Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Марьясова Наталья Петровна
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika_dlya_vospitateley.pptx69.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи » Учитель-логопед Марьясова Н.П.

Слайд 2

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.

Слайд 3

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

Слайд 4

Периоды формирования грамматического строя речи по А.Н.Гвоздеву Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес ). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. (бух, би-би , му , мяу).

Слайд 5

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года). В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени смешиваются формы мужского, женского, среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе – толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий элемент – предлог.

Слайд 6

Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет ). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

Слайд 7

Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Слайд 8

Формирование грамматически правильной речи осуществляем двумя путями: В обучении на занятиях. В воспитании грамматических навыков в повседневном общении. К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение

Слайд 9

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: Ехать – приезжай , махать – маши, искать – ищи. Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу. Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика. Объяснение , как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить. Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и другие. Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

Слайд 10

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

Слайд 11

Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков. Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает : - Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли , хотят ли они лепить снеговика. Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами. Наиболее часто используемые игры: «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных), «Поручения» (на образование форм повелительного наклонения глаголов) В процессе упражнения «Загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов (Отгадайте кто это? Рыжая, пушистая т. п.) Игра «Узнай, кто это», воспитатель а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах, дети называют- кто это. Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без …. носков). « О чем так можно сказать большой (большая, большое) ?»). Игры :«мебель для Мишутки» ,один-много, чего не стало, игра «Жадина», игра «Хвастунишка», Прятки(откуда достанешь предмет),Паша и Маша друзья, чей хвост, голова ,чьё ухо. Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т.п. Подобные правила касаются норм литературной речи. Их дети должны знать, использовать при исправлении собственных ошибок. Работа по сюжетным картинкам с заданиями: Ответь на вопрос "Кого ты видишь?" (вижу щенка, ежика, юлка; вижу бабочку, кошку, собаку). — кого кормит Саша? (кормит щенка ); - у кого удочка? (удочка у Миши ); — у кого морковка? (морковка у зайчика); Игра на образование приставочных глаголов-«Птичка летала» и т.д.

Слайд 12

Таким образом, конкретное содержание работы по формиро­ванию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики и возрастными осо­бенностями детей и осуществляется параллельно с развитием других сторон речи. Состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин: Общих психофизиологических закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления и т. д.). Запаса знаний и словаря, состояния фонематического слу­ха и речедвигательного аппарата. Трудности усваиваемой грамматической категории. Состояния грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, родственники детей), степени педагогического контроля пра­вильности речи ребенка.

Слайд 13

Рекомендуемая литература: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР Рабочие тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности

Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»

        Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка....

Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Дано описание методов и приемов коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

"Методы и приемы обучения дошкольников и их родителей в процессе проектной деятельности"

laquo;Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»...

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения»

В данном материале рассказывается о метадах и приемах работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Указаны как дидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на стимуляцию и разв...