Особенности познавательного развития детей с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике

Алыева Надежда Владимировна

Главная проблема, которую замечают психологи при обследовании перед поступлением в школу у детей с ЗПР – не сформированность познавательной сферы, особенности подобного состояния накладываются на другие психические процессы.

Незрелость функций, выполняемых центральной нервной системой, препятствует полноценному образовательному процессу. Ребята не могут анализировать, сопоставлять информацию, с трудом запоминают новое. Уже в первые месяцы обучения в школе, их отставание от сверстников бросается в глаза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР

Главная проблема, которую замечают психологи при обследовании перед поступлением в школу у детей с ЗПР – не сформированность познавательной сферы, особенности подобного состояния накладываются на другие психические процессы.

Незрелость функций, выполняемых центральной нервной системой, препятствует полноценному образовательному процессу. Ребята не могут анализировать, сопоставлять информацию, с трудом запоминают новое. Уже в первые месяцы обучения в школе, их отставание от сверстников бросается в глаза.

Из-за таких особенностей, малыши не способны запомнить написание букв, путают похожие литеры, не могут составлять предложения из слов. Им сложно пересказывать, учить тексты наизусть, трудно переписывать цельный текст и очень – создать собственный.

Исходя из возникающих трудностей, перед специалистами стоит проблема особенностей познавательной сферы деятельности детей с задержкой психического развития (кратко ЗПР).

Восприятие и ощущение

Знание об окружающем мире, о себе, в начале жизни основываются на физических ощущениях: зрении, тактильных ощущениях, слухе, вкусе. Функция органов чувств у детей с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в отличие от сверстников, редко способны составить из впечатлений целостный образ, достоверно отражающий информацию об окружающем мире.

Развитие восприятия ведется по двум направлениям:

Формирование представлений о свойствах предметов.

Формирование перцептивных действий, нужных, чтобы анализировать свойства реальных предметов.

У ребят складываются фрагментарные знания об окружающем мире. Это объясняется не скудностью жизненного опыта. Дети с задержкой психического развития просто не узнают знакомый предмет в незнакомом ракурсе или положении.

Им сложно сопоставлять реальную вещь, изображение и/или схему. Виденный вживую апельсин, они не узнают на рисунке.

Кроме того, патология замедляет получение и обработку информации от органов чувств. За короткий период, ребенок не успевает ухватить все мелкие детали увиденного-потроганного. Ему необходимо больше времени на усвоение стандартного объема информации.

Сложности возникают и при попытках:

Вычленить часть из целого.

Собрать части в единое целое.

При попадании в непривычные условия, скорость освоения получаемой информации падает еще сильнее.

Внимание

Проблемы с концентрацией внимания характерны для всех ребят с диагнозом ЗПР. При этом, в зависимости от разновидности заболевания, степень проблем с концентрацией у всех разная.

Психолог Г. И. Жаренкова утверждает, что проблема концентрации внимания проявляется у всех по-разному. Она выделяет три варианта:

Достаточное напряжение внимания и концентрация в начале выполнения работы, постепенное его ослабевание по мере продвижения вперед.

Рассеянность на начальном этапе, постепенное нарастание сосредоточенности к конечному периоду занятия.

Периодические смены периодов напряжения – расслабления внимания на протяжении всего времени выполнения задания.

Эти особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР учитываются при составлении плана коррекционного занятия.

Запоминание

Память у ребят с диагнозом снижена. Причем происходит снижение показателей всех видов памяти. В случае отсутствия коррекционной работы, некоторые варианты запоминания вообще не формируются или проявляются крайне слабо:

Опосредованное запоминание страдает сильнее всего, так как эта форма памяти развивается к 5-6 годам, формируясь на основе уже развитых умений обобщать и систематизировать информацию. Которые у ребят с ЗПР к этому возрасту слабо сформированы. Именно из-за этого начинаются проблемы с обучением со младших классов школы.

Механическая память работает так же, как у сверстников. Однако процессы запоминания даются тяжелее. В начальных классах школы, дети с ЗПР, выполняя домашнее задание, опираются на механическую память. Зазубривают, заучивают текст, не понимая его смысла.

Непроизвольное запоминание так же снижено.

Произвольное запоминание находится на одном уровне со здоровыми детьми. Однако при усилении нагрузки, помещении в непривычные, стрессовые условия, оно падает, выдавая отставание психических функций.

Мышление

Мышление детей с задержками психического развития нередко является поверхностным. Их интеллект не способен к полноценному анализу и обобщению информации.

Даже в подростковом возрасте они не обладают гибким умом, используют однажды сработавший способ решения проблемы в похожих, но не идентичных ситуациях. Им сложно подстроить прием под изменившиеся обстоятельства. Сильнее всего отклонения проявляются в области словесно-логического мышления, считающегося самым сложным для детей с подобным диагнозом.

Однако к 12 годам у таких детей постепенно формируется способность справляться с задачами на опыте, что и позволило врачам говорить о замедлении развития процессов мышления, а не нарушениях в них.

Речь

На речевую деятельность тоже откладывает отпечаток степень развития познавательной функции у детей с ЗПР. Она имеет несколько особенностей:

Скудный словарный запас. Пассивный словарный запас практически отсутствует. Понимание значения слов смазано, иногда в корне неверно.

Неправильное восприятие словообразования. Ребята не понимают, по какому принципу строятся новые слова, часто ошибаются, пытаясь образовать новое слово, превратить существительное в прилагательное.

Ошибки в грамматическом построении речи. Сложности с подбором верных окончаний у слов.

Проблемы с построением сложных, многословных предложений.

Сложность или невозможность создать монологическое высказывание из нескольких связных предложений.

Детки с ЗПР не понимают, что речь – это тоже отдельный вид деятельности, требующий тренировки, развития, применения освоенных навыков.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

Бородина Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов//Аутизм и нарушения развития. 2012. №4 (39). С. 1-18.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. С. 257-321.

[Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)

The Dynamic Duo: Combining noninvasive brain stimulation with cognitive interventions.Sathappan AV et al. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. (2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности познавательного развития детей с 1 до 3-х лет"

краткое описание развития познания у детей раннего возраста....

"Особенности познавательного развития детей 3-4 лет" консультация для родителей

"Особенности познавательного развития детей 3-4 лет " консультация для родителей...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

•Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта р...

"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....