналов от текстуры, размера, пространственных свойств, температуры и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_stereognozisa.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития стереогнозиса

у обучающийся с НОДА (ДЦП).

Зрительно-слуховое восприятие.

  1. «Где звучит игрушка?»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Оборудование: бубен.

Ход: взрослый показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает «ля-ля-ля». Берет ребенка за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить «ля-ля-ля», т.е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.

Игра повторяется с каждым ребенком 3 – 4 раза. Передвигаясь по группе и продолжая играть на бубне, взрослый учит детей следить за движущимся источником звуком.

Аналогично игра проводится с другими звучащими предметами: погремушкой (тук-тук-тук), колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном (та-та-та).

  1. «Где кукла?»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Оборудование: кукла.

Ход: взрослый показывает детям куклу и называет её. Дети гладят куклу по голове и проговаривают ляля, ляля. Взрослый дает детям возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по ковру приговаривая ляля «топ-топ-топ». Дети должны следить за передвижением куклы. Взрослый внезапно прячет куклу, но так, чтобы она была видна детям и спрашивает: «Где кукла?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на колени и радостно говорит: «Вот кукла!».

Игра повторяется 2 – 3 раза. При этом кукла прячется в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т.п.

  1. «Прятки»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Оборудование: цветные платки на каждого.

Ход: дети сидят на стульчиках (коврике). Взрослый накрывает платочком голову одного из детей, пряча его от остальных. Обращается к детям: «Где Вова?» - «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!». Игра проводится с каждым ребенком 2 – 3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка снимать платок с головы самостоятельно.

Понятие о форме.

  1. «Кубик - шарик»

Цель: учить детей фиксировать внимание на различных общих признаках формы. Знакомить с двумя простыми объемными формами: кубиком и шариком.

Оборудование: однотипные кубики и шарики, детский поднос.

Ход: Взрослый показывает ребенку шарик и говорит: «Это шарик». Слово шарик произносится несколько раз, побуждая ребенка к повторению. Дает ему шарик в руки и говорит: «На шарик!». Учит ощупывать шарик, катает его по ладошке ребенка или между ладошками, давая ощутить, что шарик круглый и приговаривает: «Шарик круглый, его можно катать». Предлагает ребенку положить шарик на поднос и покатать его. Помогает ребенку выполнить действие.

Игра повторяется 3-4 раза.

2 вариант

Взрослый показывает ребенку кубик, называет его: «Это кубик», - побуждая к повторению. Дает кубик в руки, обращает внимание ребенка на то. Что у него есть уголки, предлагает ощутить их руками; кубик катать нельзя, из кубиков можно строить. Взрослый берет еще 2 кубика и вместе с ребенком начинает строить башню. Затем толчком разрушает башню и убирает два кубика. На столе остаются кубик и шарик на подносе. Взрослый просит ребенка показать, где каждый предмет, сопровождая действия словами: «Вот шарик, вот кубик».

Игра повторяется 3 – 4 раза.

  1. «Разложи правильно».

Цель: фиксировать внимание детей на различии и тождестве. Вводить в активный словарь слова кубик и шарик.

Оборудование: однотипные кубики, шарики, коробки.

Ход: на столе стоит 2 коробки. В одной лежит кубик, в другой – шарик. Взрослый берет из коробки кубик и говорит: «Это кубик». Кладет его в коробку. То же проделывает с шариком. Указывая на каждый предмет, взрослый спрашивает: «Витя, что это?» - побуждая ребенка к произнесению слов кубик, шарик. В конце игры взрослый ставит перед ребенком коробку с кубиками и шариками, предлагает разложить их по коробкам, в одной из которых лежит кубик, а в другой – шарик. «Положи шарик к шарику (показывает на шарик в коробке), кубики к кубику». Ребенок выполняет задание путем зрительного соотнесения.

При выполнения задания взрослый требует, чтобы ребенок называл раскладываемые игрушки.

  1. «Что это такое?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений.

Оборудование: объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, брусок (кирпичик), кольцо, палочка, треугольная призма (крыша).

Ход: взрослый кладет на стол шарик, кубик, брусок, кольцо, палочку, призму. «Посмотри, какие разные игрушки». — обращается он к ребенку. Показывая их поочередно, взрослый предлагает ребенку назвать предметы. Те из них, которые ребенок не может назвать, взрослый называет сам. После этого взрослый убирает все фигурки в коробку. Вынимая из коробки по 1 фигурке, взрослый просит ребенка вновь назвать каждую игрушку.

Так обыгрываются все предметы. При этом взрослый сам по несколько раз называет каждую фигурку, привлекая зрительное и слуховое внимание ребенка к форме предметов.

2 вариант

Оборудование: по 5 шариков, кубиков, брусков одного цвета, 3 пластмассовые тарелочки.

Ход: на столе ящик с фигурками и 3 пластмассовые тарелочки. В одну из них взрослый кладет шарик («Это шарик»), в другую — брусок («Это кирпичик»), в третью — кубик («Это кубик»). Взрослый объясняет ребенку задание: «Надо разложить все шарики, кирпичики, кубики, которые лежат в ящичке, по тарелочкам». Показывает, как раскладываются предметы. Берет шарик: «Шарик я положу к шарику», — кладет шарик в тарелку с шариком. То же взрослый делает с кубиком и бруском, Обращается к ребенку: «Миша, возьми шарик и положи его в тарелку с шариками». Ребенок кладет шарик в соответствующую тарелку. Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» — «Я положил шарик в тарелку». — «Посмотри, правильно ты положил?» — спрашивает взрослый. «Я положил правильно», — отвечает ребенок.

Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно разложить оставшиеся в коробке предметы по тарелочкам. Всякий раз, когда ребенок кладет предмет в тарелку, он по просьбе взрослого называет его, например: «Я положил кирпичик в тарелку». Взрослый следит за правильностью выполнения задания и речью ребенка.

В игре используется не более 3 фигур. Фигуры, названия которых ребенок запомнил, заменяются постепенно другими.

3 вариант

Оборудование: кубик, брусок, шарик, кольцо, треугольная призма; 2 дощечки с изображением данных фигур по 3 на каждой.

Ход: взрослый кладет на стол все фигурки и 2 дощечки с их изображением. Затем берет со стола кольцо, спрашивает у ребенка: «Что это?» Тот отвечает: «Это колечко». Взрослый, показывая на дощечки, спрашивает: «А где здесь колечко?» — «Вот колечко», — ребенок показывает изображение кольца. «А теперь мы положим это колечко на дощечку — вот сюда, где нарисовано колечко», — говорит взрослый и показывает, как это надо сделать. Он предлагает ребенку самому разложить фигурки по дощечкам, следя за правильным выполнением задания.

Примечание. На данном этапе замена обозначения формы объемной геометрической фигуры названием сходного по форме и знакомого ребенку предмета закономерна, допустима. Например: цилиндр — столбик, палочка, треугольная призма — крыша и т. п.

  1. «Квадрат — кружок»

Цель: формировать представление о разнообразии геометрических фигур. Закреплять понятие о сходстве и различии форм. Дать понятие о плоскостных геометрических фигурах.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры: круги, квадраты (по 5 шт.), треугольник, прямоугольник, овал одного цвета. Все круги имеют одинаковую величину (то же — и квадраты).

Ход: для того чтобы продемонстрировать разнообразие форм плоскостных геометрических фигур, взрослый выкладывает на стол квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, трапецию. Говорит: «Саша, посмотри, какие разные игрушки. Вот кружок, вот квадрат». Остальные формы не называет. Дав ребенку рассмотреть выложенные на столе предметы, взрослый оставляет на столе круг и квадрат, остальные формы убирает.

Затем взрослый берет крут: «Это кружок». Дает его ребенку, обводит круг его рукой. Берет квадрат: «Это квадрат». Аналогично обследует его рукой ребенка, обращая внимание на уголки у квадрата. Оба предмета кладет на стол. Просит ребенка показать, где кружок, где квадрат. Убедившись, что ребенок различает предметы по форме, усложняет задание: выкладывает на стол вперемешку все круги и квадраты и предлагает ему положить круги к кругам, квадраты к квадратам. Ребенок, раскладывая предметы по форме, говорит: «Это кружок. Я положу кружок сюда. Это квадрат. Я положу квадрат сюда». Так он группирует предметы по форме путем зрительного соотнесения. Взрослый следит за правильностью выполнения задания, за речью ребенка.

Примечание. Как правило, понятие круг входит в активную речь ребенка быстрее, чем слово квадрат.

2 вариант

Цель: учить различать и называть форму предметов.

Оборудование: крути и квадраты (по 5 шт.) одного цвета и величины; 2 карты; на одной в левом верхнем углу нарисован квадрат, на другой нарисован круг.

Ход: на столе перед ребенком лежат круги и квадраты, несколько левее — карты с изображением круга и квадрата. Взрослый, показывая ребенку на предметы, изображенные на картах, просит назвать их. Если ребенок затрудняется, взрослый напоминает ему название предметов. Затем, указывая на круг и квадрат, просит ребенка еще раз повторить названия фигур. Если он назовет их правильно, взрослый даст следующую инструкцию: «Положи квадрат к квадрату, кружочки к кружочкам». Ребенок выполняет задание, сопровождая его речью: «Это кружок»; «Я беру кружок»; «Я кладу кружок сюда»; «Это квадрат»; «Я беру квадрат»; «Я кладу квадрат сюда». Таким образом, ребенок, раскладывая предметы по образцу, повторяет названия фигур: круг, квадрат.

3 вариант

Цель: учить классифицировать предметы по форме, не учитывая цвет.

Оборудование: по 6 квадратов и кругов одной величины, но разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего; 2 дощечки: на одной в верхнем углу наклеен квадрат, на другой — круг, окрашенные в разные цвета.

Ход: взрослый кладет перед ребенком дощечки, фиксируя его внимание на форме предметов-образцов. Круги и квадраты находятся в коробке у взрослого. Он берет кргу такого же цвета, что и круг-образец, показывает ребенку, спрашивает: «Что это?» — «Это кружок», — отвечает ребенок. «На какую дощечку ты положишь кружок: сюда или сюда?» — спрашивает взрослый и показывает на дощечки. Ребенок говорит: «Я положу кружок сюда». Кладет его на соответствующую дощечку. Взрослый дает ребенку еще 1 круг, но другого цвета спрашивает: «На какую дощечку ты положишь этот кружок?» Если ребенок ошибается, взрослый исправляет ошибку: берет неправильно положенный круг, обращает внимание ребенка на форму предмета и кладет его на дощечку сам. Затем показывает квадрат, отличающийся цветом от образца, просит ребенка назвать предмет, показать, куда его надо положить.

Как только ребенок начинает действовать правильно, взрослый выкладывает из коробки вперемешку квадраты и круги и предлагает разложить их самостоятельно: «Положи правильно: кружок к кружкам, квадрат к квадратам».

  1. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

Оборудование: геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и такие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

Ход: в зависимости от того, какой стимульный материал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеться, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

  1. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Ход: разложить на две кучки геометрические фигуры и предметы. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ребенок ее назовет) и взрослый просит его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, взрослый предлагает ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

  1. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное восприятие формы.

Оборудование: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) — дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-домики»). В каждый комплект стимульного материала входят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Ход: детям показываются три основных фигуры (круг, квадрат, треугольник). Затем показывается карточка с изображением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давайте подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежат разные фигуры (подзывается двое детей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих домиках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облегчит воспроизведение формы.

  1. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предмета и называть его.

Оборудование: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (машинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, шарики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, чтобы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Ход: «Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно подойти к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе подарок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

Понятие о величине

  1. «Большой - маленький»

Цель: формировать представление о величине большой – маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь понятиями большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению за взрослым.

Оборудование: 2 однотипных кубика, разных по величине.

Ход: Взрослый ставит на стол 2 кубика. Обращает внимание ребенка на их различия: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Покажи, где большой кубик?». Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого показывает. «Дай мне большой кубик» - просит взрослый ребенка. Затем взрослый берет кубик и спрашивает: «Вова, какой это кубик? Большой или маленький?» - побуждая его назвать величину предмета. Если ребенок не сможет ответить, то взрослый говорит: «Это большой кубик. Вова скажи: это большой кубик». Ребенок повторяет.

Так же обыгрывается маленький кубик. Заканчивая игру, взрослый предлагает ребенку взять маленький кубик и поставить на большой.

  1. «Большой кубик – в большую коробочку»

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине. Формировать понимание слов большой и маленький. Вводить данные слова в активный словарь. Учить понимать и выполнять инструкции: возьми кубик, положи кубик в коробку. Побуждать ребенка к повторению фраз.

Оборудование: 2 коробки и несколько однотипных кубиков отличающихся величиной.

Ход: на столе 2 коробки, отличающиеся величиной. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что одна коробка – большая, а другая – маленькая. Просит: «Таня, покажи большую коробку». Ребенок показывает. При этом взрослый комментирует: «Это большая коробка». Ребенок повторяет фразу. Взрослый просит показать маленькую коробку, аналогично сопровождая действия словами. Ребенок повторяет. Затем взрослый ставит 2 контрастных по величине кубика, указывает на это различие: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Таня, покажи, где большой кубик, где маленький кубик?». Ребенок показывает и называет: «Вот большой кубик, вот маленький кубик».

Взрослый ставит на стол несколько больших и маленьких кубиков и просит ребенка: «Возьми большой кубики и положи в большую коробку». Помогает ребенку правильно выполнить задание. Затем просит ребенка взять маленький кубик и положить в маленькую коробку. Оставшиеся предметы ребенок по образцу раскладывает по коробкам. В конце игры взрослый просит дать ему большую и маленькую коробки с кубиками; ребенок дает и говорит: «На большую коробку. На маленькую коробку».

  1. «Почтовый ящик»

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине. Формировать понимание слов большой и маленький. Вводить данные слова в активный словарь.

Оборудование: ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; шарики разного размера.

Ход: Ребенку дают ящик, с одной стороны он открыт, и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: «Вот большой шарик». Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его. «А это маленький шар (маленький шар ребенка тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький — в маленькое». Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.

2 вариант

Оборудование: ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; шарики и кубики разного размера

Ход: берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом этапе ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. В ходе игры у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция:» В большое окошко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик». Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличиваются. Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку.

  1. «Большая и маленькая собачки»

Цель: фиксировать внимание детей на величине предметов и ее словесном обозначении. Расширять активный словарь каждого ребенка за счет качественных прилагательных (большой, маленький).

Оборудование: 2 игрушечных собачки и тарелки соответствующие им по величине.

Ход: Взрослый поочередно ставит на стол собачек, обращает внимание на их величину: «Это большая собачка. Это маленькая собачка. Витя, подскажи, где маленькая собачка?». Ребенок показывает. «А это большая или маленькая собачка?», - спрашивает взрослый, указывая на большую игрушку, побуждая ребенка к произнесению слова большая. «Собачки хотят кушать. Витя, покорми собачек». Взрослый поочередно ставит на стол тарелки. Это – большая тарелка. Это – маленькая тарелка. «Витя, из какой тарелки будет кушать эта собачка, из большой или маленькой?» - спрашивает взрослый, указывая на большую собачку. «А эта?» - указывая на маленькую собачку, побуждая ребенка к произношению слов большой, маленький.

  1. «Положи кукол спать»

Цель: закреплять в активном словаре ребенка названия величины предмета: большой, маленькой. Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета, расширять способы выполнения заданий: продолжать формирование фразовой речи, включающей простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Оборудование: большая и маленькие куклы и соответствующая им по величине кровати с постельными принадлежностями.

Ход: взрослый ставит перед ребенком 2 кровати: большую и маленькую. Спрашивает: «Какая это кроватка?» — указывает сначала на большую, затем на маленькую кровать. Малыш отвечает. Аналогичные вопросы взрослый задает ребенку, показывая ему двух кукол. Затем предлагает положить спать сначала большую куклу и констатирует действия ребенка: «Правильно, Саша, ты положил большую куклу спать на большую кроватку». Затем ребенок укладывает на маленькую кровать маленькую куклу.

  1. «Куклы идут гулять»

Цель: закреплять в активном словаре ребенка названия величины предмета: большой, маленькой. Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета, расширять способы выполнения заданий: Продолжать формирование фразовой речи, включающей простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Оборудование: 2 куклы, отличающиеся величиной, предметы одежды.

Проведение аналогично предыдущей игре.

  1. «Чем отличаются картинки?»

Цель: закреплять в активном словаре ребенка названия величины предмета: большой, маленькой. Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета, расширять способы выполнения заданий: Продолжать формирование фразовой речи, включающей простые распространенные предложения. Совершенствовать структуру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Оборудования: предметные картинки, на которых изображено по 2 одинаковых предмета, отличающихся величиной.

Ход: взрослый показывает ребёнку предметную картинку с изображением 2 матрешек, контрастных по величине. «Кто это?» — спрашивает взрослый, указывая на матрешек. «Это матрешки», — отвечает ребенок. «Посмотри, какие красивые матрешки! Это большая матрешка, а это маленькая» — говорит взрослый, соответствен но указывая на матрёшек. Обращается к малышу: «Покажи маленькую матрешку». Ребенок показывает. «А эта матрешка большая или маленькая"?» — продолжает взрослый. «Это большая матрешка», — отвечает ребенок.

Взрослый кладет карточку, на которой нарисованы - 2 контрастных по величине цветка. «Что это?»— спрашивает взрослый. «Это цветочки», — отвечает ребенок. «Какой это цветок, большой или маленький — спрашивает взрослый, указывая на большой цветок. Ребенок должен назвать величину цветка. Если он ошибся в определении величины, взрослый поправляет его и вновь ставит тот же вопрос, но при этом указывает на маленький цветок.

Таким же образом обыгрываются предметные картинки с изображением .2 контрастных по величине предметов. За одну игру может быть обыграно до 4—б предметных картинок.

Постепенно взрослый переходит к предметным картинкам, на которых изображено по 3 - 4 однородных предмета: 2— 3 из них одной величины, а один поменьше (побольше).

  1. «Пирамидка»

Цель: учить складывать пирамидку с учетом величины колец.

Оборудование: пирамидки из 3—5 колец, у которых разница в величине ярко выражена.

Ход: игра проходит в 2 этапа.

Первый этап — выполнение задания по инструкции. Взрослый ставит перед ребенком пирамидку из 5 колец. Проводит рукой по ее поверхности сверху до низа. «Вот какая горка». Предлагает ребенку тоже провести рукой по пирамидке, чтобы ощутить, как она расширяется книзу. Затем ребенок по просьбе взрослого разбирает пирамидку. Снятые кольца взрослый перемешивает и обращается к ребенку «Возьми большое колечко». Ребенок берет. «Какое ты взял колечко?» »— спрашивает взрослый. «Я взял большое колечко». — отвечает ребенок. Колечко надевается на стержень пирамидки. После этого взрослый вновь обращается к ребенку: «Возьми большое колечко и надень его на пирамидку». Ребенок выбирает из оставшихся колец большее и надевает его. Так каждое последующее его действие предваряет инструкция взрослого: «Возьми большое колечко и надень на пирамидку, наконец, когда остается последнее кольцо, взрослый спрашивает: «Какое это колечко?» - «Маленькое», - отвечает ребенок. Когда пирамидка собрана, взрослый предлагает ребенку вновь провести рукой по ее поверхности, чтобы ощутить горку, почувствовать, как пирамидка постепенно расширяется. На втором этапе ребенок начинает складывать пирамидку самостоятельно иди с небольшой помощью взрослого.

Вначале ребенку предлагается пирамидка из 3 колец. Взрослый говорит: «Сними все колечки, а потом собери пирамидку правильно», если ребенок ошибается, взрослый говорит: «Ты неправильно надел это колечко. Положи его на стол, найди большое колечко». Ребенок сравнивая величину колец, должен найти необходимое кольцо и надеть его на пирамидку.

Постепенно число колец увеличивается до 4—6.

На этом этапе совершенствуется способ выполнения задания: от проб ребенок переходит к примериванию и зрительному соотнесению.

Для этой же цели, т.е. закрепления в активном словаре названия величины (большой, маленький) и совершенствования способа выполнения задания, может служить 3— 4-местная матрешка.

  1. «Положи правильно»

Цель: учить классифицировать предметы по величине без учета цвета.

Оборудование: 2 группы кругов (по 5 шт. в каждой) различной величины. Круги окрашены в основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый. 2 дощечки: на одной в левом верхнем углу наклеен большой круг, на другой – круг меньшего размера, оба круга-образца одного цвета.

Ход: Взрослый кладет дощечки вплотную друг к другу, чтобы ребенку было легче соотносить предметы по величине. Показывая образцы, он спрашивает ребенка: «Что это?» - «Это кружочки», отвечает ребенок.

«Покажи, где большой кружок? Где маленький?» — просит взрослый. Ребенок показывает. Взрослый выкладывает вперемешку круги. «Посмотри, сколько кружков. Все они разные: и большие, и маленькие», — говорит взрослый, обращая внимание ребенка на величину кругов. «Возьми большой кружок. На какую дощечку ты его положишь?» Ребенок показывает и говорит: «Я положу кружок сюда». Взрослый просит ребенка взять еще большой круг и положить на соответствующую дощечку, а затем взять маленький крут (во избежание стереотипности в действиях ребенка).

Затем взрослый предлагает ребенку взять одновременно большой и маленький круги и разложить их по дощечкам. «Какие ты взял кружочки?» — спрашивает взрослый. «Я взял большой и маленький кружки», — отвечает ребенок. Взрослый просит ребенка показать, на какие дощечки он положит взятые им кружочки. Если ребенок с заданием справляется, взрослый предлагает ему разложить оставшиеся круги по дощечкам самостоятельно.

Таким же образом группируются но величине и квадраты.

  1. «Закрой окошки»

Цель: учить классифицировать предметы по величине.

Оборудование: карта с 3 большими (диаметр 7 см) и 2 маленькими (диаметр 5 см) кругами, а также с 2 большими (6 см Х 6 см) и 2 маленькими (4 см Х 4 см) квадратами. Соответствующие фигурам вкладыши.

Ход: взрослый ставит перед ребенком карту, указывает на формы на ней: «Это окошки». Обращает внимание ребенка на то, что окошки разные, просит назвать их форму и величину. «Это большой кружок, а это маленький кружок. Это большой квадратик, это маленький квадратик», — говорит ребенок. Взрослый раскладывает вкладыши. «Что это?» — спрашивает он ребенка, указывая на вкладыши. «Это квадратики, кружочки», — отвечает ребенок. «Этими квадратиками, кружочками надо закрыть окошки. Я возьму кружок и закрою им вот это маленькое окошко», — говорит взрослый и ставит вкладыш. Предлагает ребенку взять большой кружок и закрыть им соответствующее окошко. Так закрываются все отверстия. По просьбе взрослого ребенок сопровождает свои действия речью, например: «Я взял большой кружок», или «Я закрыл большое окошко» и т. п.

Взрослый следит за правильностью выполнения задания, в частности — чтобы маленькие вкладыши ребенок не вставлял в большие окна той же формы.

  1. «Матрешки»

Цель: учить классифицировать предметы по величине.

Оборудование: 3 большие карты, на которых нарисованы матрешки разных размеров, и 18 маленьких карточек с изображением одежды, посуды, игрушек разной величины.

Ход: Взрослый показывает ребенку большие карты, спрашивает: «Что здесь нарисовано?» Ребенок отвечает: «Здесь нарисованы матрешки». Взрослый просит его показать вначале большую матрешку, а потом маленькую. Ребенок, указывая на большую матрешку, говорит: «Это большая матрешка. А это маленькая матрешка». Показывает и на маленькую матрешку. «Положи матрешек по росту. Возьми большую матрешку и положи ее сюда», — говорит взрослый, указывая определенное место. Остальные 2 матрешки путем зрительного соотнесения ребенок последовательно кладет по росту.

Взрослый дает ребенку по 3 карточки с изображением платья и платка. «Какое платье ты отдашь большой матрешке?» — спрашивает взрослый. Ребенок берет карточку с большим платьем и говорит: «Большое платье я отдам большой матрешке», — и кладет карточку рядом с большой матрешкой. «Дай и этим матрешкам платья», — говорит взрослый. Ребенок раскладывает около матрешек карточки с платьями, зрительно ориентируясь на величину объектов.

Так обыгрываются и остальные карточки с изображением платка, посуды и игрушек.

  1.  «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).

Оборудование: набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответствии с палочками.

Ход: «Посмотри, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нравились. Но вот вдруг, откуда ни возьмись, поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторвались от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неделю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой палочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются палочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем поэтому же методу раскладываются «шары» — от самого большого до самого маленького.

Далее сопоставляются палочки и круги. Можно перемешать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно установить соотношение между элементами по величине и длине.

  1. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Оборудование: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных размеров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры.

Ход: «У вас на столах есть фигуры. Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребенок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

Понятие о цвете

Цель: познакомить детей с 2 основными цветами, их словесным обозначением. Учить соотносить предметы по цвету.

Оборудование: по три кубика красного и синего цвета.

Ход: взрослый ставит на стол кубик красного и синего цвета на некотором расстоянии друг от друга. В коробочке лежат остальные кубики. Взрослый обращается к ребенку: «Миша, возьми из коробки такой же красный кубик». Указывает на предмет, лежащий на столе. «Положи его около красного кубика». Ребенок выполняет инструкцию. Затем взрослый говорит, показывая на синий кубик: «Миша, возьми из коробки такой же синий кубик и положи его около синего кубика». Указывая на предмет. Таким образом, раскладываются остальные кубики. Когда ребенок достает из коробки кубик, он, повторяя за взрослым, называет его цвет.

Таким образом, можно обыгрывать палочки, шарики и другие однотипные предметы.

  1. «Надень шапочку»

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету, выделять и называть красный цвет и выполнять инструкции: надень, покажи. Познакомить с понятием зеленый цвет.

Оборудование: пирамидки, колпачки разных цветов красного и зеленого.

Ход: Взрослый показывает ребенку красную пирамидку: «Красная пирамидка». Подчеркивает название цвета интонацией голоса. Ставит на стол зеленую пирамидку: «Это зеленая пирамидка». Просит ребенка показать, где красная пирамидка, а где зеленая. Если ребенок ошибается, показывает сам, добиваясь от него правильного выполнения задания.

Взрослый показывает ребенку красный колпачок: «Вот красная шапочка. Я надену красную шапочку на красную пирамидку». Надевает. Аналогично демонстрирует зеленый колпачок. Затем снимает колпачки с пирамидок. Дает ребенку красный колпачок и спрашивает: «Какого цвета шапочка?». Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого называет цвет. «Вова, надень красную шапочку на пирамидку красного цвета». После того как ребенок выполнит задание, взрослый снимает красный колпачок с пирамидки и дает ребенку. «Вова, надень зеленую шапочку на пирамидку зеленого цвета». После выполнения ребенком инструкции, взрослый кладет перед ним сразу оба колпачка и просит надеть их на пирамидки.

Аналогичная работа проводится с другими основными цветами.

Игра повторяется 3 – 4 раза. При этом полезно менять порядок подачи колпачков и расположение пирамидок, чтобы ребенок при выполнении задания ориентировался именно на цвет, а не механически одевал колпачки на пирамидки.

  1. «Цветные предметы»

Цель: фиксировать внимание детей на тождестве предметов по цвету, словесном их обозначении. Учить выделять и называть красный и желтый цвета, выполнять действия: возьми, поставь, покажи.

Оборудование: кубики желтого и красного цвета, соответственно окрашенные дощечки.

Ход: взрослый кладет на стол дощечки, называет их цвет. Берет красный кубик: «Это красный кубик». Обращается к ребенку: «Вова, покажи красную дощечку. Если ребенок ошибается, взрослый подносит к дощечке кубик: «Красный кубик и дощечка красная». Берет желтый кубик: «Это желтый кубик. Вова, попроси у меня кубик». — «Дай кубик». Взрослый отдает предмет: «Поставь желтый кубик на желтую дощечку»,

Затем взрослый дает ребенку красный кубик. «Какого цвета кубик?» — спрашивает он и сам же отвечает: «Это красный кубик. Поставь красный кубик на красную дощечку». Ребенок выполняет инструкцию. Перед ним ставится коробка с кубиками. «Вова, поставь желтые кубики на желтую дощечку, красные кубики — на красную дощечку», Всякий раз, когда малыш берет в руку предмет, взрослый называет его цвет, побуждая ребенка к повторению. Когда кубики будут разложены по дощечкам, взрослый просит: «Вова, дай мне желтые кубики». Ребенок дает. Взрослый берет с дощечки красный кубик и вновь спрашивает: «Какого цвета кубик?» — стремясь к тому, чтобы ребенок назвал его цвет.

Для закрепления понятия красный цвет, введения этого понятия в активный словарь ребенка взрослый при обыгрывании 2 других основных цветов (зеленого и синего) включает предметы и красного цвета.

  1. «Каждой палочке свое колечко»

Цель: учить устанавливать тождество предметов по цвету.

Оборудование: по 2 стержня на подставках: красный и синий, зеленый и желтый; по 5 колец основных цветов.

Ход: взрослый ставит перед ребенком подставку с красным и желтым стержнями и раскладывает вперемежку кольца. Затем берет красное колечко, показывает ребенку, говорит: «Это колечко — красное». Подносит к красному стержню: «И палочка красная. Красное колечко я надену на красную палочку». Надевает и обращается к ребенку: «Возьми красное колечко и надень на красную палочку». Ребенок надевает. «А теперь возьми вот это колечко, — говорит взрослый, показывая на синее колечко. — Это синее колечко. Покажи синюю палочку. Надень на нее колечко». Ребенок надевает. «Правильно», — говорит взрослый.

Указывая на красное колечко на стержне, взрослый просит ребенка назвать его цвет. Ребенок называет. «А теперь положи вот сюда все красные колечки». Ребенок отбирает красные кольца. «А эти колечки какого цвета?» — спрашивает взрослый. Ребенок самостоятельно или повторяя за взрослым называет цвет колец — синий.

«А где синяя палочка?» — спрашивает взрослый. — Надень синие колечки на синюю палочку, красные колечки на красную палочку». После того как ребенок закончит задание, взрослый просит его показать красные и синие кольца и назвать их цвет. Если малыш сам этого сделать не может, взрослый помогает ему.

Затем взрослый ставит следующую подставку с зеленым и желтым стержнями, выкладывает кольца и ребенок под контролем взрослого надевает кольца на стержни. Аналогично называется цвет колец и стержней.

  1. «Собери пирамидку»

Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету; выделять названный цвет из 2—3 других; самостоятельно определять цвет предмета по инструкции взрослого. Продолжать работу по формированию фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Оборудование: пирамидки 4 основных цветов из 3 колец каждая.

Ход: на столе находятся пирамидки красного и синего цвета. Взрослый показывает ребенку красную пирамидку и спрашивает: «Какого цвета пирамидка?» Тот отвечает: «Красная». Взрослый дает образец ответа: «Это красная пирамидка». Ребенок повторяет. «А эта какого цвета?» — спрашивает взрослый, указывая на синюю пирамидку. Если малыш ошибается при назывании цвета, взрослый отвечает сам.

Он предлагает ребенку снять с пирамидки кольца и положить их на стол. Оба стержня пирамидок ставятся перед ребенком. Взрослый перемешивает кольца и просит ребенка вновь поочередно собрать пирамидки, подбирая кольца не только по цвету, но и по величине. Если ребенок при складывании пирамидки ошибается, взрослый его поправляет: «Неправильно. Сними колечко, положи его на стол и посмотри, какое колечко надо надеть на эту пирамидку».

В зависимости от характера допущенной ошибки взрослый обращает внимание ребенка на цвет или величину неправильно надетого кольца.

Аналогично обыгрываются пирамидки зеленого и желтого цвета.

  1. «Разложи шарики по коробочкам»

Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету; выделять названный цвет из 2—3 других; самостоятельно определять цвет предмета по инструкции взрослого. Продолжать работу по формированию фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений. Совершенствовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грамматический строй.

Оборудование: коробочки и шарики 4 основных цветов.

Ход: взрослый ставит на стол в один ряд поочередно цветные коробочки, называя их цвет. Показывает на шарики, лежащие в коробке: «Посмотри, какие красивые шарики: и желтые, и красные, и зеленые, и синие». Вынимает из коробки шарик. «Это красный шарик. Я положу его в красную коробочку». Подносит шарик к коробочке так, чтобы ребенок мог установить тождество цвета шарика с цветом коробочки, и кладет шарик. Дает ребенку синий шарик: «Это синий шарик. Покажи синюю коробочку». Ребенок показывает, получает шарик и кладет его в коробочку. Шарики даются ребенку по одному. Порядок подачи шариков взрослый постоянно меняет, чтобы избежать стереотипности в действиях ребенка. Если ребенок при соотнесении цвета не ошибается, взрослый ставит перед ним коробку с оставшимися шариками и предлагает самостоятельно разложить шарики по коробочкам.

При выполнении задания ребенок самостоятельно или повторяя за взрослым, называет цвет шарика или коробочки. Если малыш при самостоятельном действии ошибается, взрослый останавливает его и предлагает установить тождество цвета шарика и коробочки. Для его установления ребенок подносит шарик к коробочкам. Когда он разложит все шарики, взрослый просит его еще раз самостоятельно или с помощью взрослого назвать цвет коробочки.

  1. «Найди место каждой игрушке»

Цель: учить классифицировать предметы по 2 признакам: цвету и форме.

Оборудование: 4 дощечки и по 4 квадрата, круга, треугольника, овала 4 основных цветов.

Ход: взрослый кладет перед ребенком дощечки 4 основных цветов. Коробка с цветными геометрическими фигурами находится у взрослого. Он вынимает из коробки квадрат зеленого цвета, спрашивает: «Что это?» — «Это квадратик», — отвечает ребенок «Какого цвета квадратик?» — спрашивает взрослый. «Квадратик зеленый», — говорит ребенок. «На какую дощечку ты положишь квадратик?» — задает вопрос взрослый. «Я положу на эту дощечку», — говорит ребенок, берет у взрослого квадрат и кладет на зеленую дощечку. Аналогичное задание проводится с зеленым крутом. «А эта игрушка какого цвета?» — спрашивает взрослый, показывая трапецию. «Эта игрушка красная, — отвечает малыш. —Я положу ее на красную дощечку».

Как только взрослый увидит, что ребенок правильно раскладывает по дощечкам геометрические фигуры, ориентируясь только на их цвет, он выкладывает на стол оставшиеся у него фигуры и предлагает ребенку самостоятельно разложить их по дощечкам.

Все формы геометрических фигур, кроме квадрата и круга, взрослый обозначает словом игрушка.

  1. «Что нарисовано на картинке?»

Цель: учить классифицировать предметы по 2 признакам: цвету и величине.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: ребенок вместе с взрослым рассматривает предметную картинку, на которой изображены 2 скамейки: большая зеленая и маленькая красная. Взрослый указывает на большую скамейку, спрашивает: «Вова, какая это скамейка, большая или маленькая?» — «Эта скамейка большая», — отвечает ребенок. «Какого цвета эта скамейка?» — «Скамейка зеленая», — говорит малыш. «А эта скамейка какого цвета?» — спрашивает взрослый, указывая на маленькую скамейку. «Эта скамеечка красная», — отвечает ребенок.

Взрослый кладет следующую предметную картинку с изображением кубиков 4 основных цветов. Один из них отличается величиной — он большой. «Что здесь нарисовано?» — спрашивает взрослый. «Кубики», — отвечает ребенок. Указывая на большой кубик, взрослый просит назвать его цвет. Ребенок называет: «Это красный кубик». — «Этот кубик большой или маленький?» — спрашивает взрослый. «Это большой кубик», — говорит ребенок. Взрослый указывает на изображения маленьких кубиков, спрашивает об их величине. «Эти кубики маленькие»,— поясняет ребенок. «Какого цвета эти кубики?» Ребенок, поочередно указывая на предметы, называет их цвет: «Этот кубик зеленый, этот кубик желтый, этот кубик синий».

Так могут обыгрываться и другие предметные картинки, на которых изображены однотипные предметы, отличающиеся цветом и величиной.

  1. «Разложи картинки по цвету»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету и по способу действия с ними.

Оборудование: 8 предметных картинок: красного цвета шарф и платье; зеленого — огурец, машина; синего—кубик, пирамидка; желтого — репа, ботинки.

Ход: взрослый раскладывает вперемешку (по цвету) предметные картинки и предлагает ребенку выбрать картинки одного цвета. Ребенок берет картинку: «Это красное платье». Кладет ее на указанное место. Рядом с изображением платья он помещает предметную картинку с изображением красного шарфа, говорит: «Я положил красный шарф». На вопрос взрослого, что делают с шарфом и платьем, ребенок отвечает: «Платье и шарф надевают». Затем ребенок кладет рядом картинки с изображением огурца и машины, поясняет: «Это огурчик, он зеленый. И машинка зеленая». Взрослый спрашивает, что ребенок делает с машиной, огурцом. «Огурчик я кушаю, машинкой играю», — отвечает ребенок. Так же ребенок группирует по цвету, оставшиеся предметы и по просьбе взрослого называет основное действие, выполняемое с каждым предметом.

  1. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Оборудование: игрушки, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пирамидки, мячи и т. д.).

Ход: Все игрушки расставляются на столе в определенном порядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет расположение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок может и сам создавать путаницу, придумывая самые невероятные ситуации.

  1. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: карточки с изображениями чашек и ручек к-ним разных цветов.

Ход: «У бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Давай поможем бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, взрослый показывает ему, каким образом необходимо искать парные карточки. Затем это задание выполняет самостоятельно.

  1. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Оборудование: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нитки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: флажок, мишка, мяч и т. д.).

Ход: на двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоятельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

  1. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Оборудование: рисунок шаров (5 -10 штук) овальной и круглой формы, флажок.

Ход: «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

Тактильное восприятие

  1. «Поймай киску»

Цель: коррекция тактильного восприятия

Оборудование: мягкая игрушка кошки.

Ход: педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: формировать целенаправленное тактильное восприятие формы.

Оборудование: различные по фактуре предметы, непрозрачный мешочек.

Ход: в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

  1. «Платочек для куклы»

Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

Оборудование: куклы, платочки разной фактуры, мешочек.

Ход: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

  1. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Цель: определение предметов по фактуре материала.

Оборудование: предметы разной фактуры.

Ход: ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

  1. «Догадайся, что за предмет»

Цель: определение предметов по фактуре материала.

Оборудование: предметы разной фактуры.

Ход: на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

  1. «Найди пару»

Цель: определение предметов по фактуре материала.

Оборудование: пластинки, оклеенные бархатом, меловой бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ход: ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Аналогично игру можно провести, предлагая детям разобрать семена (гороха, семечек, риса и т.п.) на группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...

Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса

Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....