Основные направления работы учителя-дефектолога в проекте Микрореабилитационный центр
проект по коррекционной педагогике

В статье описывается работа учителя-дефектолога отделения ранней помощи в проекте "Микрореабилитационный центр на дому"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_raboty_mts.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы учителя-дефектолога в проекте

Домашний микрореабилитацонный центр на дому.

Домашний микрореабилитационный центр (далее – ДМРЦ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: технические средства реабилитации и абилитации, в том числе реабилитационные и коррекционно-развивающие игры, адаптированную жилую среду, реабилитационные технологии, реабилитационные программы и программы работы с семьей ребенка-инвалида в домашних условиях, специалистов и родителей, осуществляющих предоставление реабилитационных услуг, методы оценки результативности реабилитации и коррекционно-развивающей работы. Таким образом, технология ДМРЦ предусматривает перемещение центра тяжести реабилитационной работы в семью, так как реабилитационную среду создают в домашних условиях в привычной для ребенка благоприятной атмосфере.

В проекте Домашний микрореабилитацонный центр на дому работает команда специалистов, в числе которых учитель-дефектолог.

Основными направлениями работы учителя-дефектолога в проекте Домашний микрореабилитацонный центр на дому являются:

-  Диагностическое направление (проведение социальной и психолого-педагогической диагностики)

- Аналитическое направление (анализ результатов диагностики и составление индивидуальной программы реабилитации в семье, помощь в подборе реабилитационного оборудования).

-  Коррекционно-развивающее направление (индивидуальные занятия на дому).

-   Консультативное направление

-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) для повышения их уровня социально-педагогической компетенции в вопросах развития, воспитания и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе дистанционном формате.

-обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей.

Работа учителя-дефектолога  с семьей, имеющего ребенка-инвалида или ребёнка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

К наиболее востребованной форме работы Домашнего Микрореабилитационного центра относится визитирование специалистов и оказание реабилитационных услуг на дому. Более подробно хотелось бы рассказать о формах работы с семьей.

Формы проведения работы с родителями: 

  1. Беседы, консультации, тесты-опросники, где родители могут в узком кругу поговорить о насущных проблемах индивидуально и путях их решения.

  1. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
  2. Подбор прокатного оборудования. Учитель-дефектолог, учитывая особенности развития ребенка, подбирает развивающие пособия и игры. При встрече с родителем, показывает как с ним играть и какие варианты упражнений можно выполнять с данным пособием.

3. Практическая деятельность педагога с родителями - интересная и результативная форма работы с родителями - это практикумы, мастер-классы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке.

4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком.

Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в игровых заданиях и упражнениях.

5. Показ коррекционно- развивающих занятий учителя-дефектолога.

Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка со стороны в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.

Организация подобного проекта помогает семьям, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

       В 2021-2022 году поддержку получили 20 семей , воспитывающих детей-инвалидов, в том числе проведено  обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования, оказана консультативная помощь в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей, в том числе в дистанционном формате (сопровождение).

Из личного опыта учителя-дефектолога

ЦСПСД «Семья» г. Новосибирск

Батаногова Я.С.

Литература:

Здесь и далее материалы подготовлены с использованием учебно-методического пособия Лысенко А.Е., Казунина И.И. «Инновационная технология комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи «Домашний миерореабилитацонный центр»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя-дефектолога

Чем мы занимаемся на занятиях дефектолога в средней группе...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

основные принципы работы учителя-дефектолога

данный материал предназначен для воспитателей, дефектологов, студентов...

" Основные направления работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре",учебно-методический материал

Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Выделяются два аспекта: психологическ...

Направления работы учителя-дефектолога в группе детей с ТМНР

Материал представлен в виде презентации для учителей дефектологов, работающих с детьми с ТМНР...

направление работы учителя-дефектолога

направление работы учителя-дефектолога...

Направления работы учителя-дефектолога

Диагностическое направлениеЦель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для...