Краткосрочный педагогический проект на тему: «Скоро в школу мы пойдём!» в подготовительной группе с ТНР 6-8 лет.
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Черемных Марина Сергеевна

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

     Главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu_my_poydem.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

в подготовительной группе (6-8 лет)

на тему:

«Скоро в школу мы идём!»

 

                                                                       Воспитатели: Шалимова Н.А.

Черемных М.С. 

2021 год

 Краткосрочный педагогический проект на тему:

«Скоро в школу мы пойдём!» в подготовительной группе с ТНР 6-8 лет.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (01.09.21-10.09.21г.г.).

Возраст: 6-8 лет.

Участники: воспитатели, логопед, дети подготовительной группы №16, родители.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Актуальность: Поступление в школу - качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

     Главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми.

      Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата. 

     Проблема: Недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе повлияла на разработку и реализацию  проекта  «Скоро в школу мы пойдём!»  с детьми подготовительной к школе группы от 6-8 лет.

     Цель: формирование у детей представлений о школе и положительное отношение к школьной жизни.

     Задачи:

- Формировать представления детей о школе и ее значении;

- Развивать навыки общения  и работы в коллективе;

- Воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам;

- Повысить компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества (консультации, памятки).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- Расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;

- Повышение педагогической компетентности всех участников проекта.

- Продукт проектной деятельности: выставка детского творчества;

формирование у детей мотивационной готовности к школе;

Аннотация проекта:

     Работа направлена на формирование у детей мотивационной готовности к школе; расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; повышению грамотности родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе.

     Данный проект был реализован в рамках комплексно-тематического планирования «Дня знаний» и состоит из трех этапов: первый этап - подготовительный: накопление знаний, второй этап - основной: совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. И третий этап - заключительный: подведение итогов, результатов.

Первый этап - подготовительный:

постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющихся условий в группе и на территории ДОУ; подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т.п.), составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей;

подготовка к празднику «День знаний» в ДОУ;

привлечение внимания родителей к проблеме недостаточного формирования у детей мотивационной готовности к школе.

Второй этап - основной (практический):

     Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа воспитателя и логопеда с детьми, работа воспитателя с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Второй этап - это реализация плановых мероприятий:

1.    Работа воспитателя с детьми:

С детьми проводились:

- беседы и занятия - «Что такое школа?», «Как себя надо вести в школе», «Почему нужно знать много», «Почему дети учатся в школах», проблемная ситуация «Если бы не было школы», «Ознакомление со школой», рисование «Как я представляю себе школу», лепка «Школьные принадлежности»;  
 - чтение художественной литературы:  А. Алексин «Первый день», А. Барто «В школу», В. Берестов «Читалочка», Л. Воронкова «Подружки идут в школу», Л.Н. Толстой «Филлипок», С.Я. Маршак «Первый день календаря»;

- чтение пословиц и поговорок о школе, школьной жизни;

- сюжетно-ролевые игры на тему «Школа», «Магазин школьных принадлежностей», «Я – учитель», изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок;

- слушание музыки и песен о школе;

-  рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;

- организация и участие в  развлечении на тему: «День знаний».

- физкультминутки;

- артикуляционная гимнастика «Скоро в школу мы пойдем»;

- пальчиковая гимнастика;

Физкультминутка «Скоро в школу».

Скоро в школу мы пойдём (шагаем)

И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки)

В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)

В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)

И учиться все на пять! (показать 5 пальцев)

Пальчиковая гимнастика

Скоро в школу я пойду

В школу осенью пойду. 

(«шагают» пальцами по столу)

Там друзей себе найду, 

(загибают пальцы по одному)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду, 

(сжимают и разжимают кулачки)

Но свой садик не забуду!  (Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»)

Портфель

Семь вещей у нас в портфеле: 

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Промокашка и тетрадь, 

(загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш. 

(Никитина А.В. «33 лексические темы»)

Артикуляционная гимнастика

"Часики"

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так»(10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

"Окошко"

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

"Улыбка"

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

"Чистим зубки"

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней и наружной стороны, делая движения из стороны в сторону.

"Пожуем блинчик"

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

"Вкусное варенье"

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

"Ступеньки"

Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

Описание :чередование«чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

"Колокольчик"

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

2.    Работа воспитателя с родителями (заключается в просвещение родителей по данной теме проекта, а именно):

Консультация для родителей «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»;

Памятка  «Советы родителям будущих первоклассников»;

Индивидуальная беседа «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»;

Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»;

Консультации для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет»;

Консультации для родителей  «Навыки первоклассника»;

Консультация  для родителей  «Как выбрать школу?».

3.    Совместная деятельность детей и родителей:

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности, заключающейся в обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».  

Третий этап - заключительный:

(выставка работ детского творчества).

    Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество воспитателя с родителями воспитанников, результатом которой стало пополнение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».  

План реализации проекта «Скоро в школу мы пойдем!» в подготовительной группе для детей с ТНР

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Организация и участие в развлечении на тему: «День знаний»;

Беседа на тему: «Что такое школа?».  Рассматривание иллюстраций о школе.

01.09.21

Воспитатели

Логопед:

Хлопина С.В.

Муз. руководитель

Физ. руководитель

2

Беседа на тему: «Почему дети учатся в школах», Рисование «Как я представляю себе школу».

02.09.21

Воспитатели

3

Беседа на тему: «Как себя надо вести в школе».

03.09.21

Воспитатели

4

Беседа на тему: «Почему нужно знать много»;

лепка «Школьные принадлежности».

07.09.21

Воспитатели

5

Чтение художественной литературы; чтение пословиц, загадок и поговорок о школе и школьной жизни.

01.09-10.09.21

Воспитатели

Логопед:

Хлопина С.В.

6

Сюжетно-ролевые игры; дидактически и подвижные  игры; слушание музыки; рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

01.09-10.09.21

Воспитатели

7

Пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; физкультминутки

01.09-10.09.21

Воспитатели

Логопед:

Хлопина С.В.

Ресурсное обеспечение:

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;

СанПиНы 2.4.1.3049-13;

Устав.

     Риски:

Низкая заинтересованность родителей;

Низкая заинтересованность детей.

     Пути преодоления рисков:

Для повышения интереса родителей необходимо проводить консультации, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми;

Для повышения интереса детей в проект включены разнообразные формы работы с детьми, они представлены также  в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей;

     Выводы: подводя итоги проделанной работы по краткосрочному образовательному проекту: «Скоро в школу мы пойдем!» с детьми подготовительной к школе группы от 6-7 лет,  необходимо отметить, что в ходе реализации проекта в рамках «Дня знаний»   дети проявили активную заинтересованность, у детей подготовительного к школе возраста сформировались знания о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.

      То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей о школе и мотивационной готовности к школе.

     Также на протяжении реализации всего проекта, в коллективе наблюдалось любознательное, доброжелательное настроение.

     Важно отметить, что у воспитанников повысился уровень знаний по теме проекта, они ориентированы на школу, на получение знаний, а совместная деятельность детей, родителей, воспитателя и логопеда еще более всех сплотила.

Список литературы:

1. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]/ Л.И.Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2006. - №3.-С. 42-45.

3. Герцен, А.И. Реферат на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в подготовке детей 5-6 лет к школе: [Электронный ресурс]/ А.И.Герцен// www.nauka-pedagogika.com.- 1993.-13 января.

4. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961.  – 12-13 с.

5. Материалы интернет-сайтов:  международный интернет портал МААМ.RU

6. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»

7. Никитина А.В. «33 лексические темы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....

Кружковая работа. Тема: « Скоро в школу мы пойдём».

Кружковая работа.  Срочно учимся читать Тема: « Скоро в школу мы пойдём»....

Долгосрочный проект "Скоро в школу мы пойдём" в подготовительной группе.

Долгосрочный проект "Скоро  в школу мы пойдём" в подготовительной группе....

Проект на тему «Скоро в школу мы пойдём».

Формировать личностные качества дошкольников, необходимые для овладения учебной деятельности: любознательность, инициатива, творческое воображение. Задача детского сада и родителей – помочь ребё...

Тема: «Скоро в школу!» итоговое занятие в подготовительной группе

Цель:  Обобщить знания, полученные в течение года....